<p>Зачем наши деды проделывали друг другу отверстия в черепе</p>
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Тысячи лет назад люд научились проводить хирургическую операцию по вскрытию черепа, или трепанацию. Обозреватель BBC Earth рассказывает о возможном предназначении этой леденящей давлю процедуры.

<p>Зачем наши деды проделывали друг другу отверстия в черепе</p>

Эта операция осуществлялась посредством сверления, разреза или выскабливания острым инструментом. Со времен глубокой древности представители различных народов практиковали трепанацию – грубое хирургическое вмешательство, при котором в черепе живого человека проделывают отверстие.

На сегодняшний день в ходе археологических раскопок по всему вселенной из-под земли извлечено множество черепов со следами трепанации.

Странно, но ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению сравнительно того, зачем наши предки проводили эту операцию.

Отчеты антропологов о трепанациях, проводившихся в Африке и Полинезии в XX веке, подают основание предположить, что по крайней мере в этих случаях операция была предназначена для лечения головной боли – например, возникшей вследствие травмы черепа или неврологического заболевания.

Вероятно, с той же мишенью трепанацию делали и в древние времена. На многих трепанированных черепах были обнаружены признаки механических повреждений или неврологических заболеваний, зачастую недалеко от трепанационного дыры.

<p>Зачем наши деды проделывали друг другу отверстия в черепе</p>

Тем не менее, исследователи уже давно подозревают, что древние люди проводили трепанацию не только в медицинских целях, но и в качестве ритуала.

Самые первые подтверждения проведения операций по вскрытию черепа относятся к периоду около 7000 лет назад. Вероятно, в разных регионах люди самостоятельно разрабатывали технику трепанации. Трепанацию практиковали в различных долях света: в Древней Греции, Северной и Южной Америке, Африке, Полинезии и на Дальнем Востоке.

К концу Средневековья большинство народов отказалось от трепанации, однако в нескольких отвлечённых от цивилизации частях Африки и Полинезии эти операции проводили вплоть до начала 1990-х годов.

С момента публикации самых первых научных изысканий на тему трепанации (в XIX веке) ученые продолжают утверждать, что древние люди иногда проводили трепанацию для того, чтобы впустить духов в тело человека или, навыворот, изгнать их. Кроме того, трепанация могла быть частью обряда инициации.

Исключить то, что трепанация была поведена по медицинским винам, почти невозможно, так как некоторые заболевания головного мозга не оставляют никаких следов на черепе. Тем не менее достоверных подтверждений этому утилитарны нет.

Впрочем, в одном из уголков России археологи нашли одно из наиболее убедительных доказательств проведения ритуальных трепанаций.

Трепанированный череп 20-25-летней дамы. Трепанационное отверстие зажило лишь частично, из чего можно заключить, что она умерла через восемь недель после операции

<p>Зачем наши деды проделывали друг другу отверстия в черепе</p>

Эта история завязалась в 1997 году. На месте раскопок из 20 отдельных могил были извлечены останки скелетов 35 человек. Учитывая способ захоронения, археологи установили, что их можно отнести к периоду с 5000 до 3000 лет до н. э., известному как халколит, или медный век. Археологи проводили раскопки на древнем месте захоронений под Ростовом-на-Дону.

В одной из могил бывальщины найдены скелеты пяти взрослых человек – двух женщин и трех мужчин, а также ребенка от одного до двух лет и девочки-подростка.

Ученые и ранее обнаруживали несколько скелетов древних людей в одной могиле, однако в данном случае находка все же была необычной: черепа двух дам, двух мужчин и девочки подверглись трепанации.

В каждом из черепов было одно овальное отверстие шириной несколько сантиметров с приметами скобления по краям. В черепе третьего мужчины обнаружили углубление, которое явно было делом рук человека, однако это дыра не было сквозным. Нетронутым был только череп ребенка.

