Зачем афонские монахи упрашивали поддержку у Гитлера
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Зачем афонские монахи упрашивали поддержку у Гитлера

Зачем афонские монахи упрашивали поддержку у Гитлера

Иногда можно встретить такое выражение в рассказах о малоизвестном событии Второй мировой войны. Не вклиниваясь в оценки, предложим на рассмотрение только факты отношений между монахами горы Афон и нацистским руководством.

Просьба к Гитлеру о защите Афона

В апреле 1941 года германские и болгарские армии вторглись в Грецию и оккупировали эту страну. Гора Афон ввиду своего географического положения осталась в стороне от военных поступков. Но по их окончании на ней появились оккупационные войска.

Первоначально это были болгары. Болгарское правительство намеревалось присоединить гору Афон к Болгарии, изгнать оттуда всех греческих монахов и заселить на их место монахов болгарских. Болгары уже проделали это в двух греческих и одном сербском монастыре в Македонии. Насельники болгарского монастыря Зограф на Афоне даже передали болгарским офицерам доля библиотеки монастыря. В 1980-е годы правительство Греции вело с правительством Болгарии переговоры о реституции этих культурных ценностей. Информация об их итогах противоречива.

В условиях, когда большинству монастырей Афона грозила болгарская оккупация и разорение, Священный Кинот – правительственный рекомендация монашеской республики, состоящий из представителей 20 монастырей – решил обратиться за покровительством непосредственно к Адольфу Гитлеру.

Послание было составлено старцем Гавриилом из Дионисийского монастыря и перемещено на немецкий язык монахом Герасимом (Менагиасом) из того же монастыря. В нём утверждалось, в частности, что Святая Гора с IX века является отдельным самостоятельным государством, чей суверенитет был неоднократно подтверждён международными договорами, в том числе Берлинским трактатом 1878 года.

«Целью и назначением подвизающихся во Святой Скорбь монахов – указывалось в послании – независимо от места их происхождения и национальности,… является сохранение, преуспеяние и обеспечение священных её обителей,… аскетическая житье и непрестанная молитва о мире всего мира».

«Сохранение этого строя автономного монашеского государства» Священный Кинот упрашивал Гитлера «взять под своё высокое покровительство и попечение». Послание было утверждено на заседании Священного Кинота 26 апреля 1941 года. Совместно с письмом был отправлен образ самого Гитлера, вырезанный на дереве монахом Арсением из скита Святой Анны, с надписью на греческом: «Адольф, великий царь».

Монашеская республика под протекторатом третьего рейха

Гора Афон была включена прямо в зону оккупации германских войск. Губернатором в Уранополис – город у подножия у Афона – был назначен учёный-византинист Дёльге. Болгарские армии были удалены со Святой Горы, и там размещены небольшие немецкие гарнизоны в Великой Лавре и в Вигле. При этом немецким бойцам было запрещено входить в храмы с оружием.

Кроме того, немцы заинтересовались культурными богатствами Афона. Святая Гора притязает на исключительное владение тайнами исихазма – медитативной практики, сложившейся в XIV веке. В августе 1941 года из Германии на Афон пришла большая научная экспедиция. В её состав входили и лжеучёные-оккультисты из «Аненэрбе», и серьёзные исследователи – историки, археологи, византинисты, теологи, лингвисты. Гидом в их научных экскурсиях и изысканиях сделался, по поручению Священного Кинота, русский монах Свято-Пантелеймонова монастыря отец Софроний Сахаров, лучше всех на Афоне владевший немецким стилем. По итогам работы экспедиции в 1943 году в Мюнхене вышла толстая коллективная монография «Монашеское государство на горе Афон».

Молитвы за победу Германии

В июне 1942 года Святую Гору посетили корреспонденты немецкого информационного агентства DNB. Священный Кинот разболтал через него своё заявление, в котором выразил благодарность Германии за её политику в отношении Афона. Священный Кинот также заявил о поддержке усилий Третьего рейха в брани с Советским Союзом. В заявлении, в частности, указывалось:

«С великим умилением следили мы за мужественной борьбой немецкой армии и её союзников за освобождение России от безбожного большевизма. Всюду, куда приходят немецкие армии, восстанавливается религиозная жизнь и снова звонят церковные колокола… Священная община на святой горе Афонской с уверенностью ожидает победы заступника христианства – немецкого рейха и его союзников. Она молится, да благословит Господь победоносное оружие вождя рейха, и шлёт верующим в восточных районах [то есть на оккупированных территориях Советского Союза – Я.Б.] свои сердечные поздравления и искреннейшие пожелания добра».

Надо заметить, однако, что заявление афонских монахов не было чем-то из линии вон выходящим в голосе православных церквей в Европе. Все они находились на оккупированной Германией и её сателлитами территории и выражали поддержку Третьему рейху. Болгарская и Румынская православные храмы были солидарны со своими правительствами, находившимися в союзных отношениях с Германией. Не отставали от них и иерархи Элладской церкви.

Так, митрополит Фессалоникский призывал возносить молитвы «за всех тех, кто с оружием в дланях борется на Восточном фронте против безбожного большевизма и этим даёт возможность нам свободно исповедовать православную веру». Митрополит Флоринский Василий выражал «бездонную благодарность всего цивилизованного человечества вождю германского рейха». Митрополит Халкидский Ириней призывал Божье благословение на германское оружие. Константинопольский патриархат, будучи на нейтральной территории, не делал таких призывов. Но в храме Константинопольского патриархата в Берлине в 1941-1945 гг. каждый вечер служились молебны за «избавление России от богоборческой воли».

>