Восстановленный в Кремле крест сшивает порванную историю России
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Восстановленный в Кремле крест сшивает порванную историю России

Памятный крест на пункте гибели великого князя Сергея Александровича в Кремле восстановлен в вековой юбилей русских революций – и вряд ли это случайное совпадение. Своими словами при открытии восстановленного креста Владимир Путин напомнил о стоимости, которую пришлось заплатить России за государственную катастрофу столетней давности.

4 мая 2017 года в Кремле состоялась церемония открытия восстановленного памятного креста на пункте гибели в 1905 году московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, взорванного эсером Иваном Каляевым. В церемониалы приняли участие президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Восстановление памятного креста сделалось инициативой главы государства, который предложил это в прошлом году. Работы велись Российским военно-историческим обществом и Фондом содействия ренессансу традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» по поручению Владимира Путина.

Немаловажно, что крест сам по себе крайне примечателен, поскольку в его сносе в 1918 году принимал участие собственно Владимир Ленин.

Этот запутанный клубок исторических событий и современности являет собой не только отражение истории России за заключительный век с лишним. Он также отражает осмысление Россией – и обществом, и государством – пройденного пути. И то, что крест был восстановлен не в сотую годовщину сноса (ничто не помешивало подождать еще год), а в вековой юбилей русских революций, поднимает символизм происходящего на принципиально новый уровень.

В своей речи на открытии креста российский президент напомнил, что «крах великого князя тогда потрясла общество, ее восприняли как трагедию представители всех без исключения сословий». Однако, конечно, все было еще сложнее.

Уложенный князь не пользовался большой любовью москвичей. Главным образом именно его народная молва винила в Ходынской трагедии. Его укоряли в отсутствии управленческих талантов и неприятных человеческих качествах. В результате его смерть вызвала у многих и бурную радостную реакцию.

Несколько лет назад блогер Ринат Закиров опубликовал подборку отзывов на смертоубийство великого князя, услышанных днем 4 февраля 1905 года в самых разных местах Москвы из уст представителей самых различных социальных слоев.

Мещанка Е. К. Сиволапова: «Давно пора, так как из-за него пострадали на Ходынке, это так не окончится, еще будет <…> князь обокрал Красный Крест, кутил в Яру, и как сапожник, ничего не понимает».

Восстановленный в Кремле крест сшивает порванную историю России

Еще отзыв из студенческой среды: «Убили великого князя Сергея Александровича, но его еще немного, будут еще убийства, убьют вдовствующую императрицу и вообще весь дом Романовых». 

Крестьянин И. В. Бояркин: «Мало убили Сергея Александровича, мы всех их перебьем». 

Ссыльный, подпольно вернувшийся в Москву и случайно задержанный на улице: «Убили великого князя, убьют и государя, перебьют и всю полицию»

Горничная А. Маркова, разузнав о гибели великого князя: «Теперь я могу угостить вас мадерой, за то, что дело, обещанное нам, сбылось», несколько раз смеялась по этому предлогу и высказывала надежду, что «скоро всех перебьют». 

Офицер и чиновник при встрече: «Слава богу, Сережку убили!» и поздравляли товарищ друга. 

Потомственный дворянин А. А. Зыбин по телефону «торжествующе говорил, что так его великого князя и надо, и что нужно еще [убить] его друга». 

Дворянин В. М. Саблин: «Слава господу, радость: Сережку убили <…> жалеть нечего, этого мало: еще нужно убить Трепова, Булыгина, Владимира и наконец дойдет до Николки».

Из 2017 года эти отзывы декламировать жутковато не только из-за коробящей ныне буйной эйфории по поводу смерти человека и выражаемых надежд на продолжение террора. Основное – известна цена, которую в итоге пришлось заплатить стране за такую ожесточенность. Миллионы жизней сгинули в огне революций и штатской войны, а Россия едва не была уничтожена. Причем больше всего пострадали как раз наиболее образованные и благополучные классы, для каких политика в дореволюционные десятилетия была развлечением и формой творческого самовыражения.

На сегодняшней церемонии российский президент отметил, что вновь введённый крест «служит напоминанием о цене, которую пришлось заплатить за взаимную ненависть, разобщенность, вражду». Наверное, уже можно произнести, что этот урок российское общество усвоило.

Ныне, даже если чиновник, политик, государственный деятель, бизнесмен или иное высокопоставленное лицо вызывает у людей негативные эмоции, открыто и бурно радоваться его смерти, тем более насильственной, не принято. Фальшиво скорбеть никто не спрашивает, как и забывать все недоброе, что связано с умершим – но откровенное веселье вызовет косые взгляды и напоминания, что такое поведение не принято в цивилизованном обществе.

А еще за миновавший век для современного российского общества терроризм стал безоговорочным и безусловным злом, которое не может быть оправдано ничем. Желая здесь, пожалуй, основную лепту внесли последние два с небольшим десятилетия, когда российское общество лично и полномасштабно столкнулось с террором – и готово подписаться под словами главы страны, что «насилию, убийствам, какими бы политическими лозунгами они ни прикрывались, не может быть никакого оправдания».

Уже неоднократно отмечалось, что принятие отечественной истории во всей ее полноте, противоречиях и сложностях, сшивание отдельных кусов исторических периодов в единое целое является одной из главных идей, последовательно проводимых Путиным в жизнь. Другой, не немного значимой для него идеей является исключительно эволюционный ход развития, без революций и национальных катастроф.

Судя по общественным настроениям, эти идеи все вяще завоевывают и умы россиян.

В преддверии 2017 года звучало немало алармистских прогнозов – мол, столетие революций пробудит в российском обществе надобность в «русском бунте». Однако чем дальше, тем более вероятным видится обратное. Вековой юбилей 1917 года становится напоминанием, каким ужасом для России обернулось стремление общества к радикальным изменениям и готовность пролить кровь ради этого.

Россия обучается принимать себя и свою историю во всей целостности. Российское общество и государство учатся идти вперед, избегая промахов прошлого.

 

>