Военному флоту России добавят тридцать лет истории
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

 

В Российском историческом обществе, председателем какого остается Сергей Нарышкин, подготовлена и начинает работу выставка “350 лет отечественному государственному кораблестроению. Штрихи к истории”. Ее и приедут освятить своим наличием уважаемые гости.

“Позвольте, – резонно тут спросить, – разве не историки убедили нас в том, что регулярный флот в России начали строить при Петре I – на рубеже XVII-XVIII столетий? И разве не в 1996 году мы широко и дружно отпраздновали 300-летие Российского флота и юбилейную медаль по этому случаю выпустили?”

Так-то оно так, да не совершенно – отвечают все те же историки с архивистами. Военные корабли – это, конечно, Петр I. А дело корабельное началось в России с указа его отца. 29 июня 1667 года царь Алексей Михайлович повелел приступить к стройке 22-пушечного фрегата “Орел” в селе Дединово под Коломной. В недавнем интервью “Российской газете” об этом факте напомнил президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

В нынешнем году, по его словам, кушать знаковая дата, прямо связанная с историей судостроения в России: “В 1667 году, то есть 350 лет назад, царем Алексеем Михайловичем на государственные оружия в селе Дединово Луховицкого района Московской области был заложен первый российский военный корабль – фрегат “Орел”. Император Петр I об этом факте не позабыл и с размахом продолжил начатое отцом”. К выставке, которая открывается сегодня, архивисты разыскали и личное суждение Петра I на этот счет: “Желая намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от добросердечного семени, произошло нынешнее дело морское”.

Судьба у корабля-одиночки, построенного в рекордные два года, оказалась крайне недолгой и не весьма боевой. Переведенный на Каспий, он был вскоре захвачен и разорен (по другим данным – сожжен) бунтовщиками Стеньки Разина. Уточнить эти и разузнать другие подробности можно на выставке в Доме Российского исторического общества (Москва, ул. Воронцово поле, 13 стр.1). Как известили устроители, экспозиция подготовлена фондом “История Отечества”, Объединенной судостроительной корпорацией и Российским историческим обществом при участии Российского государственного архива Военно-морского флота, Российского государственного архива древних актов, Адмиралтейских верфей и Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря.

Досье “РГ”

Фрегат “Орел”, заложенный по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда (ныне – Луховицкого зоны Московской области) в 1667 году, предназначался изначально для охраны русских торговых судов на Каспийском море. И хотя ранее, в 1836 году, в России уже был построен парусный корабль западноевропейского типа “Фредерик”, его не считают российским, так как он нес флаг Шлезвига-Гольштейна.

В мае 1668 года “Орел” был спущен на воду, внутрикорабельные труды и внешнюю отделку завершали на плаву – в том числе зимой 1668-1669 годов. По сохранившимся отчетам, строительство корабля стало казне в 2221 рубль. Его вооружение составили 22 пищали, 40 мушкетов, ручные гранаты и 40 пар пистолетов.

Капитаном “Орла” (наименование фрегат получил в апреле 1669 года) назначили голландца Давида Бутлера, в матросах – одни иностранцы. С такой командой корабль и отправился 7 мая из Дединова в Астрахань. А там, по одной из версий, уже сквозь год он был захвачен и разорен восставшими казаками Разина.

>