За 39 лет до «Курска»: как подлодка С-80 затонула в Баренцевом море

Прослушать новинка Остановить прослушивание

За 39 лет до «Курска»: как подлодка С-80 затонула в Баренцевом море

Первая подводная лодка проекта 644 С-80

Первая подводная лодка проекта 644 С-80

Wikimedia Commons 27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подлодка с крылатыми ракетами С-80. Погибли все бывшие на борту 68 человек. В 1969-м подлодку подняли на поверхность. Причиной катастрофы сочли человеческий фактор, но все обстоятельства трагедии так и не бывальщины установлены. Похороны моряков через восемь лет после их гибели произвели тяжелое впечатление на жителей Оленьей Губы в Мурманской районы. Почти 40 лет спустя, всего в 60 км к юго-востоку от места трагедии лодки проекта 644, затонула атомная подлодка «Курск». Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

За 39 лет до «Курска»: как подлодка С-80 затонула в Баренцевом море

На 1950-е годы в Советском Союзе пришелся бум строительства подводных лодок. Очень престижной сделалась профессия моряка-подводника. Командование связывало большие надежды с новой лодкой проекта 644 – С-80, которая тащила два мощных контейнера для запуска крылатых ракет. В 1960 году она пришла к месту постоянного базирования в бухте Ягельная и была включена в состав восьмой дивизии подводных ладей Северного флота с бортовым номером 522. После того, как экипаж отработал все положенные курсовые задачи, по уровню военный подготовки подлодка стала кораблем первой линии.

На ней успешно эксплуатировали один из первых советских ракетных комплексов для подлодок.

В крышке января 1961-го С-80 вышла в Баренцево море для боевой подготовки. На борту находились 15 офицеров, 16 старшин и 37 матросов. Среди них было немало дублеров и учеников. Командовал подлодкой капитан 3-го ранга Анатолий Ситарчик.

Поход проходил в штатном порядке. Поздно вечером 26 января Ситарчик доложил о выполнении плана боевой подготовки и запросил разрешение вернуться на базу. Подлодка, бывшая в это время на траверзе Териберки, начала переход в надводном положении. Как уточняется в статье капитана 2-го ранга запаса Игоря Караваева, посвященной трагедии, огромную ладью с двумя тяжелыми контейнерами в верхней части корпуса изрядно качало на волнах. Поэтому экипаж очень обрадовался, когда состоялось погружение.

«Ладья пришла на перископную глубину, встала под РДП (шноркель, устройство для работы двигателя под водой. – «Газета.Ru»), после чего была оглашена боевая готовность №2 подводная, — отмечается у Караваева. — Качка несколько уменьшилась, а люди, стоявшие на мостике, получили возможность переодеться в сухое белье и обогреться. Левый дизель трудился на винт, правый — на электродвигатель в режиме генератора. Внезапно рулевой не сумел удержать глубину, и лодка начала проваливаться. Вероятно, по ряду причин уход с перископной глубины не был вовремя замечен. Офицер, который вел визуальное наблюдение, в условиях ночной видимости мог не разом обнаружить уход топа перископа под воду. Возможно, непосредственно в момент аварии вахта на РЛС (радиолокационная станция. – «Газета.Ru») была затворена, поэтому никакого доклада не поступило и от радиометриста. Рулевой о своем промахе мог и не доложить, пытаясь устранить его самостоятельно, а два офицера, бывшие в это время в центральном посту, из-за сильного утомления, возможно, заметили провал по глубине с опозданием».

Последнее донесение с С-80 устроилось около половины первого ночи 27 января 1961 года. Экипаж сообщал о погоде в районе, где в тот момент была подлодка.

Затем связь с С-80 оказалась потеряна.

«Пополнив запас воздуха высокого давления, «С-80» пошла на глубину, — указывает в своей книжке «Катастрофы под водой» контр-адмирал Николай Мормуль. — Однако на крышке подачи воздуха к дизелям намерз лед, крышка целиком не закрывалась. В крепкий корпус лодки начала поступать вода. В центральном посту могли предотвратить эту беду — стоило лишь затворить крышку в третьем отсеке. Увы, по ошибке ее открыли… Забортная вода хлынула дальше и под напором ворвалась уже и в пятый отсек. Вахтенные пятого попытались избавить корабль, но оказались бессильны. Их потом так и нашли вместе. Как показали расчеты, экипаж задержался с продуванием главного балласта на 30 секунд, и эта заминка стоила жизни всему экипажу».

