Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

В прошедшем материале новой серии статей цикла «Античная цивилизация» («Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1») выговор шла о том, насколько изучение Гомера помогает историкам и связи его текстов с находками археологов. По логике вещей второй материал вытекало бы посвятить раскопкам Генриха Шлимана и Артура Эванса, но так уж получилось, что среди последних статей вышел материал про столицу Хорватии Загреб. А в Загребе есть прекрасный музей Мимара, официальное название которого звучит так: «Художественная коллекция Анте и Вильтруды Топич Мимара», причем это художественное собрание весьма высокого, можно без преувеличения сказать, мирового уровня. И вот как раз там находится одна уникальная античная статуя, о которой просто невозможно не упомянуть (и не рассказать), если мы ведем речь о древнегреческой культуре. Это так называемый «Хорватский Апоксиомен» – бронзовая скульптура, изображающая древнего спортсмена, очищающего тело после состязания. Такие скульптуры получили название Apoxyomenos (от слова «Скребок»), причем сюжет их немало чем банален и являлся иллюстрацией одного из самых распространенных элементов древнегреческой культуры: изображалась фигура атлета в тот самый момент, когда он особым скребком, который римляне называли стригилом, соскабливал с кожи налипший на нее песок, смешанный с жиром, которым было зачислено умасливать тело перед всяким спортивным соревнованием.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

«Хорватский Апоксиомен» (Музей Мимара)

Считается, что самой известной скульптурой Апоксиомена в древнем мире была статуя Лисиппа из Сикиона, придворного скульптора Александра Македонского, которую он изваял из бронзы около 330 г. до н.э. Бронзовый оригинал ее был утерян, но в своей «Природной истории Плиний Старший написал, что римский полководец Маркус Випсаний Агриппа поставил этот шедевр Лисиппа в Риме в Термах Агриппы, возле 20 г. до н.э. Забавно, что император Тиберий так увлекся лицезрением этой скульптуры, что даже убрал ее к себе в спальню. Однако народу Рима это не понравилось. Во пора гладиаторского боя, на котором присутствовал император, раздались крики: «Верни нам нашего Апоксиомена» и император заменил его копией.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Музей Мимара.

Плиний упоминал также о том, что аналогичную скульптуру сделал скульптор Поликлет, либо один из его учеников. Так что получается, что были созданы две скульптуры на эту тему, а может быть на самом деле их было и гораздо вяще. Например, в 1896 г. там, где находился древний Эфес в Турции, нашли бронзовую статую, которая сегодня находится в Художественно-историческом музее в Вене. И она так хороша, что специалисты никак не могут решить, что это – копия или оригинал. Фрагменты от разных Апоксиоменов хранятся в самых разных музеях, так что вполне вероятно, что это была самая популярная статуя античности. Есть «голова», которая хранится в Эрмитаже, еще одна бронзовая голова есть в Художественном музее Кимбелла (Форт-Уэрт, Техас). Знаменитый Ватиканский Апоксиомен, который меняет позу, возможно является вариантом с оригинала Лисиппа.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Скульптура на дне моря

А после было так, что 12 июля 1997 года бельгийский дайвер Рене Вутерс проводил свой отпуск в Хорватии, на Истрии (что излишний раз характеризует его как умного и практичного человека!), нырнул поглубже и на 45-метровой глубине увидел лежащее на дне тело! Позднее он повествовал, что, волосы у него от ужаса встали дыбом, и он буквально выскочил на поверхность из воды. Но любопытство превозмогло страх, и он погрузился вторично. А окунувшись, увидел полузасыпанную песком и покрытую водорослями и ракушками статую в рост человека, которая смотрелась столь реалистично, что он ее зачислил за труп. Теперь он смог осмотреть всю найденную статую. Все было на месте: и руки, и ноги, и голова – оказалось, что ничего не было утрачено. Однако коснувшись башки, он понял, что она к телу не прикреплена, а находится на выступе скалы, хотя и совсем рядом с торсом. Высота скульптура, как это уже было измерено после, составляла 192 см.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Голова на дне моря

Понятно, что дайвер сообщил «куда надо», что статую обследовали специалисты, однако возвысить на поверхность ее смогли только лишь в апреле 1999 года. Причем, специальная экспедиция исследовала дно вокруг места находки на объект обнаружения еще чего-нибудь, ну скажем, места возможного кораблекрушения, но кроме бронзовой базы с орнаментом в виде меандра, ничего не отыщи. Ну, а база, видимо, отломилась от статуи, когда она падала в море. Вот только как она в него упала, откуда упала и почему упала – вот проблемы, на которые мы уже никогда не получим ответов. С другой стороны, нет ответов – зато есть статуя!

