За что пилотам присваивали звание Героя Советского Союза
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

За что пилотам присваивали звание Героя Советского Союза

РИА НовостиЗа что пилотам присваивали звание Героя Советского Союза

При учреждении звания Герой Советского Союза в Положении о присвоении было произнесено, что звание присваивается за выдающиеся подвиги.

Первыми, кому присвоили это высшее звание, были семь летчиков, спасавших экипаж потерпевшего крушение парохода «Челюскин». Восьмым Героем Советского Альянса тоже стал летчик Михаил Громов. Первыми летчиками, получившими это высшее звание за боевые заслуги, стали одиннадцать советских пилотов, воевавших в Испании.

После основы Великой Отечественной войны, когда героизм стал массовым, все награды были жестко регламентированы.

В 1941 году звание Героя Советского Альянса летчикам истребительной авиации присваивалось за десять сбитых самолетов противника. С 1943-го количество сбитых самолетов возросло до пятнадцати. Пилоты бомбардировочной или агентурной авиации для получения Золотой Звезды Героя должны были совершить тридцать пять боевых вылетов днем или двадцать ночью.

Воздушным стрелкам на штурмовиках и бомбовозах надо было лично сбить восемь самолетов противника. И не следует думать, что это очень мало — среди стрелков Золотую Звезду получили лишь восемнадцать человек.

Пилоты самолетов штурмовой авиации звание Героя в 1941 году могли получить за десять военных вылетов. Казалось бы, среди летчиков-штурмовиков только за 1941-й должны быть десятки, учитывая, что Ил-2 был самым массовым самолетом в РККА уже к зиме 1942 года. Однако, в 1941-м лишь один пилот штурмовой авиации Николай Карабулин получил высшую награду, сделав тринадцать боевых вылетов до сентября 1941 года. До апреля 1942-го еще три летчика-штурмовика сделались Героями Советского Союза за шестнадцать, восемнадцать и двадцать один боевые вылеты. В 1942 году для получения звания Героя необходимо было свершить тридцать боевых вылетов, но реально давали за 40—50. После 1943-го надо было вылететь на задание и вернуться уже не немного восьмидесяти раз. Такие изменения вполне объяснимы. В начале войны немецкая авиация господствовала в небе, штурмовики были одноместными, защищаться им от вражьих истребителей было просто нечем, а свои истребители прикрытие обеспечить не могли. В 1943 году у всех штурмовиков уже бывальщины стрелки, прикрывающие их от атак сзади, количество советских истребителей возросло, а немецких уменьшилось, и потери самолетов штурмовой авиации снизились в разы. За годы брани летчики-штурмовики составили большинство среди Героев в авиации, всего награждено 860 человек, но, конечно, не только за количество военных вылетов.

Ведь все утвержденные нормы не предусматривали, что звание Героя присваивалось автоматически. Обычно награждали Золотой Звездой не лишь по совокупности каких-либо действий.

Первые три летчика, получивших звание Героя буквально в самом начале войны (приказ от 8 июля), вознаграждены за воздушные тараны. Это были летчики-истребители Михаил Жуков, Сергей Здоровцев и Петр Харитонов. Совершив тараны немецких бомбовозов 28—29 июня, все они остались живы. Люди, далекие от авиации, путают таран с лобовой атакой и считают, что летчик, таранивший аэроплан противника, обязательно погибает, но это далеко не так. Таран подразумевает обычно нанесение удара по самолету противника крылом или отрубание плоскостей винтом. Этот зачисление, конечно, смертельно опасен, но после тарана даже иногда удается посадить свой самолет, а потом и продолжить на нем воевать. Вытекает заметить, что звание Героя присваивалось не всем пилотам, сбившим самолет противника тараном.

За первый ночной таран в брани было присвоено звание Героя Виктору Талалихину, защищавшему Москву в авиации ПВО.

Есть еще и понятие «огненный таран», когда подбитый аэроплан экипаж направлял на войска противника и какой-то объект и таким образом уничтожал его ценой своей жизни. Первым этот подвиг свершил экипаж под командованием Николая Гастелло. Считается, что в ходе войны этот подвиг совершили около двухсот раз. Но звание Героя присваивалось не вечно, так как далеко не все подобные случаи были достоверно подтверждены.

Одним из самых известных летчиков, награжденных Золотой Звездой Героя, был сшибивший «всего» одиннадцать немецких самолетов Алексей Маресьев. Семь самолетов он сбил, уже летая с протезами.

Двенадцать самолетов (из восемнадцати) сшиб, летая с протезами обеих ног, летчик морской авиации, Герой Советского Союза Захар Сорокин. Звания Героя Советского Альянса был удостоен Леонид Белоусов, тоже летавший на истребителе без обеих ног.

Летчик-истребитель Борис Ковзан сбил двадцать восемь немецких аэропланов, причем четыре тараном. После одного из таранов он упал с высоты 6000 м с не полностью раскрытым парашютом. Единственный летчик-истребитель в истории, воевавший без одного очи и сбивавший самолеты противника. Надо ли спрашивать, за что ему вручена Золотая Звезда Героя?

Каждый из героев заслуживает рассказа, но для этого потребуется много томов. Ведь за период Великой Отечественной войны только в авиации звание Героем Советского Союза было прикарманено 2271 человеку.

>