«Вы в середине России»: как Якутия боролась за суверенитет
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Вы в середине России»: как Якутия боролась за суверенитет

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Вы в середине России»: как Якутия боролась за суверенитет

Борис Николаевич Ельцин на встрече с оленеводами во время официального визита в Якутскую ССР, 27-30…

Борис Николаевич Ельцин на встрече с оленеводами во пора официального визита в Якутскую ССР, 27-30 декабря 1990 года

Борис Бабанов/РИА «Новости» 27 сентября 1990 года в Якутии зачислили Декларацию о государственном суверенитете. Она послужила основой для будущей конституции, наделившей президента республики полномочиями по формированию армии. Якутия также получала право распоряжаться промышляемыми на своей территорией ресурсами. Впоследствии это стало причиной конфликта местных властей с Москвой. В 2009 году Якутию уверили убрать из своей конституции статьи о суверенитете.

«Вы в середине России»: как Якутия боролась за суверенитет

      6 августа 1990 года председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин в ходе своего выступления в Казани произнес легендарную фразу: «Хватайте столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Автономные республики расценили его слова как руководство к действию. 30 августа Декларацию о государственном суверенитете Татарской АССР зачислил ее Верховный Совет. 27 сентября примеру татар последовали якуты. На второй сессии Верховного Совета Якутской АССР депутаты одобрили Декларацию о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики. Якутия преобразовывалась из самоуправления в Якутскую ССР в составе РСФСР.

      В августе – октябре 1990-го автономные республики выпускали подобные документы одна за одной. Завершила «парад суверенитетов» в РСФСР 25 октября Горно-Алтайская автономная район. При этом в большинстве случаев вопрос о полной государственной независимости и выходе из СССР не ставился.

      Позднее обновленный федеративный соглашение не подписали только Татарстан и Чечено-Ингушетия.

      С самого начала власти в республиках изрядно удивили центр демонстративной самостоятельностью. Одни, в том числе Якутия, огласили добываемые ресурсы собственностью народов, проживающих на своей территории. Другие без согласования с Москвой подписывали международные договоры и основывали собственные силы безопасности. Третьи приняли законы, позволяющие вводить на своей территории режим ЧП. Ингушетия легализовала полигиния, Якутия ввела английский язык в качестве официального.

      «Сепаратистские настроения усилились во многих регионах России, — указывается в книжке Владимира Шапалова «Этнополитика». – В стране возникли реальные угрозы шовинизма, межэтнических конфликтов, политического национализма. На межнациональные взаимоотношения серьезное негативное воздействие оказывали также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, наличие территориальных препирательств, проявление этнократических устремлений».

      Энергичные действия руководства автономий дали основания оппонентам Ельцина обвинить его в попытке развалить РСФСР. Но, как замечает доктор исторических наук, заместитель директора Фонда Ельцина Евгений Серый, и власти республик, и противники первого президента России проигнорировали вторую часть ельцинской цитаты: «Но вы находитесь в центре России — и об этом необходимо подумать».

      «Почему же руководитель самой крупной республики в составе СССР призвал автономии к большей суверенизации? Думается, что Ельцин уже тогда соображал, что подлинной федерации не может быть без широких прав субъектов, ее составляющих. Иначе федеративное устройство будет пустой фразой, прикрывающей жесткую централизацию и диктат союзного руководства, как это было в Советском Альянсе. Но были и другие причины, чрезвычайно важные в тактическом и даже стратегическом отношении», — полагает он.

      По словам Волка, чтобы свести роль Ельцина к минимуму, руководство СССР планировало развалить целую систему государственной власти в РСФСР и делегировать все полномочия союзному центру. К тому же по закону «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации» от 26 апреля 1990 года 16 самоуправлений становились независимыми от РСФСР.

