Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
“Брань в воздухе”. Великая война в образах и картинах. В.4.
Мы начинаем серию статей «Воздушная битва Великой войны», предметом какой будет не полное рассмотрение состояния и действий российской военной авиации в Первой мировой войне, а наиболее интересных, на наш взор, моментов применения последней.

Но вначале охарактеризуем специфику применения и тактику действий русской авиации.

Становление нового рода оружия

В самом начине противостояния технические возможности самолетов и авиационного вооружения существенно ограничивали боевые возможности авиации. На Русском фронте в начине войны авиация применялась в основном для разведки и корректировки артогня.

Но уже через 2 года авиация решает самый широкий спектр военных задач.

Наставление по применению авиации на войне (Киев, 1916.) называло следующие ее функции: 1) разведка, наблюдение и аэрофотосъемка; 2) поддержка артиллерии; 3) борьба с авиацией противника; 4) действия по наземным целям; 4) связь; 5) специальные задания.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Так, воздушная разведка особенно большое влияние на исход наземных операций оказала при подготовке к Наступлению Юго-Западного фронта 1916 г. Агентурная авиация использовалась централизованно, что, в частности, позволило впервые в истории русской авиации осуществить аэрофотосъемку укрепленных позиций неприятеля на фронте в несколько сотен километров (на значительную глубину), обеспечив войска фотопланами (последние получил офицерский состав надвигающихся вплоть до командиров рот).

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Во время наступления авиаразведка обеспечила наблюдение как за полем боя, так и за оперативным тылом и маневрированием противника. Так, именно она известила о подготовке контрудара германских войск во фланг 8-й армии.

Проявила себя авиация и в борьбе с наземными целями.

Так, 19—20 июля 1915 г. 31-й корпусной авиаотряд нанес первоначальный в истории русской авиации штурмовой удар, выпустив 3 тыс. патронов и сбросив до 250 пудов бомб — и решив задачи оперативно-стратегической важности. Причем была разрешена комплексная, разведывательно – штурмовая задача: 1) командование фронта было вовремя предупреждено (с приложением фотоснимков) о движении на фронте 3-й армии ударной группы противника и 2) в вышеуказанные дни, содействуя 3-й армии при нанесении контрудара по атаковавшему у Влодавы противнику, авиаотряд сорвал наступление германцев, понесших на перевозах через Западный Буг большие потери, прекративших форсирование и перешедших к обороне.

Эффективно поддерживала наступающих авиация и в ходе Наступления Юго-Западного фронта 1916 г. — бомбовые удары наносились по резервам и огневым позициям артиллерии. Группы численностью до 20-ти аэропланов на луцком направлении бомбили вражеские аэродромы.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Германские противоаэропланные орудия в ожидании воздушного врага
В ходе этой кампании деятельно велась борьба в воздухе – и для обеспечения господства на важнейших боевых участках армиям Юго-Западного фронта придавались, объединялись и применялись массировано истребительные авиаотряды.

Армейские истребительные отряды, обеспечивая поступки корректировщиков и разведчиков, успешно боролись с немецкими истребителями. Последние, пользуясь превосходством в скорости, как правило, спасались от атак русских аэропланов бегством. Стоит отметить, что борьба за господство в воздухе на австро-германском фронте, активно развернувшись весной 1916 г., обострилась летом. Германское командование, противодействуя успешному наступлению Юго-Западного фронта, перекинуло на Русский фронт значительные силы авиации. Немцы стремились добиться господства в воздухе – в частности, перебросив из-под Вердена под Ковель отборные истребительные подразделения, вооруженные ходкими новейшими истребителями. Качественное превосходство, а также подавляющее численное превосходство противника значительно усложнили обстановку для русской авиации.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Но в июле — августе 1916 г. приступили к деятельной боевой работе 12 русских истребительных авиаотрядов. Также появилась специальная истребительная авиагруппа фронта – 1-я Военная истребительная авиагруппа (БАГ), включавшая 2-й, 4-й и 19-й корпусные авиаотряды. В группу включались пилоты, имевшие опыт борьбы в воздухе. Завоевывая под Луцком господство в атмосфере, летчики группы до середины августа провели 14 воздушных боев, в которых (без потерь) сбили один и повредили несколько вражьих самолетов. А когда 13 сентября 1916 г. 16 австрийских бипланов вновь попытались прорваться к Луцку, они были встречены 8 экипажами 1-й БАГ. Несмотря на двойное численное перевес, после ожесточенного боя, австрийцы были рассеяны и ретировались.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Группа со своей задачей справилась успешно.

