Защитное амуниция всадника византийской армии VI века
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Византийская конница. Конники, как и пехота, могли использовать любые виды защитного вооружения. В реальных боевых условиях VI в. грань между ними была размыта: так на дошедших до нас изображениях мы видим конников и без защитного вооружения, и в нём.

Мы хотели бы отдельно остановимся на доспехе, именуемым забой (ζάβα, zaba).

Защитное амуниция всадника византийской армии VI века
Изображение всадника и пешего бойца. Серебряное блюдо. VI в. Музей Вероны. Италия. Фото автора

Заба

Некоторые старые части клибанариев и катафрактариев, т. е. подразделений, носивших защитное тяжкое вооружение (кливаний или катафракту), присутствуют в рядах ромейского воинства и сохраняли названия в VI в., хотя, конечно, по вооружению это были иные части. Вегеций, в V в., отличал катафракту (тяжелый защитный доспех) от лорики (кожаного доспеха). В Новеллах императора Юстиниана, «Вестготской истине» VI в. лорика противопоставляется снаряжению под термином заба (ζάβα, zaba). Заба упоминается в военном трактате VI в., где указывается , что воины одеты в забы и торасы, при чем торосы должны быть изготовлены из кожи и войлока.

Защитное амуниция всадника византийской армии VI века
Фигурка конника. Крымская Готия. VI в. ГИМ. Москва. Россия. Фото автора

В законодательстве вестготов VII в. заба противопоставляется лорике. А вот в более поздние трактаты гораздо шире раскрываю, что такое заба: Лев VI (годы правления 886-912 гг.) в своей тактике писал: «Если возможно, владеть и забы, которые сейчас называют кливании (κλιβάνιον), и они блестящие и сияющие». Никифор II Фока (годы правления 963-969гг.) забу находит частью кливания. Примечательно, что с правлением этих императоров связанно возрождение тяжелой византийской конницы. Иконография этого этапа не оставляет нам сомнения, что это броня, состоящая из пластин. То есть заба (ζάβα) VIв. аналог кливанию (клибанию) Х века.

Исследователь и переводчик Дж. Дэнннисон установил забу как кольчугу (coat of mail), нам представляется, вслед за многими его оппонентами, что это слишком прямолинейное трактовка. Византийцы слабо использовали кольчугу в рассматриваемый этап, косвенным подтверждением тому является описание Х века, периода употребления забы или кливания, как тяжелого вооружения всадника катафракта: Лев Дьякон (950-1000 гг.), строчил, что руссы одеты в «торас, сделанный из подвижных сочленений» (άλυσἰδοτος θώραξ) – кольчугу. Стоит вспомнить, что еще Григорий Турский и Иоанн Эфесский именовали кольчугу лорикой из колечек.

Защитное амуниция всадника византийской армии VI века
Заба римского периода. Музей Карнунтума. Бад-дойч-Альтенбург. Вена. Австрия. Фото автора

Исходя из изложенного, можно предположить, что, во-первых, в VI в., в поясу ромейского влияния, заба, означала, в широком значении, тяжелый защитный доспех, противостоящий «легкой» защите, юридически обозначавшейся термином лорика. Повторимся, заба – это обозначение тяжкого снаряжения. Во-вторых, в узком смысле, под этим наименованием надо понимать доспех из пластин, по-древнерусски «бронь дощатая». С появлением болгар или аваров, этот термин фиксируется именно за ламинарным доспехом.

Маврикий Стратиг настаивал на особом качестве аварского (или гуннского) снаряжения, можно думать, что оно, технологически, выделялось от пластинчатого снаряжения предыдущих периодов, меньше сковывало движения всадника, давая ему возможность маневра, использования лука, что, как представляется, было невозможно в панцирю предыдущих периодов, как описывал тяжеловооруженных римских всадников в IV в Аммиан Марцеллин: «То тут, то там видны были закованные в доспехи всадники, каких называют клибанариями; покрытые панцирем и опоясанные железными полосами, они казались изваянными рукой Праксителя статуями, а не живыми людьми». [Amm. Marc. ХVI.10.8. Перевод с лат. Ю. А. Кулаковский и А.И. Сонни]

Защитное амуниция всадника византийской армии VI века
Конник с копьем. Лен, шерсть. Египет, V—VIII вв. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва. Россия. Фото автора

Стоит отметить, что, исходя из иконографии, нередко трудно отличить, где снаряжение из прямоугольных чешуйчатых пластинок (Scale Armour, Schuppenpanzer), а где из пластин, скрепленных кожаными ремешками и заклепками (Lamellar Armour, Lamellenharnisch).

Римляне использовали амуниция из прямоугольных чешуек и ранее (например, рельеф I в. из Пальмиры, хранящийся в Лувре), а, новый ламинарный доспех, возможно, был заимствован у кочевников в VI в. Разница заключалась в креплении пластин: в чешуйчатом доспехе пластины прикреплялись к основе с одной сторонке, три остальные стороны оставались свободными, могли клепками укрепляться по центру пластинки, верхние пластиты прикрывали часть нательных; в то время, как в ламинарном доспехи пластины жестко крепились к основе или между собой кожаными ремешками, шли одни над другими, верхние не перекрывали нательных. У нас есть археологические находки деталей абсолютно всех римских доспехов из лагеря легионеров Карнунтума (Carnuntum), находившегося на правой сторонке Дуная, на границе современной Австрии и Словакии, где можно увидеть явную разницу в креплении. Эти находки подтверждают наличие в позднеримской армии всех обликов описанных доспехов.

