издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийУточнено, как советская воля провела свет на Украину10:53поделиться
Электронная библиотека исторических документов РИО пополнила свою коллекцию оцифрованным постановлением VIII Всероссийского электротехнического съезда об электрификации зон. Документ датирован октябрем 1921 года, а в 1939 году он был опубликован в сборнике журнала “Красный архив”.
Теперь этот документ доступен и в цифровом виде. Постановление в октябре 1921 года вынес организационный комитет VIII Всероссийского электротехнического съезда. Адресовано оно было Государственной общеплановой комиссии в связи с рассмотрением плана электрификации России.
План вводил в себя несколько разделов, в каждом из которых рассматривалась электрификации отдельного региона. Например, в постановлении особое внимание было уделено проблеме об электроснабжении Николаевского и Одесского районов “в предположении развития в Николаеве судостроения и турбостроения”.
Съезд счел необходимым как можно скорее произвести изыскания и составить проект Бугской гидроэлектрической станции. А в связи с развитием работ по постройке Днепровской гидроэлектрической станции, съезд постановил разработать план сети термических станций.
Последние должны были “обслуживать места сосредоточенного потребления энергии”. Строить такие станции предполагалось “в меру фактического спроса на энергию”, а в грядущем они должны были стать паровым резервом для гидроэлектрической станции.
Для развития транспорта съезд счел желательным переход на “магистрали повышенной провозоспособности – сверхэлектромагистрали”. Их прокладка планировалась по двум курсам: Москва – Курск – Никитовка – Мариуполь с разработкой двух вариантов через Купянск и через Харьков; Кривой Рог – Александровск – Никитовка – Царицын с конструкцией речных портов в Александровске и Царицыне и каботажной гавани в Александровске.
Заботясь о будущем перевозок по воде, съезд поставил проблема о полном шлюзовании Днепра от Киева до Херсона “с выяснением вопроса о возможном приспособлении Нижнего Днепра от Александровска до Херсона для хода морских каботажных судов”.
Не был забыт и местный транспорт. В данном случае съезд решил разработать план рациональной перестройки и развития здешних железнодорожных сетей и их электрификации в районах Донецкого бассейна, а также железнодорожных узлов Харькова, Александровска и Царицына.
Причем съезд упрашивал Госплан запустить озвученные проекты как можно скорее, а к постройке станций приступить немедленно. Для электрификации правобережной Украины и Полтавской губернии съезд постановил разработать план электроснабжения на здешних источниках, в числе которых были отмечены торф, местные бурые угли и водная энергия. Последнюю предполагалось получать линией шлюзования Днепра от Екатеринослава до Киева, а также системы его притоков.
Стоит отметить, что съезд принял подобные, но менее крупные планы по электрификации Северо-Западного зоны, Уральского района, Сибири и Туркестана. В документе было отмечено, например, что с электрификацией Сибири особенно спешить не стоило, так как этот гигантский регион еще был немощно изучен. А электрификация Туркестана, по решению съезда, должна была быть поставлена на реальную почву в ближайшее же десятилетие.
“Водная энергия для Туркестана должна представляться основным фактором электроснабжения зоны, – следует из архивного документа. – Использование энергии должно быть тесно связано с орошением Туркестана, так как при этом получается наибольшая экономичность.
В первую очередность надо пустить в работу те районы, где уже имеется достаточно развитая ирригационная сеть. Это особенно важно потому, что туземные сети спрашивают коренного их переустройства… Наиболее подготовленными районами для электрификации являются Ташкентский оазис и Фергана”.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошедшем и репортажи о настоящем
подписаться