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Фигура, извлеченная со дна

Правда, очутилось, что найденная скульптура нуждается в очень серьезной реставрации, так как ее задняя поверхность, непосредственно лежавшая на песке, пострадала достаточно мощно. Вот передняя оказалась законсервирована покрывшим ее слоем ракушек, и это они, ракушки, сохранили от воздействия морской воды покрывавшую ее «благородную патину», какая естественным образом защищает все бронзовые предметы от разрушительного воздействия кислорода воздуха.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Голова, покрытая коркой отложений

Одновременно с трудом по реставрации статуи велись исследования состава ее металла и изучалась технологии ее изготовления. Выяснилось, что она была сделана из семи отдельных долей, отдельного изготовленных ног и рук, самого торса, головы, гениталий, ну и, конечно, базы. После того, как все они были соединены в одно цельное, образовавшиеся кое-где отверстия были зачеканены дополнительными металлическими деталями.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Голова после очистки. Губы — красная медь!

Вящую часть анализов провели в научных лабораториях Флоренции и также в хорватском Институте сохранения наследия. К ним привлекли, как это сейчас повсеместно практикуется, специалистов из самых различных областей, включая физиков, химиков и даже биологов. Например, биологи, проведя исследования «тоже сказали свое слово»: оказывается, внутри этой скульптуры какое-то время обитали мелкие грызуны и даже соорудили себе там гнездо. Поскольку наличие биологического материала этих грызунов относится к I-II столетиям н.э., был сделан вывод, что уже тогда статуя была явно повреждена и несомненно лежала на земле. То есть в море она тогда еще не утонула. Но это значит, что она утонула запоздалее? И вот еще вопрос – кто был изготовитель и кто был заказчик этой скульптуры?

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Скульптура в полный рост

Такой же вопрос постоянно задают и глядя на мраморную скульптуру Апоксиомена, хранящуюся в Ватикане: уж не с фигуры творения Лисиппа она была сделана? И, почитается, что да – с его скульптуры. Тут берется во внимание и характерный динамизм его работ, свойственный эпохе IV века до н.э., и сходство с такими статуями, как «Юноша из Антикиферы» и «Афина из Пирея». Ну и к тому же эта мраморная снимок по-настоящему уникальна, поскольку не повторена в римских копиях.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Положение рук

А вот бронзовая статуя, найденная в Хорватии, как раз показывает нам характерный тип атлета, популярный по многим римским копиям. Так еще в 1886 году был найден «Апоксиомен из Эфеса», который хранится в Вене. Но возникал вопрос, а что, собственно сообщая, он делает, ведь стригиль был с нее утрачен. Статуя из Хорватии дает ответ на этот вопрос: своей правой рукой атлет сжимает ручку стригиля, а вот левой придерживает его крышка, что видно из положения пальцев его рук, хотя сам стригиль не сохранился и у этой статуи. Правда, многое другое в этой статуе не сходится с фигурой и мрамора.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Ноги и база скульптуры

Интересно, что в сплаве хорватской статуи очень мало свинца, что характерно для сплавов IV столетия до н.э., чем более поздних сплавов эллинистического или римского времени. Само литье имеет низкое качество, в нем много трещин и швов. Имея неплохую восковую модель, можно было изготовить несколько копий, и ученые предполагают, что более качественная отливка уже была с той же модели сделана. Природно, возникает вопрос, не Апоксиомен ли это самого Лисиппа. У него тщательно проработанные волосы, а размеры головы меньше, чем те, что были эталоном для IV столетия до н.э. Хотя телосложением он «крепче» других скульптур и правая рука вытянута как-то неловко. Может быть это авторская снимок или один из его опытов? Кто знает?

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Вот такой он, красавчик!

В 2015 году состоялся масштабный международный выставочный проект «Power and Pathos», посвященный бронзовой скульптуре эллинистического вселенной. Еще раз было отмечено, что ни один другой тип греческой скульптуры не дошел до нас сразу в трех бронзовых копиях, две из которых – статуи в целый рост, дополненные также и несколькими мраморными копиями. То есть почему-то именно эта скульптура была особенно популярна, причем и в Греции, и в Риме! Причем можно предположить, что все три бронзовые скульптуры бывальщины изготовлены в Восточном Средиземноморье, а вот мраморные сделаны в Италии. Как бы там ни было, а хорваты теперь очень гордятся, что свой Апоксиомен кушать также и у них, причем очень хорошего качества.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Древняя цивилизация. Ч. 2

Впрочем, там много и других интересных экспонатов…

Источник

>