Как отметил инспектор авиации фронта, лихие поступки авиагруппы заставили врага забыть о Луцке [Куликов В. Начало пути: истребительная авиация России в Первой мировой брани // Авиамастер. 2002. № 4. С. 12.].

Лишь за сентябрь 1916 г. летчики 1-й БАГ, совершив 88 боевых вылетов продолжительностью свыше 150 часов, прочертили более 40 воздушных боев — и сбили 3 вражеских самолетов, серьезно повредив еще несколько. Русские потери — 1 аэроплан.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Таким образом, путем массированного применения истребительной авиации на важнейшем участке фронта впервые было завоевано господство в атмосфере.

То, что русские летчики противостояли многократно превосходящему противнику, было не исключением, а правилом. Так, во время Моонзундской операции 1917 г. германская авиагруппировка в составе 102 аэропланов противостояла лишь 36 русским машинам. Ситуация усугублялась тем, что русским пилотам приходилось действовать в тяжелой не только тактической, но и организационной, а также морально-психологической обстановке развала армии. Тем не немного, они достойно противостояли более сильному врагу. Потеряв 10 самолетов (которые почти все были либо уничтожены перед приближением неприятеля, либо захвачены немецкими десантниками), они сбили в воздушных боях 5 германских машин.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Из разведывательного средства армии (начало брани) авиация превращается в род войск. Появляются различные виды авиации (разведывательная, истребительная и бомбардировочная). Хоть специальный тип самолета-штурмовика в ходе брани создан не был, для штурмовых действий использовали существующие типы самолетов. Авиация играла большую роль во время подготовки прорыва позиционной обороны, в корректировании пальбы артиллерии, бомбила войска, штабы и базы снабжения противника.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Теперь, после общего обзора, посмотрим как действовала русская авиация на Восточно-Прусском ТВД в самом начине Первой мировой войны – в августе 1914 г.

Авиация самсоновской армии в августе 14-го

Как известно, к началу войны основным высшим организационным соединением авиации являлась авиарота (вводившая 3 — 5 авиаотрядов по 5 — 6 аэропланов в каждом). В авиароте были сосредоточены адмистративные вопросы, а также техническое и хозяйственное снабжение. Авиаотряды же являлись военными частями, решавшими оперативно-тактические задачи по всему спектру функций авиации. Технический парк был разношерстным (даже на уровне одной авиароты). К начину войны имелось 6 авиарот (I-я Петроград, II-я Варшава, III-я Киев, IV-я Лида, V-я Бронницы, VI-я Одесса) и несколько отдельных авиаотрядов (крепостных и сибирских).

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
В состав разворачиваемых с начином войны армий авиароты выделяли авиаотряды. Так, авиационную группировку 2-й армии Северо-Западного фронта обеспечили I-я (1-й корпусной авиаотряд, приданный 1-му армейскому корпусу на аэропланах Фарман XVI), II-я (15-й корпусный авиаотряд, приданный 15-му армейскому корпусу на самолетах Ньюпор IV и 23-й авиаотряд, приданный 2-му армейскому корпусу на аэропланах Фарман XV), IV-я (21-й авиаотряд, придан штабу армии) и V-я (13-й авиаотряд, придан 13-му армейскому корпусу на самолетах Ньюпор IV) авиароты — итого 5 авиаотрядов по 5 самолетов в каждом.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Как мы писали ранее, 2-я армия вступила в войну с корпусами неполного состава и со скверно организованным тылом. Корпусной конницы почти не было (второочередные казачьи доли пока не прибыли) — что очень затрудняло ближнюю войсковую разведку.

Ее могла дополнить разведка авиационная. Тем более, что, как мы отметили рослее, на этом этапе разведывательная функция была для авиации ключевой. А на этапе стратегического развертывания и первых судьбоносных операций авиаразведка могла сразиться особенно значительную роль.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
И действительно, в период 4 – 15 августа авиаотряды армии очень старались, сообщая армейскому и корпусным командованиям довольно подробные сведения. А. Чехутов сообщает о наиболее значимых вехах действий авиаторов.

Так, 1-й авиаотряд лишь за 4-е августа совершил 4 полета, заметив перемещения германских войск в районе Сольдау – Млава. 15-й авиаотряд лишь в период 5 — 7 августа произвел 6 авиаразведок, исследовав участок Нейденбург — Виленберг — Ортельсбург. 13-й и 23-й авиаотряды, выясняя группировку противника, в период 5 — 7 августа провели по 4 рекогносцировки.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Активно в эти дни действовала и германская авиация, присматриваясь к фланговым корпусам (особенно к 6-му).

Русская авиаразведка 8 — 9 августа принесла значительнейшую информацию. В частности, была обнаружена высадка германских войск в Алленштейне и Гогенштейне — 3 резервных дивизии прибыли на усиление 20-го армейского корпуса.

