Ужасы СССР на запрещённых полотнах
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Ужасы СССР на запрещённых полотнах

Так, товарищи, сегодня будет интересный пост про невероятно крутые работы художника Василия Шульженко, на которых в гротескной форме представлена жизнь в СССР — в основном, в период шестидесятых-восьмидесятых годов. Думаю, вы неоднократно видели эти картины на просторах интернета, но скорее итого ничего не знали об авторе — и вот в сегодняшнем посте я собрал все наиболее известные картины художника.

Несколько слов об авторе. Василий Шульженко родился в Москве в 1949 году. В 1973 году художник окончил Московский полиграфический институт, сделался членом Союза художников в 1978 году. Стиль художника определяют как “свободная фантазия” — он вобрал в себя многие манеры XX века, от сюрреализма до соцреализма. Разумеется, большинство своих работ, посвященных СССР, художник нарисовал уже после конца советской воли — в СССР за такие картины можно было угодить в тюрьму или в сумасшедший дом.

Итак, в сегодняшнем посте — страшный СССР на полотнах художника Василия Шульженко. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)

1. “Ленин и крестьяне”. Пожалуй, одна их самых популярных работ Василия, на которой изображено общение Ленина с “народом”. Ленин на ней предстаёт не в образе “доброго дедушки”, а в виде какого-то жуткого существа-зомби. Да и “народ” кругом Ленина своими пьяными рожами мало напоминает нормальных людей…

02. “Дудочка”. Неприглядный полуразрушенный город с запущенными домами дореволюционной эпохи, вышедшая из берегов река. Посреди всего этого в лодке сидит человек и с отрешенным взглядом играет на дудочке. Сложно произнести, что именно имел в виду художник — может быть, это картина о послереволюционной разрухе, а может быть на ней изображен бывший узник ГУЛАГа, какой не может найти себе места в жизни.

03. “Продавцы картофеля”. Картина, изображающая быт в советской глубинке — на мешке картофеля сидит побитый житием и потерявший ногу дедушка, рядом стоит девочка — вероятнее всего, его внучка. Пронзительная картина.

04. “Драка пастухов”. Те самые “колхозные будни”, каких никогда не показывали в советских фильмах — там все колхозники изображены как красивые и подтянутые товарищи, что постоянно работают, время от времени цитируют Ленина и всегда думают о повышении надоев.

05. “Ночь в городе”. Наверное, моя любимая работа Шульженко, которая очень точно показывает быт городских советских алкашей семидесятых-восьмидесятых годов. Запоздалый вечер, грязный снег, типовой советский микрорайон с магазином-“стекляшкой”, возле магазина собралась подмагазинная пьянь и бьёт мелочь “на пузырь”. На переднем плане изображено нечто бесполое, с той самой заветной бутылкой в руках. Картина настолько мощная, что кажется что она передаёт даже запах.

05. “Фавн”. Картина названа в честь древнеримского божества — покровителя лесов, полей, табунов и вообще дикой природы. В мифологии фавн изображался со звериной нижней половиной тела, и тут Василий Шульженко не отошел от канонов. В дланях у советского фавна баян,  а рядышком сидят два товарища-“заместителя”)

06. “Диоген”. Ещё одно обращение к античной мифологии и истории — как популярно, Диоген был древнегреческим философом и по преданию, жил в глиняной бочке. Советский диоген живет в каком-то ржавом секторе большой трубы на закинутом пустые посреди трухлявого города. По лицу героя угадывается, что это образованный и некогда интеллигентный человек, ныне ставший “бичом”, в СССР такие случаи бывальщины нередки — умные и интеллигентные люди спивались от безысходности и невозможности себя реализовать в советской системе.

07. “Завтрак на траве”. Ну, тут собственно всё удобопонятно и без слов.

08. “Катание на кентавре”. Картина изображает “любовный треугольник” — жена обнимает и целует кентавра, тогда как на крупе того же кентавра едет её тянущий и ко всему безучастный муж.

