Загадка Моны Лизы: ученые отыщи следы наброска да Винчи
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Загадка Моны Лизы: ученые отыщи следы наброска да Винчи

Прослушать новинка Остановить прослушивание Leonardo da Vinci, Mona Lisa (1503–17). Courtesy of the Louvre/Photo courtesy of Pascal Cotte Леонардо да Винчи строчил «Мону Лизу» с помощью выполненного в особой технике наброска, выяснили французские ученые. Они полагают, что оригинал мог сохраниться и с его использованием бывальщины созданы копии картины.

Загадка Моны Лизы: ученые отыщи следы наброска да Винчи

      Леонардо да Винчи написал «Мону Лизу» поверх наброска, выяснили исследователи из Университета Пуатье и французской компании Lumiere Technology, специализирующейся на мультиспектральной снимки. Об открытии авторы рассказали в статье в журнале Journal of Cultural Heritage.

      Другие исследования выявили некоторые особенности полотна — перекраску пальцев левой руки, конструктивные детали подлокотников, завязки под вуалью на левом плече — но о отпечатках наброска в публикациях не упоминалось.

      «Лувр пригласил меня, потому что я изобретатель новой высокочувствительной многоспектральной камеры с весьма высоким разрешением», — объясняет Паскаль Котт, один из авторов работы.

      Котт разработал технологию, способную показывать свет, отраженный на 13 длинах волн. За основу он взял метод инфракрасной фотографии, который ранее уже использовался, чтобы выявить детали, спрятанные под поверхностью полотен.

      В 2004 году Котт сделал более 1650 снимков «Моны Лизы». Чтобы детально изучить их все, ему потребовалось 15 лет.

      С помощью сочетания инфракрасной фотографии и инфракрасной рефлектографии Котту удалось обнаружить угольные линии в более ясных областях картины.

      Загадка Моны Лизы: ученые отыщи следы наброска да Винчи

      Photo courtesy of Pascal Cotte

      «Оптическая система позволяет нам видеть очень мелкие детали, а рослая чувствительность обеспечивает очень высокое усиление низкого сигнала, — говорит Котт. — Спольверо на лбу и руке выдает отпечатки наброска».

      Спольверо — это появившаяся в Италии техника, при которой контур рисунка переносится на холст, стену или иную поверхность с помощью наполненного темным порошком (например, древесным углем) полотняного мешочка, который прикладывают к прижатому к поверхности прободанному эскизу на бумаге или пергаменте. Порошок проникает через проколотые на бумаге отверстия, оставляя контуры рисунка в виде образованных тонкими точками линий.

      Более ранние исследования показали, что да Винчи использовал спольверо для создания других своих известных полотен — например, «Дамы с горностаем», «Портрета Джиневры де Бенчи» и «Отличной Ферроньеры».

      Однако это первый раз, когда на «Моне Лизе» удалось обнаружить следы спольверо, помечают авторы работы.

      А, значит, есть шанс, что где-то сохранился и сам набросок, сделанный рукой Леонардо да Винчи — и, вероятно, поза Моны Лизы на нем иная. По проявленному наброску видно, что да Винчи внес коррективы в окончательную композицию.

      Загадка Моны Лизы: ученые отыщи следы наброска да Винчи

      sci-hub.st

      «Обнаружение спольверо неудивительно, — строчат авторы работы. — Этот метод преподавался в мастерской, где учился да Винчи, и его применение замечено на других его работах».

      Они выделяют несколько вин, по которым это открытие важно:

      1. Использование спольверо при создании «Моны Лизы» продемонстрировано впервые.

      2. Это выделяет труду место в истории живописи периода, когда спольверо широко использовалось.

      3. Оно доказывает существование изначального наброска на картоне, какой мог затем неоднократно копироваться.

      4. Исследование позволяет оценить степень свободы, которую да Винчи предоставлял себе при создании полотна.

      5. Результаты обогащают базу данных о технике работы да Винчи — например, расстояния между отверстиями, черные точки, ширина и нрав карандашной линии.

      Исследования Котта выявили и другие до сих пор невидимые детали. Например, чуть выше головы Моны Лизы можно приметить следы, которые могут быть наброском заколки. Во Флоренции они во время написания картины были не в моде, поэтому, видимо, в финальный вариант полотна заколка не попала. По мнению Котта, это показывает, что картина была не столько портретом, сколько аллегорической работой или изображением «нереальной дамы, похожей на богиню».

      Несколько лет назад французские ученые провели послойное рентгенофлуоресцентное сканирование «Моны Лизы» в музее Лувра. Они находят, что смогли разгадать тайну техники сфумато, которая делает картины да Винчи такими правдоподобными. Техника подразумевает палатализация очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.

      Как выяснилось, да Винчи был способен наносить слои краски толщиной итого в пару микрон, общая толщина слоя не превышала 30-40 микрон.

      Сочетание слоев разной толщины и цветности создает объем на полотну, дымку, растворяющую контуры, и делает их таким реалистичными, отметили исследователи.

      Источник

      >