Она сразу же определила, что отверстия в черепах являются результатом трепанации, однако вскоре постигла, что эти трепанации не были обычными. Исследованием извлеченных из могил останков занялась Елена Батиева, антрополог из Южного федерального университета в Ростове-на-Дону.

Инструмент для трепанации из Германии, относящийся к XVIII столетию

<p>Зачем наши деды проделывали друг другу отверстия в черепе</p>

Обелион расположен в верхней части черепа ближе к затылку, примерно в том месте, где волосы обычно собирают в высокий хвост. Все они бывальщины сделаны практически в одном и том же месте – в точке под названием обелион.

Кроме того, Батиева знала, что древние люди, проживавшие на территории России, такие операции мастерили еще реже. Менее 1% всех зарегистрированных трепанаций были проведены выше обелиона. Череп был извлечен из-под земли в 1974 году неподалеку от пункты ее нынешних раскопок. На тот момент ей был известен только один зарегистрированный случай трепанации в этой точке.

Этот случай был и до сих пор остается уникальным. Но у Батиевой их было цельных пять, и все они лежали в одной могиле. Совершенно ясно, что даже один череп с трепанацией в районе обелиона – это выдающаяся находка.

Вскрытие черепа в этом пункте грозит обильным кровотечением и смертью. Тому, что трепанация в районе обелиона встречается редко, есть простое объяснение: это весьма опасно. Обелион расположен непосредственно над верхним саггитальным синусом, где кровь, оттекающая от мозга, скапливается перед тем, как попасть в основные отводящие мозговые вены.

Это значит, что люд, проживавшие на территории России в медном веке, должны были иметь веские причины для того, чтобы проводить подобные операции. Тем не немного, ни на одном из черепов не было найдено следов повреждений или болезни, которые имели бы место как до, так и после трепанации.

Была ли эта операция связана с каким-либо ритуалом? Иными словами, все выглядело так, будто все эти люди перенесли трепанацию, будучи совершенно здоровыми. Это очень интересный вопрос, однако Батиевой пришлось отказаться от дальнейших розысков ответа.

Ей нужно было исследовать еще множество скелетов, найденных по всей южной части России, и она не могла отвлекаться от своей основной задачи ради нескольких черепов, какими бы загадочными они ни бывальщины.

Прежде чем отступиться, Батиева решила просмотреть неопубликованные археологические данные по России, чтобы выяснить, не были ли обнаружены иные нетипичные черепа с трепанацией в районе обелиона, которые по какой-то причине не были зарегистрированы.

Они принадлежали молодым женщинам и бывальщины найдены несколько лет назад: один в 1980-м, а другой – в 1992 году. К ее удивлению, таких черепов было целых два.

<p>Зачем наши деды проделывали друг другу отверстия в черепе</p>  Оба черепа бывальщины извлечены из-под земли менее чем в 50 км от Ростова-на-Дону, и ни на одном из них не было обнаружено медицинских предпосылок для трепанации.

Они делали это во немало регионах мира: гипсовый слепок одного из трепанированных перуанских черепов

Через десять лет было обнаружено еще несколько. Итак, у Батиевой было восемь необычных черепов, отысканных на относительно небольшой территории на юге России и принадлежавших людям примерно одного возраста.

В 2011 году международная группа археологов занималась изысканием 137 человеческих скелетов, извлеченных из-под земли в трех отдельных захоронениях, относящихся к медному веку.

Все они были отысканы в Кабардино-Балкарии, в гористой местности на юге России, примерно в 500 км на юго-восток от Ростова-на-Дону, недалеко от современной границы с Грузией.

Пять из них воображали собой стандартные образцы трепанации. Отверстия были сделаны в различных точках в передней и боковой части черепа, и на всех черепах бывальщины обнаружены признаки механических повреждений. Тем не менее, в девяти из 137 черепов они нашли отверстия. Их задачей было выяснить всеобщей состояние здоровья древних людей, населявших этот регион. Археологи не ставили перед собой цель обнаружить трепанации.