09. “Гроссмейстер”. В СССР у людей часто бывало множество бесполезных хобби, вроде игр в шашки, шахматы, домино и карты — в каких они часто достигали больших высот. Считалось, что некоторые из этих хобби (например, шахматы) помогают развивать мышление, но это бывальщины абсолютно бесполезные навыки в советской системе — они никак не помогали человеку улучшить своё материальное положение. Если в капиалистической системе вы могли что-то изобрести и в итоге сделаться миллионером, то в СССР у вас был “потолок зарплаты”, выйти за который было невозможно.

10. “Сквер”. Показана жизнь центральной части провинциального советского городка. В середине композиции установлен бюст Ленина, вокруг него одни какие-то алкаши. Да и сам Ленин на бюсте лицом сильно смахивает на спившееся здешнее население.

11. “Пивная”. Как любят рассказывать поклонники СССР — “после работы советские люди собирались дружными компаниями и ходили посидеть в уютные кафе за кружечкой пива”. Выглядели эти пивные вот так, как на полотну Василия. Там было постоянно накурено, на полу валялись головы и хвосты сушеной рыбы, а пили пиво часто не из фужеров, а просто из поллитровых банок, принесённых с собой из дома. Ну что, уже хочется к ним в компанию?

12. “Дедушка, поедем домой!”. Картина, изображающая быт, скорее итого, какой-то промзоны на окраине советского моногорода. Дедушку окружают страшные и фантасмагоричные персонажи, и внук-подросток с рюкзачком на плече упрашивает его поскорее укатить из этого места.

13. “Пастырь и стадо”. Пожилой мужчина с кнутом и собакой у ног — видимо и есть пастырь. Что интересно, кроме как банды каких-то мутных личностей на заднем плане, никакого иного “стада” на картине нет.

14. “Упавший”. Декорации всё те же — грязные окраины старого города, поперек реки лежит огромная и гротескная фигура человека — “нетрезвому море по колено”.

15. “Ночь на вокзале”. Очень страшная работа, на которой иностранец, не знакомый с советскими реалиями, мало что постигнет, а бывший советский гражданин вспомнит, что гостиниц в СССР толком не было, устроиться туда можно было часто лишь по блату, и путешествующим людям часто приходилось ночевать прямо на вокзале или поблизости. При этом компания на холсте не вызывает сочувствия — это какие-то мутные личности, открыто горланящие непристойные песни, а справа к ним пристроилась какая-то призрачная фигура в шляпе и с пустыми глазами — возможно, милицейский “осведомитель”, подслушивающий беседы на вокзалах.

16. “Пастух”. На картине изображена сельская советская жизнь с главным героем-пастухом — морщинистым беззубым человеком в ватнике. Охотники СССР пытаются нас убедить, что вот так должно выглядеть счасте:

17. “Мойка”. Полузаброшенные исторические кварталы Петербурга, во многих квартирах какого сделали коммуналки. Отношение советской власти к историческому наследию, а также отношение людей к тому пространству, в котором они существуют — хорошо видно на картине.

18. “Картошечка”. Несмотря на то, что фанаты СССР рассказывают о 200 сортах колбасы, что можно было приобрести за две копейки в любом магазине, стандартный советский ужин часто выглядел вот так — три картошечки в эмалированной миске. Во взгляде героя полотна прямо читается — “и это всё, что я заработал за жизнь”. Очень сильная работа.

19. “Ряженые”. Советский вариант колядующих.

20. “Спящие”. Неплохая картина и не менее хорошее название — то ли художник называет “спящими” только тех, кто в кадре, то ли имеет в виду всех, кто спит и не видает, что происходит вокруг.

21. “Сортир”. И на закуску — наверное самая известная работа Василия под названием “сортир”. Вопрос, почему в СССР на вокзалах и иных местах общественного пользования не было нормальных туалетов, а были вот такие “сортиры” — я оставляю для вас.

В интернете работы Василия Шульженко неизменно возбуждают ожесточенные дискуссии. Одни называют художника “пророком” и “истинным лицом соцреализма”, другие же ругают его и обзывают “русофбом”, “совкофобом” и “инсинуатором на великую страну”.

А что вы думаете про картины Василия? Его герои и ситуации похожи на реальный СССР, или же это всё выдумка?

Напишите в комментариях, увлекательно.

>