Зачем Иван Грозный ввел на Руси опричнину
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Зачем Иван Грозный ввел на Руси опричнину

Зачем Иван Грозный ввел на Руси опричнину

Зимой 1565 года край накрыла семилетняя «тьма кромешная» – опричнина. О ее причинах, ходе и последствиях спорят уже не одно столетие. Явление опричнины уже сделалось мифом, живущим параллельно с исторической правдой.

Тысяча лучших слуг

Известно, что в 1550 году Иван Грозный раздал подмосковные поместья тысяче «лучших слуг», среди каких оказались и худородные дворяне, и родовитые князья. От новых подмосковных помещиков требовалось немного: всегда быть «под рукой» и в необходимый момент исполнить поручение государя. Именно такие люди пригодятся Ивану Грозному, когда он решит ввести опричнину: верные, проверенные, готовые отдать «долг». Правда, результаты реформы «тысячи лучших слуг» оказались эффективнее, нежели опричнина, – в октябре 1552 года была наконец-то взята Казань. После неуспехов – сожжения Москвы, и потери всего, что было завоевано в ходе успешного этапа Ливонской войны, в 1572 году опричнина была упразднена.

Чем руководствовался Иван Грозный, когда принимал решение о введении опричнины?

Широко известно мнение о его желании отомстить, а также о «умопомешательстве» царя. Несмотря на то, что вопрос о невменяемости Грозного до сих пор не решен однозначно, следует ли без колебаний признавать, что им руководили только помешательство и жажда отомстить? Возможно, он желал утвердить свой новый титул и церемонию венчания на царство, которая была проведена в 1547 году и признавалась вдали не всеми? А может царь стремился победить детские страхи? Или хотел создать новую опору для себя – дворянство, какое к тому же перестало бы заявлять претензии на престол, сосредоточенный в итоге в руках одной династии? Вопрос остается открытым.

Вдовья часть

Интересно, что термином «опришнина» в юридических документах эпохи Грозного именовалась «вдовья доля» – та часть имущества, которую получала дама, потерявшая супруга. Таким образом, используя термин в новом значении, Грозный в очередной раз занимался уничижением, сравнивая себя с осиротевшей вдовой. Так уже случалось не раз: так, в начале своего послания в Кирилло-Белозерский монастырь он именует себя не иначе как «грешный» или «пес смердящий». Государь вообще обладал оригинальным чувством юмора и любил «поиграть» со словами и терминами. Например, во время казни некоего Овцына он мог рядом с приговоренным повесить овцу.

Ошибочно определять опричнину необыкновенно как формирование специальных карательных отрядов. «Черные мстители» действительно исполняли повеление государя: нещадно истребляли изменников. Сам Иван Грозный сообщал, что всегда боролся с изменниками, и не важно, в чьем лице: боярина, дворянина или обычного повара.

Когда бояре и духовенство приехало к Ивану Грозному в Александровскую слободу с мольбами вернуться, государь объявил о своем желании: разделить земли на земщину и опричнину.

В первых – дозволялось править боярам, себе же царь оставлял опричнину, в какой только он мог решать, как править, кого казнить, а кого миловать. Грозный желал освободиться от сложившейся системы управления и помешивавших ему феодальных связей. В опричнину вошли лучшие земли и более 20 крупных городов, в том числе Москва, Вязьма, Суздаль, Вологда и Великий Устюг. Таким манером, была сформирована система,  которая положила начало истинного самодержавия на Руси. В последующей истории снова и снова самодержцы прибегали к «опричным методам управления».

Метла и песья башка

Опричниками становились люди проверенные, доказавшие свою верность, зачастую очень неглупые. К концу опричнины общий корпус армии достигал по разным оценкам 7 тысяч человек. С легкой руки любившего каламбуры князя Курбского опричников иногда именовали кромешниками – от слова «опричь» в значении «кроме», «особенный». Они действительно были «особенными» – обладали практически полной властью и решительным характером. В черных кафтанах, на вороных конях, украшенных черной сбруей – вид у царских «слуг» был устрашающим. Неизменным атрибутом опричников бывальщины метла и песья голова, которыми «декорировалось» седло. Символы давали понять, что любой государев изменник будет по-собачьи «выгрызен» и «выметен» поганой метлой. Впрочем, псовые головы могли напоминать и об ужасной казни, к которой нередко прибегали: осужденного зашивали в медвежью шкуру и травили собаками.

Во пора репрессий в одном только Новгороде было уничтожено по разным оценкам от 3 до 10 тысяч человек. Если учесть, что народонаселение города составляло в то время 30 тысяч человек, был убит как минимум каждый десятый.

После жестокой расправы с главой Боярской думы Иваном Федоровым, царь собственно ездил с опричниками и уничтожал имущество изменника. Сегодня это связывают не столько с кровожадностью государя, сколько с его особым отношением к так именуемому «нечистому имуществу», которое было неугодно Богу и не могло быть принято, например, монастырем.

Видимо, предчувствуя скорую расправу Федоров отписал доля земель Кирилло-Белозерскому монастырю, часть – в московскую обитель. Интересно, что Иван Грозный «подтвердил» дар, при этом, правда, вторую доля забрал себе в казну.

Действия опричников поражали, но не столько своей кровожадностью, к которой по большому счету русский народ был привычен, а масштабностью и зачастую бессмысленностью. Разумеется, казни и грабежи были. Могли убить не только изменника, но и членов его семьи и прислугу, однако, массово истреблять крестьян ни одинешенек здравомыслящий опричник не стал бы. Дело в том, что во времена Ивана Грозного ощущался острый дефицит рабочих рук. Возможно, потому-то и был русский суд «самым человечным» в мире: за «мелкие» нарушения чаще следовало позорящее наказание, например, публичная порка. Кому же будет нужен работник, какому отрубили руку? Подобным образом обстояло дело и с опричниной. Вотчины, которые получали государевы слуги, были ценны не землей, а дворами с крестьянами. У немало земли было предостаточно, только вот работать на ней было практически некому. Поэтому опричники старались не упустить  возможности «попользоваться» рабочей силой: иногда уговорами, иногда насильно вывозили крестьян изменника в свою вотчину. Слишком практичные даже заставляли мужиков разбирать избы и транспортировать их на новое место жительства.

Источник:
© Русская Семерка

>