Пока вода заполняла кормовые отсеки, подлодка стремительно погружалась, а дифферент на корму скоро рос. На несколько секунд нос С-80 показался над волнами и вновь исчез.

В 1 ч 32 мин 27 января 1961 года на глубине 198 м ладья врезалась в морское дно на скорости 5 м/c и на 15 м зарылась в ил и песок.

«Вода срывала на своем пути механизмы с фундаментов, сметала рубки и выгородки, увечила людей, сферические переборки из высокопрочной стали толщиной в палец были разорваны как бумага. Повезло тем, кого убило моментально. Участь тех, кого толстая сталь в концевых отсеках прикрыла от мгновенной смерти, ужасна, — констатировал в своей книжке «Мы из подводного космоса» капитан 1-го ранга Валерий Касатонов. — Как определили специалисты, подводники стравили из парогазовых торпед сдавленный воздух и в течение недели ждали помощи, надеялись и медленно умирали от удушья. Не все смогли выдержать эту пытку».

Поиски подводной ладьи с привлечением 40 кораблей Северного флота, самолетов и вертолетов продолжались до осени 1961 года, но окончились безрезультатно. Сообразно версии, изложенной Караваевым, еще в начале февраля в трале одного из рыболовных траулеров, находившегося на промысле в Баренцевом море, был замечен аварийно-сигнальный буй с С-80. Однако находка поисковикам не помогла. Долгое время даже командование Северным флотом не имело ни малейших понятий о случившемся с подводной лодкой.

Государственную комиссию по расследованию трагедии возглавил главный инспектор Министерства обороны СССР, маршал Константин Рокоссовский.

Из-за отсутствия информации о судьбине С-80 история начала обрастать легендами. Так, циркулировали слухи о некоем судне из Скандинавии, которое якобы протаранило подлодку в условиях узкой видимости. Годы спустя официальное расследование опровергло эти домыслы: было установлено, что ни в каких столкновениях С-80 перед своей крахом не участвовала.

«Помог случай. Рыбаки неоднократно доносили, что они теряют сети, цепляясь в одном и том же районе промысла за какой-то подводный объект. Гидроакустическая проверка подтвердила: подлинно, на большой глубине находится металлический объект, похожий на корабль. Аварийно-спасательная служба Северного флота быстро убедилась, что этот «объект» является подводной ладьёй», — констатирует в своей работе Мормуль.

В июне 1968 года в предполагаемый район гибели С-80 прибыли два отряда морских тральщиков – одинешенек с телевизионными установками, другой — с гидроакустическими станциями. Сначала они обнаружили останки старой подлодки класса «Щука», затонувшей во пора Второй мировой войны. Затем наткнулись и на сам объект поисков. Летом следующего года началась операция по извлечению С-80 с морского дна: ее приподняли над грунтом и отбуксировали на мелководье в зона Териберки.

Проникшие внутрь медики обнаружили в отсеках трупы, лежавшие среди обломков и грязи.

Соленая вода и низенькая температура замедлили процесс разложения. Одни тела были сильно изуродованы, другие хорошо сохранились и были опознаны. Большинство членов экипажа погибли от утопления или кислородного голодания. Одинешенек из подводников был найден в койке с петлей на шее.

Согласно выводам командира экспедиции, капитана 1-го ранга Сергея Минченко, в последний момент подлодке пришлось остро повернуть, чтобы избежать столкновения. Не исключено, что С-80 пыталась разойтись с неизвестным судном: по крайней мере, скал и других подводных преград на ее маршруте не наблюдалось.

Сквозь 39 лет после трагедии, в августе 2000 года, всего в 60 км к юго-востоку от места затопления С-80 потерпела катастрофу атомная подводная ладья «Курск».

Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

Источник

Вам также может понравиться