Писулька XIX века описала проблемы Великих реформ в России - Родина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

ПДДенис ПередельскийЗаписка XIX столетия описала проблемы Великих реформ в России13:34поделиться

В журнале “Отечественные архивы” впервые опубликована малоизвестная писулька бывшего оренбургского и саратовского губернатора Егора Барановского о политической жизни в России конца XIX века. Барановский считается ослепительным представителем российского чиновничества, искренне поддержавшим реформы Александра II.

Писулька XIX века описала проблемы Великих реформ в России - Родина

culture.ru

Сельские и волостные школы мало служили крепкому образованию народа, считал Барановский.

“Политические записки” во второй половине XIX века стали распространенной формой выражения идей, какие могли повлиять на формирование правительственного курса. Подобные тексты принадлежали как действующим администраторам, так и “наблюдателям со стороны”, пытавшимся на них повлиять”, – отметили в Федеральном архивном агентстве.

Одну из таких писулек оставил после себя Барановский, с 1858 года занимавший пост оренбургского гражданского губернатора, а с 1861 года – пост саратовского штатского губернатора. На этих должностях он активно участвовал в реализации Великих реформ.

Записка Барановского датирована началом 1881 года – январем 1882 года. Начинов ее автор с перечисления главных проблем России. Одной из них Барановский называл то, что самодержавная власть опиралась преимущественно и почти необыкновенно “на служилое, чиновничье сословие, вполне от правительства материально и нравственно зависящее”.

По его мнению, сословие это было лишено самостоятельности и почти далеко народной жизни. Досталось и военному чиновничеству, которое “уже по существу своего звания отрекается от самостоятельности во имя необходимой строгой дисциплины”.

Автор писульки отмечал, что между бедным армейским офицером и генерал-адъютантом существовала громадная разница, а общим было только одно: целейшая нравственная и почти всегда материальная зависимость от самодержавия.

“Независимость и твердость убеждений проявляются в служилых людях крайне негусто, борьба из-за убеждений и пожертвование собою во имя высоких начал религиозной нравственности, общественного блага и гражданского долга составляют исключение из всеобщего правила”, – писал Барановский.

Служилое сословие он называл “чуть ли не чужеядным растением, лишенным живой органической связи с народом, ровные пользы и нужды которого часто ему непонятны”.

Барановский приветствовал освобождение крестьян от крепостной зависимости, но отмечал, что только сквозь три десятилетия крестьянам разрешался выкуп надела.

Две другие существенные реформы – судебная и земское самоуправление – были искусственно приостановлены, строчил Барановский, отмечая, что бюрократия, служилое сословие в Петербурге чего-то испугалось, когда “пришлось реформы эти претворить в плоть и кровь народа”.

При этом ближайшие исполнители судебной реформы и деятели земского самоуправления из-за отсутствия самостоятельности “не посмели исполнить долга своего до крышки”.

Для решения этой проблемы Барановский призывал царскую власть опереться не на изжившее себя служилое сословие, а на совершенно самостоятельных, самостоятельных выборных земских людей.

“Царская власть сама определит формы этого призыва и пределы участия выборных от земли в всеобщем государственном деле”, – считал Барановский.

Еще одной серьезной проблемой он называл безграмотность народа и фактически призывал ее ликвидировать. Однако подчеркивал: одна лишь грамотность без курсы к христианским и общечеловеческим целям мало развивает человека.

“Наши сельские и волостные школы в том виде, как они существуют, мало служат крепкому образованию народа; они дают только писарей и немногих грамотеев, а нам необходимы такие школы, которые распространяли бы грамотность во всей массе народа”, – строчил Барановский.

Он призывал каждой деревне дать средства на обучение детей, а само обучение предлагал полностью передать приходским попам.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник