Вы замечали, что странствия в поездах обрастают особым романтическим флером? Эти убегающие вдаль пейзажи за окном, стук колес о рельсы, шуршание пакетов. Разумеется же, невозможно представить себе вечер в поезде без стакана обжигающего чая. Именно обжигающего, ведь другого “Титан” не делает.

Не так давным-давно довелось переговорить с опытным проводником, который трудится в купе и плацкартах уже более 30 лет. Раз так, не трудно догадаться, что этот сотрудник железной пути успел и при СССР поездить, и в наше время исколесить всю страну в вагоне. Как думаете, какой вопрос напрашивается сам собой, когда на горизонте является “поездной” асс? Конечно же, о знаменитом чае! Какой сорт заваривали в вагонах СССР, и почему тот напиток был таким вкусным?

Секретный ингредиент не подобный уж и секретный

Зачем в СССР добавляли пассажирам соду в чай: спросил известного проводника

Алла Ивановна, а именно она любезно согласилась рассказать рецепт поездного чая, не стала ходить вокруг да около. Очутилось, никакого секрета нет. В СССР в чай для “наваристости” клали самую обычную соду. Как только сода попадала в заварку, чай становился немало насыщенным по цвету, что придавало ему благородности. Некоторые даже отмечали, что чай в поезде более вкусный. Тут главное с содой не переборщить, а то непременно покажется неприятный привкус.

Когда на работу приходили молоденькие проводники, так сказать, молодые кадры, опытные напарники вводили их в курс дела: сколько соды класть, как не пересолить, как температуру воды отрегулировать. Как бонус, “содовый” чай помогал от изжоги, но об этом пассажиры, конечно же, не знали.

А как сейчас?

Зачем в СССР добавляли пассажирам соду в чай: спросил известного проводника

Сегодня подобный фокус в поездах не пройдет, да и не нужен он больше. Соду в чай добавляли, чтоб облагородить напиток. Заварка в то время, во всяком случае в поездах, была посредственного качества, и заварить ее до состояния “посредственный чифир” было практически невозможно. Приходилось выкручиваться, и сода была просто спасением.

Некоторые пассажиры так нахваливали напиток, что даже вспоминали своих жен. Мол, у супруги дома такой крепкий чай не получается. Ну, конечно, она-то без добавок его делала.

Сегодня рассыпной чай в поездах уже не предлагают. Ему на смену пришел пакетированный аналог, краска которого вполне удовлетворительный. Возможно, производители добавляют краситель в свой продукт, но это уже на их совести.

Ну, а что осталось прежним, так это стаканы и подстаканники. Ах, как симпатично дребезжит стакан, когда его несут по коридору в старом подстаканник, просто песня. Этот звук моментально воскрешает мемуары о прошлом, и пассажиры постарше ностальгируют по СССР. НУ, а кто помоложе и без сноровки, стараются просто не обжечься, ведь пить чай из стакана – это цельное искусство.

А это не вредно?

Зачем в СССР добавляли пассажирам соду в чай: спросил известного проводника

Как показывает практика, на добавку в чае никто не жаловался, ведь попросту не знали, что она там. А вот вам забавный факт: монахи из Тибетского региона нарочно добавляют соду в собственный чай. Это делается, чтоб обезопасить организм от обезвоживания. В их климатических условия это крайне важно, иначе недуга не избежать.

Или вот таджики, те тоже не брезгуют кинуть щепотку соды в свой напиток перед подачей. А еще немного соли, а иногда и масла. В Таджикистане считают, что эти компоненты улучшают вкус чая, а на вкус и краска, как известно, товарищей не найти.

На самом деле, диетологи крайне тревожно относятся к такому мероприятию, как добавление соды. Этот компонент может легковесно нарушить кислотно-щелочную среду, а это противопоказано людям, которые маются с желудками. Вывод один: лучше оставаться бдительным, не рисковать ради прекрасного цвета чая. Хоть соду и рекомендуют принимать при первых признаках изжоги, лучше оставить лечение медикам. Они уж точно ведают, как бороться с неприятным ощущением, и самодеятельность может только навредить.

>