Зацепил трамвай: как вертолет Ка-27 упал в Казани
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Зацепил трамвай: как вертолет Ка-27 упал в Казани

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Зацепил трамвай: как вертолет Ка-27 упал в Казани

26 ноября 1980 года в Казани рухнул вертолет Ка-27

26 ноября 1980 года в Казани рухнул вертолет Ка-27

Wikimedia Commons 26 ноября 1980 года три вертолета Ка-27 перегонялись из Кумертау на пункт базирования в Североморск. По неизвестным причинам в баках двух летательных аппаратов имелся лишь небольшой запас топлива. Первоначальный вертолет совершил аварийную посадку на площадь Восстания в Казани, второй – на стадион. По счастливой случайности никто не пострадал.

Зацепил трамвай: как вертолет Ка-27 упал в Казани

      Назначенные для базирования на кораблях ВМФ вертолеты разрабатывались в СССР под руководством главного конструктора Николая Камова. Именно он еще в 1940 году предложил слово «вертолет». Машина Ка-27 была выполнена по традиционной для ОКБ схеме двух трехлопастных тащащих винтов противоположного вращения. Она состояла из фюзеляжа, несущей системы, системы управления, взлетно-посадочных устройств, силовой установки.

      Ка-27 предназначался для розыска, обнаружения, отслеживания и уничтожения современных подводных лодок.

      Вертолет мог атаковать цели, следующие на глубине до 500 м и скорости до 75 км/ч в зонах поиска, удаленных от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Ка-27 имел возможность выполнять задания как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями флота. Он эксплуатировался и в поисковых операциях. С поддержкой унифицированной системы подвески вертолет мог транспортировать людей и грузы.

      Первые испытания опытного образца состоялись 8 августа 1973 года. Запоздалее, после необходимых доработок, машину приняли на вооружение. Эту модель не производили массово, но в ВМФ она считалась важной боевой единицей. К пункту постоянного базирования Ка-27 обычно летели самостоятельно. Путь в каждом случае предстоял немалый, поскольку производились вертолеты на заводе в башкирском Кумертау. Пролет винтокрылых машин для авиации Северного, Черноморского и Балтийского флотов считался сложной и напряженной работой. Всего перегнали 38 вертолетов.

      26 ноября 1980 года на заводском аэродроме в Кумертау бывальщины подготовлены к вылету три новых Ка-27. Их нужно было перегнать в Североморск в Мурманской области для пополнения противокорабельного полка. Первой перевалочной площадкой должен был сделаться вертодром Казанского вертолетного завода. Предполагалось провести в полете около 550 км. После заводских испытаний в баках двух вертолетов оставалось немножко топлива. Дозаправили перед вылетом лишь головную машину.

      Группа Ка-27 летела клином: ведущий вертолет в центре и два ведомых по кромкам. Опробование двигателей не выявило неполадок.

      Чтобы не наваливаться на хвост впереди летящей машины, две другие использовали систему «шаг-газ», из-за чего топливо вырабатывалось интенсивнее обыкновенного.

      При подлете к Казани у одного из ведомых вертолетов сработала сигнализация аварийного остатка топлива. Этим Ка-27 управлял майор Ольховик. Кушать несколько версий произошедшего дальше. По одной из них, с разрешения командира группы пилот запросил экстренную посадку в аэропорту «Казань-2». Получив несогласие, он был вынужден продолжить полет, хотя это грозило катастрофой. Согласно другой версии, изложенной в журнале «Мир авиации» за 2004 год, ведущий группы не спрашивал посадки на аэродром «Казань-2». Возможно, командир решил дотянуть до заводского аэродрома, до которого оставалось несколько километров.

      Из-за целой выработки топлива оба двигателя на вертолете майора Ольховика остановились. На скорости 180 км/ч он рухнул с высоты 200 метров на пересечении улиц Декабристов и Бунты в Московском районе Казани. При падении Ка-27 оборвал контактные кабели и коммуникационные провода электросетей и телефонной станции, зацепив лопастями вытекавший в депо трамвай. В салоне находился только машинист.

      Аналогичные проблемы тем временем испытал пилот Малинко на втором ведомом вертолете: у него тоже вдруг закончилось топливо. Он пролетел еще два городских квартала и приземлился на стадионе в парке Урицкого. Головной Ка-27 все-таки долетел до заводского аэродрома. При этом уже на рулении у него стали двигатели. По счастливой случайности никто не погиб.

      На место катастрофы сразу же прибежали милиционеры из расположенного неподалеку отделения. Было выставлено оцепление, желая на площади Восстания все равно собралась толпа зевак. Работники аварийных служб приступили к устранениям последствий ЧП.

      Поврежденный вертолет разобрали и увезли на Казанский завод.

      «Мне было шесть лет и мы существовали на улице Волгоградской. Очень хорошо помню это. Мой брат еще притащил какую-то деталь от вертолета домой. Помню, что все обсуждали это шепотом», — повествовала «АиФ Казань» горожанка Аида Горбунова.

      Следствие установило три причины: недисциплинированность и безответственность старшего группы, низкая организация подготовки к перелету со сторонки инженерно-технических служб, безынициативность ведомых в аварийной обстановке, недостатки по расходу топлива во временной инструкции, отсутствие перегоночного варианта с добавочными топливными баками. Ввиду отсутствия жертв серьезных наказаний для сотрудников завода в Кумертау и пилотов не последовало.

      Источник

      >