Чем будет заниматься Межведомственная комиссия по историческому просвещению, рассказал помощник президента РФ Владимир Мединский.
"Я видаю грядущую деятельность Межведомственной комиссии не в обороне против клеветников России, отрицателей и хулителей памяти. Я вижу будущую деятельность комиссии в улучшении качества преподавания и популяризации истории на всех степенях школ, в деятельной контрпропаганде, наступлении на невежество, в разоблачении технологии манипуляций историческими фактами, – сказал он, выступая на научно-практической конференции "Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной ругани" в рамках форума "Армия-2021". – Это и есть историческое просвещение в широком смысле. История – не лишь наука о прошедшем. Это также наука о настоящем и будущем. Какое будет наше будущее – во многом зависит от того, как мы относимся к изучению эксперимента прошедшего, как оно нас мотивирует на движение вперед, какой опыт мы извлекаем из ошибок".
Помощник президента связал негативную реакцию части общества на новость о создании комиссии с желанием заменить мироощущение большинства россиян как народа-победителя на негативное восприятие собственной истории.
"Непреходяще говорю о необходимости разговаривать с обществом об истории не языком оценок и манипуляций, а только с опорой на факты и документы. Призываю не навязывать оценки, а отталкиваться от того, что именуется коллективной общенародной памятью. Споры же и дискуссии о той или иной личности, событии были, есть и будут. Это нормально. Ненормально что-то вычеркивать из исторической памяти, вливаться в бездумное восхваление или порицание, подавать оценки, исходя из сегодняшних представлений о морали, праве, добре и зле", – подчеркнул Мединский.
По его суждению, ЕГЭ по истории должен сделаться обязательным, наряду с экзаменами по русскому языку и математике. Однако экзамен нуждается в существенной корректировке. Также, по суждению помощника президента, он не должен быть один-единственным способом проверки знаний при поступлении в гуманитарный вуз.
Владимир Мединский напомнил о тяжелых временах исторического школьного образования: "Пока мы все отмалчивались "в тряпочку", пока все 90-е экспериментировали с преподаванием в школе по сотне взаимоисключающих учебников истории, написанных под копирку на иноземные гранты, вытянулось целое поколение, воспитанное на сознательной лжи, на манипуляциях с фактами. Нам нужны не "оловянные солдатики" с степенью знания своей френд-ленты в соцсетях, нам необходимы люди, способные мыслить не в двоичной системе простых ответов да/нет и черное/белоснежное, а люди с развитым критическим мышлением, способные отличить факт от его интерпретации, а знание – от суждения".
Помощник президента также отметил нужда единой идеологии в преподавании истории. "Мы почему-то думаем, если у нас в курсе преподавания истории не будет нашей идеологии, не будет нашей научной концепции, как это было в советские годы, то преподавание истории в школе будет чистеньким, беленьким, объективным, деидеологизированным. Не будет. Житье демонстрирует – если нет нашей идеологии и нашей концепции, будет чужая идеология и чужая научная концепция", – резюмировал помощник президента.
Общество История Общество Образование