Косвенным подтверждением того, что заба второй половины VI в. технологически отличалась от клибанария предшествующей эпохи, указывает тот факт, что при наличии фабрик по производству брони (забы) в VI в., Маврикий все равно описывает доспех кочевников.

Пластины, из которой заключалась броня, были прямоугольных очертаний с округлыми краями, количество типов в одной брони могло доходить до девяти. Пластины могли владеть вырезы: сверху, снизу или с боков. Исследователи расходятся во мнении, для чего это было сделано. Одни считают, что кроме декоративной функции декольте определял точное месторасположение пластины в структуре брони. Другие — для облегчения веса доспеха. Обычная ширина пластины 2-2,5 см. В пластинах бывальщины до шести отверстий: для крепления к основе и между собой. Крепились внахлест. Ряды пластинок окантовывались полосками кожи до 1см шириной, с оборотной сторонки накладывались дополнительные кожаные полосы во избежание перетирания, размером 1,5-2 см.

Известно несколько находок таких пластин в Европе: на Нордовом Кавказе, в крепости Тибелия (у с. Цебельда), аварское погребение 12 из Нидерштотцингена (Niederstolzingen), франкское захоронение Крефельд-Геллепе (Krefeld-Gellep). Захоронение из Кирххайм/Рис (Kirchheim/Ries) в Германии, находка лангобардских могильников у замка Трозино (Castell Trosin) и Носера Умбра (Nocera Umbra), отдельные находки в Карпатах, катакомбное погребение г. Керчи в Крыму.

Отметим еще два значительных технических момента, без которых использование «тяжёлого» снаряжения крайне затруднительно в полной мере. Во-первых, это начало использования каркасного седла, какого мы не видим у ромеев на редких изображениях V в. и на изображении всадника в броне от VI в. c острова Рицц. Во-вторых, появление в Европе стремян дало возможность конникам в любом снаряжении управлять конем более эффективно, тем более, в тяжелой броне.

Защитное амуниция всадника византийской армии VI века
Сбруя. Лангобарды. Италия, VI—VII вв. Музей Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

И заключительнее, не стоит представлять ламинарный доспех этого периода, как защитное снаряжение рыцарей даже ХIV века, я уже не говорю о более запоздалых веках, это был доспех, технически обеспечивающий надежную защиту, но позволяющей всаднику вести даже стрельбу из лука, что существенно отличало византийского конника от его тяжеловооруженного собрата позднеримского периода. Составной частью защитного доспеха является шлем, о том, какое защитный головной убор использовали византийцы в VI в. рассмотрим ниже.

Шлем

Римские армии использовали два основных вида шлемов: это κόρυς или galea, первоначально, шишак из кожи, обитый медью, и цельнометаллическую каску (cassis). О чем написано в Новелле Юстиниана LXXXV от 539 г.

Мы уже строчили о касках ромеев этого периода, а в связи с вооружением всадников хотелось бы остановиться на галее или копусе, шлеме, получившим в нынешней литературе наименование шпангельхельма.

Защитное амуниция всадника византийской армии VI века
«Остготский» шлем из Нароны (Narona) — Св. Вид около Меткович. Хорватия. ≈500 г. Императорская оружейная палата. Вена. Австрия. Фото автора

Шпангенхельм (spangenhelm) — это каркасный, клепанный шлем, заключающийся, обычно, из шести ребер, сходящихся к верхушке в виде круглой выпуклой пластинки, увенчанный небольшим держателем перьевого украшения; имеющий нащёчники. Он изготовлялся вытекающим образом: изогнутые металлические пластины собирались в виде конуса и крепились клепками у основания и у навершия, так же крепились вставки. Украшались с поддержкой золотой фольги.

Одни исследователи считают, что он ведет свое происхождение от римских и позднеримских шлемов: нечто подобное можно увидать уже на воинах с колонны Трояна; другие выводят их из сасанидской Месопотамии. Данный вид шлема делится на два подтипа «римско-египетский» и тип Baldenheim, к какому относятся практически всех каски конца V-VII вв. К пятому столетию spangenhelm распространяется по всему Средиземноморью, как у ромеев, так и у «варварских» народов, достигая изумительной унификации в изготовления. Эта популярность была вызвана относительной простатой изготовления (склепывался из нескольких полос металла), экономией металла, его рослыми защитными свойствами. Благодаря блюду из Вероны можно предположить, что именно «тяжеловооруженные» ромеи носили сфероконические шлемы с султаном, о каком писал Маврикий Стратиг. Хотя султан мог быть и на цельнометаллической каске. К нему крепилась бармица, судя по археологическим находкам, кольчужная.

