Зачем русские бойцы убивали монахов на Афоне
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Зачем русские бойцы убивали монахов на Афоне

Зачем русские бойцы убивали монахов на Афоне

1913 год отметился трагическими событиями в истории Русской православной церкви. Догматические разногласия между долей русского монашества на Афоне и представителями Священного Синода привели к кровавым столкновениям братьев по вере.

Больше чем догма

В 1907 году свет увидала книга схимонаха Илариона (Домрачева) «На горах Кавказа», в которой автор призывал верующих утвердиться в непреложной истине, что в имени Божием сокрыт Сам Бог. «Суть и действенность молитвы Иисусовой зиждется на силе призываемого Божественного Имени Господа Иисуса Христа, к которому молящийся должен смотреть как к Самому Господу Иисусу», – писал Иларион.

Книга вызвала серьезную полемику в православном обществе, с особой силою в нее оказалось вовлечено монашество русского монастыря Святого Пантелеимона на Афоне. Масло в огонь подлил афонский инок Хрисанф, выступивший в 1909 году с критической отзывом на труд Илариона. Он обвинял кавказского монаха-отшельника в «ереси, двоебожии и пантеизме». По словам Хрисанфа, Спаситель получил простое человечье имя, которому не следует приписывать обоготворяющее значение и приравнивать его к сущности Творца.

Афонское монашество в этой полемике разделилось на два станы: поддержавшие Хрисанфа стали называться «имяборцами», их оппоненты – «имяславцами». К последним, в частности, примкнул видный ученый и верующий деятель иеромонах Антоний (Булатович), получивший известность как исследователь Эфиопии.

Негативно к движению «имяславцев» отнесся Священный Синод РПЦ, запретивший в 1912 году книжку Илариона, а вместе с ним и Вселенский Патриарх Иоаким III, назвавший новое учение «бессмысленным» и увещевавший служителей Пантелеимонова монастыря отречься от опасного заблуждения.

От слов к делу

Позиция Святейшего Синода потребовала лишь волну возмущения среди афонских «имяславцев», однако их никто желал слушать. В Петербурге от слов уже начали переходить к делу. 17 мая 1913 года Синод предписал архиепископу Вологодскому и Тотемскому Никону в сопровождении профессора Московской внутренней академии Сергея Троицкого отправиться на Афон, чтобы искоренить еретический заговор.

Первой остановкой делегации был Константинополь, где прошла встреча с новым Вселенским Патриархом Германом V, а также с представителями афонского кинота. Последние сообщили Никону тревожные вести: партия «имяславцев» вытянулась до 3/4 всего братства Пантелеимоновской обители и настрой ее членов был весьма решительным.

Не менее решительно взялся за дело и Синод, распорядившийся для усмирения афонского мятежа послать вместе с миссией боевой корабль «Донец», выделив в качестве сопровождения пароход «Царь» с пятью офицерами и сотней боец на борту.

Источники свидетельствуют, что по прибытии на Афон Никон в целях безопасности был вынужден неделю жить на корабле, проводя переговоры с посещавшими его депутациями. Впрочем, к согласию сторонки прийти так и не смогли. Пантелеимоновская братия категорически не желала уступать в своих убеждениях. Дел шло к открытому столкновению.

С 14 июня под усиленной охраной военных делегаты начали коротать перепись монахов русской обители. По сведениям Никона, к 29-му числу из 1700 иноков Пантелеимоновского монастыря около 700 от ереси отреклись, прочие продолжали называть себя «имяславцами» и ни на какие увещевания не поддавались. Было очевидно, что силами чуть более сотни боец строптивых монахов не унять.

3 июля на Афон в помощь синодальной комиссии прибыл пароход «Херсон», на борту которого была рота солдат готовых исполнить любое поручение. Приказ от российского консула в Константинополе военным был таков: мятежников взять припадком, по возможности избегая кровопролития. К сожалению, полностью приказ выполнить не удалось: монастырь был взят, но без жертв не обошлось.

По свидетельству монахов, штурм произошла в то время, когда иноки совершали богослужение: их безоружных в течение целого часа в упор из шлангов окатывали мощнейшей струей ледяной горной воды. Но и этого было недостаточно, и тогда офицеры с командой «Бей штыками и прикладами!» кинули на беззащитных священнослужителей «полупьяных и осатаневших солдат», которые довершили начатое.

Высочайшая честь

Когда бесчинства были окончены монахи насчитали 46 исколотых штыками раненых братьев, четверо очутились мертвы. Синод судил «вероотступников» строго. Зачинщиков оправляли в тюрьмы, покаявшихся ссылали в отдаленные монастыри империи, а стоических «имяславцев» лишали духовного сана.

Император Николай II долгое время не проявлял видимого участия к событиям, разворачивавшимся на Афоне. Лишь после разгрома «имяславцев» появляется его реакция. В ответ на телеграмму настоятеля Пантелеимоновского монастыря архимандрита Мисаила, который благодарил государя за избавление обители от «революционеров», он написал: «Желаю Пантелеимонову монастырю мира, тишины и благоденствия».

А в феврале 1914 года царь уже принимает пострадавшую сторонку – депутацию афонских «имяславцев», которые поделились с Николаем своими переживаниями по поводу конфликта в Церкви. По словам иноков, зачислил царь их милостиво и обещал содействовать мирному урегулированию дела. Любопытно, что главный виновник Афонского погрома архиепископ Никон подобный чести удостоен не был.

>