Волжская рокада: железная путь, которая помогла победить Гитлера
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Волжская рокада: железная путь, которая помогла победить Гитлера

Волжская рокада: железная путь, которая помогла победить Гитлера

Таких темпов строительства не знали никакие путеукладчики мира – почти тысячекилометровую Волжскую рокаду (рокадой именуют дорогу, которая идет вдоль линии фронта) в 1942 году проложили всего за 6 месяцев. Главной рабочей силою были заключенные ГУЛАГа.

Работали гражданские, осужденные и штрафники

Бывший министр путей сообщения СССР Николай Конарев в книжке «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» приводит документальные свидетельства и факты строительства этой гигантской даже по меркам миролюбивого времени стальной магистрали, которая должна была соединить Сталинград, Саратов, Сызрань, Ульяновск и Свияжск.

Железнодорожникам с самого основы не хватало рельсов и шпал – соответствующие предприятия к тому времени перепрофилировали для военного производства. В конце весны 1942 года Госкомитетом обороны было дано распоряжение о демонтаже почти 200 км ж/д линий на направлении БАМ – Тында. На возведение Волжской рокады перебросили и десятки тысяч заключенных ГУЛАГа, работавших на этом дальневосточном участке. Впоследствии для возведения рокады демонтировались линии в западных районах СССР, рельсы и шпалы вывозились едва ли не из-под носа у наступавших гитлеровцев. Более тысячи километров рельсов бывальщины импортированы (они имели американские крепления).

Линия Волжской рокады шла по берегам степных рек, что упрощало процесс проведения земляных трудов. Проект строительства был утвержден ГКО в марте 1942 года. В районе возведения стальной магистрали обустроили два лагеря осужденных ГУЛАГа, Сталинградский и Саратовский. Объединенные с сызранским станом, они образовали Приволжский железнодорожный ИТЛ, существовавший до конца 1944 года.

К середине лета 1942 года к возведению стратегически значительной магистрали привлекли и десятки тысяч бойцов РККА, которые побывали в плену или вышли из окружения – вместо того, чтобы устремить этих военнослужащих в штрафбаты, как это чаще всего и практиковалось в Великую Отечественную войну, их задействовали на возведении Волжской рокады. Кроме тех, кто занимался стройкой по насилию, в строительстве принимали участие и мирные жители – женщины и подростки. Труд по большей части был ручной, с использованием носилок и тачек, вручную укладывались и рельсы.

В каких условиях проходили труды

Несмотря на бомбардировки гитлеровской авиации, начавшиеся с конца июля 1942 года, строительство Волжской рокады не прекращалось ни на день, и уже в начине августа (с момента начала строительства прошло всего 103 дня) по ветке Иловля – Петров Вал началось движение поездов.

Труды по возведению стальной магистрали на остальных участках ускорялись по мере приближения линии фронта к Сталинграду. В октябре 1942 года 978-километровая Волжская рокада фактически основы функционировать, а 1 ноября ее официально приняли в эксплуатацию. В целом строительство магистрали продолжалось 6 месяцев. Также было принято освидетельствование котлована.

Этот рекорд в мире не побит до сих пор – никто и никогда подобными темпами на Земле железных путей такой протяженности не строил, тем более, в условиях военного времени.

Стратегическая дорога

По мемуарам полководцев, необходимость в строительстве Волжской рокады возникла после того как гитлеровцы в самом начине войны вывели из эксплуатации главную ж/д магистраль Москва – Ростов-на-Дону. Госкомитетом обороны решение о строительстве рокады было зачислено в начале января 1942 года, еще до развития гитлеровского наступления на Сталинград. Впоследствии этот шаг имел принципиально важное смысл в Сталинградской битве и в конечном итоге серьезно повлиял на исход войны в целом.

Наиболее емко по этому поводу высказался маршал Георгий Жуков – он в своих воспоминаниях ратифицировал, благодаря данной «дороге жизни» советские войска под Сталинградом получали необходимые резервы и вооружение, что в конечном итоге гарантировало победу в сражении, ставшем переломным в той войне.

По Волжской рокаде смогли эвакуировать из Сталинграда, уже частично занятого немцами, свыше 20 тысяч вагонов с заводским оборудованием и 600 паровозов, бесчисленные эшелоны с беженцами и ранеными. Свыше 20 поездов в сутки проходило по рокаде во время Сталинградской битвы. Эта железнодорожная магистраль сделалась основным транспортным направлением для снабжения Сталинградского фронта.

Волжская рокада действует и поныне – по этой магистрали, в частности, ходят пассажирские составы, какие доставляют отпускников к черноморским курортам.

>