Зачем мы устанавливаем монументы военной историиСын моего друга, с которым мы пили чай и обсуждали, как и принято, “мировые проблемы”, неожиданно нас озадачил. Шестиклассник Захар пришел, задвинул в угол рюкзак и примкнул к нам, демонстрируя свой сосредоточенный вид. На наши расспросы отвечал уклончиво: ” У меня серьезный вопрос, над которым я думаю…” Но вскоре выяснилось, что ему дали задание написать сочинение о монументах, зачем они нам нужны, о чем рассказывают… И растерялся парень.
Фронтовыми кинооператорами снято 3,5 миллиона метров кинопленки. Это – документальное подтверждение Победы. Фото: Сергей Куксин/РГ
А придя домой, и сам задумался: а нужно ли нам ставить новые памятники? “Листаю” компьютер и нахожу эти новоиспеченные свечи памяти. Вот в городе Нерехта Костромской области открылся памятник маршалу авиации, дважды Герою Советского Альянса Александру Новикову. С инициативой его установки в костромское отделение Российского военно-исторического общества обратились члены Совета ветеранов зоны. Народным обсуждением было определено и место его установки. А в подмосковном Красногорске появился первый в России памятник Фронтовому оператору. За 1418 дней Великой Отечественной брани фронтовыми кинооператорами снято 3,5 миллиона метров кинопленки, создано более 500 номеров киножурналов и специальных выпусков, 101 документальный кинофильм. И все это – документальное свидетельство героической борьбы и Великой Победы. “Это памятник самой Памяти, – заметит председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. – И это монумент документу. Потому что ничего более убедительного, чем документ, политый кровью этих великих людей, по-моему, нет”.
Еще один знаковый монумент показался в деревне Жестяная Горка Новгородской области. Мемориальный комплекс посвящен жертвам войны, погибшим на новгородской земле. Тут друг напротив друга находятся два захоронения. В первой братской могиле покоятся воины, во второй – мирные жители, казненные нацистами. По архивным этим, в 1942-1943 годах здесь погибли более 3000 человек. И объединяет эти могилы скульптура “Скорбящая мать”…
Но что увлекательно, мы не забываем не только войну, но и другие важные страницы отечественной истории. В конце ноября в Феодосии открыли памятник знаменитому русскому полководцу, генералу от инфантерии Петру Котляревскому. Он изображен на поднявшемся на дыбы коне с саблей в руках и в развевающемся за спиной плащом. Под копытами коня лежит яркий персидский ковер… Генерал был символом русского офицерства. Начав воевать в 14 лет, он прошел линия от рядового до генерала, известен как участник русско-персидских и русско-турецких войн. Современники называли Котляревского кавказским Суворовым…
Словом, благодаря нацпроекту “Цивилизация” в регионах с начала года открыто 20 памятных мест, связанных с военной историей страны. И это, думаю, хорошо. Память. Помянуть. Монумент… А еще в русском языке есть слово “помнить”. Значения у этих слов разные. Но наша история распорядилась так, что у этих слов всеобщий смысл: “думать и размышлять о прошлом”. Памятник – это возможность увековечить память, причем память о целой эпохе в жизни всей края, о погибших, о цене мирной жизни современного человека… Как писал Юрий Визбор, надо “помнить все то, что когда-то прикасалось всех нас”. Не предавать забвению своих предшественников, а помнить их поражения и их победы, чтобы повторить их триумф и не повторять их ошибок. Это не значит существовать прошлом. Это помогает нам лучше видеть свое будущее…
Общество История Культура Арт Музеи и памятники