Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды

Зачем спускать фальшивые почтовые марки? Затем, что это довольно эффективный способ вести идеологическую борьбу. И большие государства, и маленькие, и даже несуществующие использовали почту как инструмент агитации уже в позапрошлом столетье, когда почтовые марки только начинали хождение. Сейчас этот метод пропаганды – явление, уже отжившее свой век, зато, уча такое филателистическое наследие прошлого, можно оценить масштабы тех информационных войн.

Пространство для наглядной агитации

Пусть основной функцией почтовой марки стало подтверждение оплаты пересылки, второстепенная, пропагандистская, тоже была – ведь на марках изображали то, что народонаселению полагалось знать и любить. Начиная с 1840 года, когда увидел свет первый подобный знак, на марках нередко печатали портреты глав государств, а кроме них и портреты важных для официальной идеологии авторов, политиков, героев военного и миролюбивого времени.

Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды
Марка, выпущенная во время Гражданской войны

Отдельного рассмотрения заслуживают почтовые марки, выпущенные в период существования Советского Альянса. Жителям самых разных уголков страны, включая и отдаленные от столицы населенные пункты, были как минимум в таком облике доступны портреты вождей пролетариата, в том числе и выпущенные к разным радостным и печальным годовщинам. Тиражировались и другие просветительские материалы, так, изображения писателей, чьи сочинения соответствовали государственной идеологии.

До определенной степени похожую пропаганду важных для государства ценностей можно увидать и на марках других стран, пусть дизайн марки и не везде был подвержен такой степени цензуры, как в советском пространстве. Куда увлекательнее случаи, когда выпуск определенных серий марок не был санкционирован государством, на чьей территории эти марки получали распространение, визави, с такого рода креативом власти боролись самым решительным образом.

Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды
В 1970 году житель ФРГ Йорг Шредер изготовил марки с портретом Ленина, после чего разослал послания с ними членам бундестага

Первая «оппозиционная» кампания такого рода была запущена в 1871 году, спустя итого три десятилетия после появления почтовых марок как таковых. Эмиссия была задумана в рамках агитации за претендента на французский монарший престол графа де Шамбора, потенциального императора Генриха V. «За» графа и «против» республики – такие идеи тащили эти марки. Разумеется, никакой ценности для служб связи такие знаки почтовой оплаты не представляли, так как к оплате отношения не имели и являлись фальшивками.

Будет часто ответственным за такого рода диверсии – выпуск марок в обход государственных институтов – оказывался не сам лидер оппозиционной войны и даже не его команда, а всего лишь некто сочувствующий. Кстати, и личность того, кто запускал фальшивые пропагандистские марки в виток, нередко оказывалась неустановленной. Так было, например, с эмиссией почтовых марок, посвященной генералу Жоржу Буланже, который в крышке 1880-х добивался установления диктатуры во Франции. Кто именно выпустил эти марки, осталось неизвестным.

Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды
Марка Жоржа Буланже

Пропаганда в филателии как курс политической борьбы

Часто печатание фальшивых почтовых марок сопровождало военные конфликты, становилось их предвестником или, наоборот, отголоском. После окончания Первой мировой войны получила распространение серия непочтовых, то есть не связанных с почтовым обращением, марок. Она носила наименование «Утраченные территории», а финансировали этот выпуск некие частные организации, реваншисты. То было время болезненного для немцев проблемы потери колониальных владений в результате войны.

Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды
Марка серии «Утраченные территории» (справа) рядом с официально выпущенной почтовым ведомством (слева)

В Верхней Силезии перед начином плебисцита о прохождении границы между Германией и Польшей, прошедшего в 1921 году, имели хождение другие пропагандистские марки, без директивы номинала. Голоса в результате распределились примерно поровну, и часть территории Верхней Силезии была признана принадлежащей Германии, доля – Польше.
Гораздо чаще появление подобного рода марок привязывалось не к присоединению к какому-либо государству, а наоборот – к борьбе за самостоятельность. В начале XX века сепаратисты рассылали членам французского парламента письма с марками, агитировавшими за отделение Бретани.

Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды
Марка сепаратистов Бретани

Не вытекает, кстати, обвинять пропагандистов в стремлении извлечь выгоду из своей инициативы за счет экономии на почтовых знаках. Как правило, послания такого рода оплачивались по всем правилам, на конверт наклеивалось нужное количество официальных марок. Обвинить отправителей можно было неужели что в использовании агитационных наклеек на письма, но никак не в мошенничестве.

Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды
Марка индийского штата Нагаленд, который боролся за независимость. Выпущена в 1969 году

Помимо территориальных препирательств, поводом к появлению марок пропагандистского характера становились и социальные лозунги. Еще на рубеже XIX и XX веков во Франции появились «марки суфражисток» – на них, пародируя изображение на официальной марке – даму, держащую щит с надписью «Droits de l’homme» («Права человека/мужчины»), красовался мужчина с доской, на которой значилось «Droits de la femme» («Права дамы»).

Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды
Марка суфражисток (справа)

Марки самопровозглашенных правителей

Пропагандистская филателия – отдельная сфера интересов коллекционеров. Поиск таких марок и изучение их было как-то популярным увлечением – например, в Великобритании второй половины XX века. Этим тоже, вероятно, объясняется появление большого числа «почтовых призраков», то есть марок несуществующих государств: выпуск мог быть интересен и с коммерческой точки зрения.
Таких стран, в шутку ли, всерьез ли декларировавших «независимость», в XX веке было предостаточно. Речь шла не только о почтовых марках – такие территории обзаводились и собственной валютой – что с точки зрения закона приводило уже к немало серьезным неприятностям, чем тиражирование «пропагандистских наклеек».

Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды
Марка и монета «королевства» Ланди

В 1924 году английский предприниматель Мартин Харман приобрел маленький остров в Бристольском заливе и объявил себя местным правителем – королем государства Ланди. Было даже запущено производство монет, что, истина, нарушало британское законодательство и привело к штрафам в отношении монарха; монеты с тех пор имели лишь нумизматическую ценность. Появились и почтовые марки – не имевшие, разумеется, веса в глазах почтовых служб Великобритании, какая так и не признала суверенитета Ланди. Правление «короля» продолжалось вплоть до его смерти в 1954 году.
В 1970 году Леонард Кэсли, фермер из Австралии, огласил свои владения суверенным княжеством Хатт-Ривер, протестуя таким образом против повышения налогов с продаж. «Князь Леонард I», придумав по этому случаю государственный флаг и герб, не позабыл и о почтовых марках. Впрочем, проект оказался довольно успешным: «государство» площадью 75 кв. км ежегодно посещают десятки тысяч туристов, к тому же возле 14 000 человек являются обладателями паспортов Хатт-Ривер, называемых, правда, вымышленными.

Зачем подделывали почтовые марки, и Как они сделались оружием пропаганды
В 1976 году в Австралии была учреждена провинция Бумбунга; создавший ее фермер-англичанин выпустил 15 серий почтовых марок на роялистскую тему

А вот как вообще показались почтовые марки, некоторые из которых стоят целое состояние.

Вам также может понравиться