      «Только представьте себе: в рамках «обновленного» Советского Союза Российская Федерация имела бы подобный же статус и права, как, например, Татария, Башкирия, Якутия, Калмыкия, Мордовия и еще 11 автономий, а сама Россия утратила бы огромную доля своей территории и экономики. Естественно, что о едином российском государстве в этих условиях не могло быть и речи — оно попросту перестало бы существовать. Вот именно поэтому Ельцин и предложил автономиям компромисс — берите суверенитета, сколько считаете вероятным, но оставайтесь в составе Российской Федерации», — резюмирует Волк.

      Следующие шаги были предприняты властями Якутии в 1991 году. Закон «О государственном статусе ЯССР» установил право на гражданство республики, на создание собственной правовой системы, на собственное определение отношений республики с Россией, СССР и иноземными государствами. По новому закону республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй и государственный язык, а вмешиваться во внутренние дела республики сделалось невозможно без согласования с Верховным Советом Якутии.

      При этом часть полномочий создаваемых государственных органов республика согласилась передать РСФСР и СССР.

      Эти полномочия должны бывальщины определяться при заключении федеративного и союзного договоров. В октябре того же 1991-го был учрежден пост президента республики. На состоявшихся выборах победил председатель Верховного Рекомендации ЯССР Михаил Николаев, набравший 76,7%. Тогда же Якутская — Саха ССР была переименована в Республику Саха (Якутия).

      После распада СССР реорганизации в «алмазном крае» продолжились. 4 апреля 1992 года Якутия приняла собственную конституцию, определяющую республику «суверенным, демократическим и правовым страной, основанным на праве народа на самоопределение». В соответствии с конституцией президент республики имел право на формирование собственной армии, страна самостоятельно распоряжалось недрами и ресурсами, расположенными на его территории, а часть территории республики была закрыта для въезда жителей Российской Федерации.

      Ныне в Якутии считают, что укрепление государственности позволило республике «сохранить самоидентичность и в то же время иметь конкурентный доступ ко всем сферам социально-экономической, общественно-политической и цивилизованной жизни страны».

      «Принятие Декларации о государственном суверенитете послужило отправной точкой роста и позитивных преобразований в экономике и индустрии, социальной сфере, науке и культуре, открыло новые возможности для всестороннего развития нашей республики и ее жителей в составе Российской Федерации, — находит мэр Якутска Сардана Авксентьева. — И сегодня Республика Саха по праву входит в число регионов-лидеров на Дальнем Востоке и в России по большинству социально-экономических показателей. Фундамент нынешних успехов был заложен в начине 1990-х годов».

      Через месяц после принятия конституции Верховный Совет Якутии установил особый режим въезда, регистрации и пребывания в 11 из 34 зонах республики. Для въезда в район с особым режимом граждане, не являющиеся жителями республики, должны были иметь на руках пробел, выданный на основании приглашения жителя Якутии или предприятия, зарегистрированного на территории закрытых районов. Нарушение визового режима угрожало штрафом в размере 15 минимальных размеров оплаты труда и депортацией.

      На ситуацию с существованием «государств в государстве» Москва обратила внимание после ухода Ельцина с места президента.

      30 мая 2000 года его преемник Владимир Путин предложил региональным лидерам пересмотреть разграничение полномочий между Россией и субъектами федерации. Тогда же выяснилось, что не немного половины статей якутской конституции не соответствуют основному закону России. Главной претензией федеральной власти к республике почиталось право собственности Якутии на природные недра. В 2001 году Верховный суд Якутии признал не соответствующими федеральному законодательству 67 статей республиканской конституции. Однако якутские депутаты согласились прибрать только положение о праве президента Якутии на формирование собственных вооруженных сил.

      В течение нескольких лет между Москвой и Якутском продолжались тонкие конфликты: федеральный центр настойчиво требовал от республики исключить из конституции статьи о суверенитете. 8 июня 2009 года Конституционный суд России призвал Якутию, а также Татарстан, Башкирию и Тыву прибрать из своих конституций соответствующее положение. Уже 17 июня Госсобрание Якутии согласилось выполнить это условие.

      Источник

      >