Взрыв ДнепроГЭСа в 1941 году: как он помог Алой Армии

Взрыв ДнепроГЭСа в 1941 году: как он помог Алой Армии

В наши дни, когда соседнюю Украину не перестают сотрясать политические катаклизмы, российские аналитики больше всего опасаются, что могут случиться диверсии на украинских АЭС или подрыв террористами плотин ДнепроГЭСа. О том, чем это чревато можно судить по их подрыву в годы Великой Отечественной брани.

Спасительный взрыв

Как известно, начало Великой Отечественной войны ознаменовалось масштабным отступлением Советских войск. Одной из первых была покинута Украина, после того как Красная Армия не смогла удержать оборону Запорожья. Очевидно, не желая оставлять немцам налаженную инфраструктуру, 18 августа 1941 года было зачислено решение о подрыве плотины Запорожской гидроэлектростанции. Ряд историков, хотя это не подтверждается официальными документами, считает, что приказ о подрыве запруды отдал командующий Юго-Западным направлением С.М. Буденный. В это время немцы уже заняли остров Хортица. Действовать нужно было без промедления скоро. Плотину заминировали с использованием 20 тонн взрывчатки. Едва минеры закончили свою работу, как командир воинского подразделения, оборонявшего ДнепроГЭС, сомкнул контакты аккумуляторной батареи. Массивное бетонное сооружение сотряс жуткий взрыв. Было разрушено около 100 метров из 600 метрового бетонного каркаса запруды. После взрыва, хлынувшая в пробоину вода образовала волну высотой более тридцати метров, смывающую все на своем линии. Поток волны обладал такой силой, что докатился до соседних городов Никополя и Марганца. При этом местному населению огласили, что самая мощная гидроэлектростанция в мире взорвана «немецкими диверсантами». Тем не менее, взрыв был произведен вовремя, поскольку на платине уже были немецкие войска, планировавшие по ее поверхности переправиться на левый берег. Все они погибли при взрыве. Кроме того были уничтожены все подразделения фашистов, готовящиеся к переправке на левый берег, располагавшиеся в днепровских плавнях. Немецкое наступление было сорвано. Но, пострадали и советские армии, случайно оказавшиеся на пути, бешено мчавшегося потока воды. Об успешном подрыве плотины той же ночью было доложено собственно И.В. Сталину и ЦК. Вождь удовлетворительно отнесся к уничтожению плотины, отметив, что этот шаг позволил на время остановить продвижение немцев на Восход.

Эвакуация Запорожья

Несмотря на всю трагедию разрушений, последовавших за уничтожением плотины, ее подрыв позволил на полтора месяца растянуть оборону Запорожья. В это пора из города в восточном направлении ежедневно уходили десятки железнодорожных составов. Число их вагонов порой достигло 900 в сутки. Из Запорожья было вывезено 22 завода союзного смыслы и 26 предприятий легкой промышленности. Только 4 октября 1941 года немецкие войска полностью заняли город. Истина, то, что встретило немцев, назвать городом было уже нельзя. То, что не нельзя было вывезти, взорвали или вывели из строя.

Электричество для вермахта

По воспоминаниям начальника стройки электростанции Ф.Г. Логинова электростанция исправно работала до самого последнего момента, даже тогда, когда в машинный зал градом летели немецкие снаряды. Однако, в случае отступления Алой Армии заранее было принято решение о выводе из строя генераторов и подрыва плотины, что и было сделано. Полтину подорвали, а турбины предварительно слив из них масло запустили на полную мощность. Машины мгновенно «сожрали» сами себя. Причем немцы впоследствии неоднократно ратифицировали, что машинный зал электростанции был разрушен ее работниками. Тем не менее, Министр вооружений Альберт Шпеер едва немцы заняли город, отдал распоряжение в кратчайшие сроки восстановить электростанцию. Для этой мишени была выделена целая строительная часть. В машинном зале сняли советские, выведенные из строя турбины, заменив их на немецкие.

>