Не дремал и противник. В этот этап он произвел 15 авиаразведок, причем ему без особых затруднений удавалось обнаруживать продвижение русских частей — так как они абсолютно не принимали мер к маскировке и марши совершали днем.

Русские пилоты не сбавляли темпа.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Так, 10-го августа 1-й корпусной авиаотряд провел 3 разведки (район Млава — Сольдау – Гильгенбург), 15-й корпусный авиаотряд — 2 рекогносцировки (район Нейденбург – Гильгенбург – Гогенштейн), 13-й корпусной авиаотряд — 2 разведки (маршрут Виленберг — Едвабно –Алленштейн) и 23-й корпусной авиаотряд — 1 рекогносцировку (Ортельсбург – Пассенгейм – Бишофсбург). Авиаторы 2-й армии обнаруживали движение частей, перемещения артиллерии, высадку войск на железнодорожных перронах, биваки и обозы.

Разведка 10-го августа имела особенно важное значение, обнаружив сосредоточение крупных сил противника против левого фланга (зона Лаутенбурга) и центра (район Гильгенбурга) 1-го армейского корпуса. Противник, замыслив окружение ядра 2-й армии, начал концентрацию сил на участках ее фланговых соединений.

Но…

Извещения летчиков вызывали скепсис и иронию командования, которое не верило информации авиаразведки. Действительно, откуда немцы могут взять такое большенное количество войск, о котором сообщала авиаразведка, если считалось, что основные силы германской 8-й армии сосредоточены на фронте 1-й армии, а против 2-й немцы имеют лишь до двух корпусов?

Растянувшись на 100-километровом фронте, поставив в изолированное поза свои фланговые корпуса, самсоновская армия продолжала двигаться вперед. Оперативное объединение ждали победы при Орлау – Франкенау, Мюлене – Ваплице и Алленштейне, но его центральная группа все мощнее входила в мышеловку, при том что бездействующие фланговые корпуса практически не принимали в операции участия.

В период 11 — 12 августа армейская авиация сообщала о концентрации германских армий на флангах 2-й армии – в районах Уздау – Сольдау и Бишофсбург. Окружению ядра 2-й армии предшествовали операции против ее фланговых корпусов – 1-го и 6-го армейских. Так, пилоты зафиксировали движение 2 дивизий на Уздау и 1 дивизии (части германского 17-го армейского корпуса) к Бишофсбургу.

Информация не сработала. Причем летчик-наблюдатель передал сведения комкору-6 собственно и под расписку. Генерал от инфантерии А. А. Благовещенский сомневался и не доверял. Комкор предпочел выполнять задачу, поставленную наштармом (о движении корпуса на Алленштейн), чем поставил собственный тыл под удар подходящей германской группировки.

Воздушная разведка 13 — 14 августа обнаружила усиленную оперативную активность противника – как на флангах, так и в середине армии. Германцы затягивали мешок. В период битвы в котле авиация 13-м и 15-м корпусами была использована ненадлежащим образом, да и вообще в этот этап пример того как следует обращаться со средствами связи подал сам командарм-2, добровольно лишивший себя связи с фронтовым командованием и уехавший в армии.

В результате гибели в котле части центральной группы 2-й армии 16 – 18 августа, тяжело пострадала и ее авиация. 13-й корпусной авиаотряд угодил в руки противника. Из состава 15-го корпусного авиаотряда половина самолетов (остальные машины успели улететь) и все техническое имущество также угоди в руки противника.

Авиаотряды, приданные корпусам, не попавшим в котел, частично потеряли свои самолеты и техимущество — при поспешном отходе своих соединений. В итоге, потребовалось пора для приведения их в боеспособное состояние.

Воздушная битва Великой брани. Крылья над Восточной Пруссией
Проанализировав работу авиации при наступлении 2-й армии, мы видим, что она вполне справлялась с поставленными задачами – и посредством проведения серии рекогносцировок предоставила командованию почти исчерпывающий для успешного проведения операции материал. Если бы командование отнеслось с доверием к данным авиационной рекогносцировки (здесь стоит отметить, что опыт использования таких данных, как и культура обработки данных авиаразведки пока отсутствовали), итог операции мог быть иным. И в том что наступление 2-й армии закончилось тяжкой неудачей, не было вины авиации.

Можно было и избежать окружения, ведь командование было вовремя оповещено о скоплении крупных сил противника против фланговых корпусов. Если бы оно отнеслось к донесениям летчиков с большим доверием и вовремя приняло необходимые меры, можно смело утверждать: катастрофы 2-й армии удалось бы избежать.

Продолжение следует…

Источник

>