Большинство шлемов дошло до нас из могил германцев, какие часто пользовались вооружение ромеев, о чем писал Прокопий Кесарийский, и которые служили в войсках Византии солдатами, и офицерами. Природно, параллели с принадлежностью тому или иному племени выстраиваются гипотетически. На шлемах часто встречаются украшения в виде лозы винограда, подобные изображения бывальщины еще в эллинистический период, вто же время наличие изображения птиц, скорее всего воронов, говорит о германском (языческом?) влиянии. Глянцевитым образцом, в украшении которого использовались языческие мотивы, является саксонский шлем VI-VII вв. из Саттон-Ху (Sutton Hoo), Англия. Мы составили список утилитарны всех известных на сегодняшний день конических шлемов VI века, и/или пограничных периодов (V-VI вв.; VI-VII вв.). Те шлемы, какие четко датируются другими периодами в таблицу не попали:

Защитное амуниция всадника византийской армии VI века
На рисунке:
1. Медный шлем с остатками наносника и шестью позолоченными пластинами из болота близ г. Везеронс (Vezeronce). VI в. Музей Дофинуа. Гренобль. Франция.
2. Перстень и одно ребро шлема с территории Венгрии. VI в. Венгерский национальный музей. Будапешт. Венгрия. (реконструкция музея).
3. «Гепидский» шлем, аналог крефельскому шлему. Начин VI в. Йозаф Андраш Музей (Jósa András Múzeum Nyíregyháza). Ньиредьхаза (Nyíregyháza). Венгрия.
4. «Остготский» шлем из п. Св. Вид около Меткович. Бывший римский город Narona. Хорватия. ≈500 г. тип Deir el-Medina/Leiden, по суждению некоторых авторов. Императорская оружейная палата. Вена. Австрия.
5. Шлем без обода с одним нащёчником из п. Св. Вид около Меткович. тип Baldenheim. Далмации. ≈500 г. Императорская оружейная палата. Вена. Австрия.
6. Медный шлем из п. Св. Вид возле Меткович. Бывший римский город Narona. Хорватия. ≈500 г. Императорская оружейная палата. Вена. Австрия.
7. «Гепидский» шлем, железный с четырьмя медными позолоченными пластинами, образа Baldenheim. Батайница (Batajnica) Сербия. VI в. Археологический музей. Загреб. Хорватия.
8. «Тюрингский» шлем из Stössen Штёссен (Stössen), Саксония Ангальт (Sachsen-Anhalt). Национальный музей древностей Галле (Halle). ФРГ.
9. Шлем из Балденхем. Эльзас. Инв.№ 4898. Археологический Музей. V-VI вв. Страсбурга. Франция.
10. Франкский шлем из Планика (Planig) (≈525г.), на окраине г. Бад-Кройцнах (Bad-Kreuznach), Рейнланд-Пфальц (Rheinland-Pfalz), Среднерейнский национальный музей (Mittelrheinisches Landesmuseum). Майнц (Mainz) Планиг. ФРГ.
11. Кожаный ребяческий шлем с роговыми пластинками. Кёльн. ≈537 г. Римско-немецкий музей. Кёльн. ФРГ.
12. Шлем из Гаммертинген (Gammertingen). Музеи замка Зигмаринген. Зигмаринген (Sigmaringen). ФРГ.
13. «Готский» шлем из Джулианова (Giulianova) близ Анконы. VI в. Немецкий исторический музей. Берлин. ФРГ.
14. Шлем из Шалон на Соне (Chalon-sur-Saone). V-VI вв. Немецкий исторический музей. Берлин. ФРГ.
15. Шлем из шести позолоченных бронзовых пластин. Могильник Крефель-Геллепа (Krefeld-Gellep) близ римской твердыни Гелбуда (Gelduba). Конец V-начало VI вв. Музей Бург Линн (Museum Burg Linn). Крефель. ФРГ.
16. Шлем с позолоченным навершием и с четырьмя позолоченными медными ребрами. V- VI в. Долне Семеровче (Dolne Semerovce). Словенский общенародный музей. Братислава. Словакия.
17. Шлем с четырьмя позолоченными медными ребрами, с раздвоением к низу. V- VI в. Долне Семеровче (Dolne Semerovce). Словенский общенародный музей. Братислава. Словакия.
18. «Франкский» шлем из могилы в Моркене, Бедбург (Bedburg), Северная Рейн-Вестфалия. Рейнский национальный музей (Rheinische Landesmuseum). Бонн. ФРГ.
19. Шлем из Торичелла Пелинья (Torricella Peligna) у Амбруззи. VI в. Национальный археологический музей Марке. Анкона (Ancona). Италия.
20. Шлем из Треву Эн. р. Сона. (Trevoux (Ain)). VI в. Музей Метрополитена. Нью-Йорк. США.
21. «Алеманнский» шлем (итого три ребра) из могилы г. Пфеффинген (Pfeffingen). VI в. Краеведческий музей (Landesmuseum). Шпеер. ФРГ.
22. Серебряное блюдо. VI в. Музей Вероны. Италия.
23. Шлем из Женевское озеро. Инн A-38925. Швейцарского Национального Музея. Цюрих. Швейцария.

Ключ

>