Это подавало основания предположить, что трепанации проводились для устранения последствий травм.

Более того, на каждом из них трепанация была проведена ровно над обелионом. Однако ни на одном из оставшихся четырех черепов признаков повреждений или заболеваний не было.

Совершенно случайно оказалось, что немецкий антрополог Джулия Грески, входившая в группу исследователей, была известна с работой Батиевой, описывающей необычные трепанированные черепа, найденные в Ростовской области. Тогда Грески, Батиева и другие археологи слили свои усилия, чтобы описать все 12 черепов с юга России, трепанированных в районе обелиона.

Их исследование было опубликовано в апреле 2016 года в научном журнале American Journal of Physical Antropology.

Однако тот факт, что все они бывальщины найдены в одном уголке России, означал, что, вероятнее всего, у них есть что-то общее. Независимо от места обнаружения, 12 подобных черепов уже воображают собой необыкновенную находку.

Если бы между ними не было никакой связи, вероятность того, что такое количество негустых трепанаций встретилось бы только на юге России, была бы чрезвычайно мала.

Грески, Батиева и их коллеги заявляют, что, несмотря на то, что их выводы сложно доказать, скопление таких нестандартных трепанаций дает основание предположить, что на юге России мог располагаться своего рода середина ритуального трепанирования.

Она уверена, что трепанации в определенных опасных областях черепной коробки могли проводить для достижения своего рода "трансформаций". По ее словам, люд делали это, думая, что приобретут уникальные способности, которых не было у обычных членов общества. Мария Медникова, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, – специалист в районы трепанаций, имевших место на территории России.

Однако сами отверстия многое говорят нам о том, как сложилась судьба людей после операции. Мы можем лишь предполагать, почему этим, по всей видимости, здоровым людям пришлось пережить трепанацию, сделанную таким необычным и опасным способом.

На нем не было примет заживления, и можно предположить, что она умерла во время операции или вскоре после нее. Один из 12 черепов принадлежал женщине, не достигшей года 25 лет, чей скелет был найден на месте захоронения под Ростовом-на-Дону.

Тем не менее, остальные, по-видимому, более или менее благополучно пережили трепанацию. По кромкам трепанационных отверстий начала расти новая костная ткань, однако все отверстие она так и не заполнила.

Трепанированный череп мужчины 30-35 лет, одного из пяти человек, похороненных в всеобщей могиле. Отверстие частично заросло – это значит, что после операции он прожил не менее четырех лет

<p>Зачем наши деды проделывали друг другу отверстия в черепе</p>

На трех из 12 черепов бывальщины найдены лишь незначительные признаки заживления по краям трепанационного отверстия. Это значит, что после операции эти люди прожили итого от двух до восьми недель. Двое из них были женщинами от 20 до 35 лет, а третий был пожилым человеком от 50 до 70 лет, чей пол ввести не удалось.

На остальных черепах отверстия заросли намного лучше. Основываясь на современных знаниях о регенерации костной ткани, можно сделать вывод, что после операции эти люд прожили не менее четырех лет.

Среди восьми выживших были все пятеро из массового захоронения под Ростовом-на-Дону, чьи необычные трепанации впервые привлекли внимание Батиевой почти 20 лет назад. Двое мужей, две женщины и одна девочка-подросток смогли прожить несколько лет, имея отверстие в районе обелиона.

Тем не менее, нельзя исключать, что эти 12 человек все же мучились от заболеваний или травм головы. Девочка, которой, судя по скелету, было от 14 до 16 лет, подверглась трепанации не позднее своих 12 лет, а то и намного ранее. Если это так, то как минимум восьми из них трепанация помогла.

Если это так, мы можем только догадываться, какую пользу – реальную или воображаемую – они от этого получили. Однако также вероятно, что Батиева и ее коллеги правы, и эти люди подверглись трепанации в ритуальных целях.

>