Для меня любая деятельность, лишенная элементов творчества, вечно казалась бесцветной, безвкусной. И правдами или неправдами всегда умудрялся избегать рутинной работы. Вне зависимости от профиля конторы, занимаемой места, вида и направления плановых работ, главное, к чему я всегда серьезно относился, была личная (обычно в плотном сотрудничестве с талантливыми коллегами) научная труд, завершаемая статьями в научно-технических журналах, и изобретательство, завершаемое Авторскими свидетельствами СССР (для молодого читателя поясню, что это патент, 100%-м обладателем которого являлось государство) с их внедрением в госпромышленность.
Чаще всего начальникам не нравились мои претензии на независимость и творческие потуги, отвлекающие от основной святыни – перевыполнения плана.
Однако потихоньку я приспособился: насколько можно, брал этих начальников в соавторы, по пути выполняя навязываемые сверху пункты социалистических обязательств по созидательной работе. Начальству было приятно поучаствовать в получении крох авторских вознаграждений (всего на всех полагалось не более смехотворных 4% от экономии вследствие внедрения) и премиальных за содействие.
Кроме того, не раз пользовался и защитой Страны: использовал право подачи заявки на изобретение вне зависимости от воли начальства.
В молодости для самоутверждения казалось значительным, что однажды во ВНИИМР (мощного радиостроения имени Коминтерна) мою снимку вывесили на Доску почета с подписью «Лучший изобретатель института». Каждое утро я шел пешком на работу от площади Льва Тучного до Одиннадцатой линии Васильевского острова, и это время было для меня самым творческим и блаженным. Мозг работал чисто, с целой отдачей, “таков мой организм…”.
Потом, в поисках лучшей доли, защитил диссертацию и много попрыгал по разным конторам. Число авторских свидетельств и патентов у меня приближается к сотне. Думаю, что трудно сейчас найти такой отечественный городок, в каком не фурычило бы какое-нибудь из моих изобретений, преимущественно в области силовой электроники.
Об этом«Проза научного сотрудничества»
www.proza.ru/2014/01/24/1474
Отдельный из моих изобретений используются и за рубежом.
Старался избегать «оборонных» работ и тем не менее до половины Авторских свидетельств СССР у меня очутилось с грифом ДСП (Для служебного пользования), то есть их описание даже домой формально принести не разрешалось. Термин “плазмотрон для резки металла” рекомендовалось по-идиотски именовать “горелкой” иначе все жутко секретно… Даже сегодня я не нахожу способа прочитать свои «грифованные» Авторские подтверждения СССР в интернет- публикациях Роспатента (может кто из гайдпаркеров посоветует – как это все-таки можно проделать).
Правда, при этом автоматически задерживался должностной рост. К счастью, творчество для меня вечно было многократно дороже. Более того, в моем представлении, вообще, всегда и во всех цивилизованных странах главное назначение любого инженера состоит в создании новой техники, которая оформляется в виде запатентованных им способов или устройств.
Разумеется, для возможности своего существования инженер должен при капитализме ладить с бизнесом, а при социализме – придуриваться и биться с бюрократией. Эти максимы я обычно скрывал, чтобы не быть уж явным «врагом народа». И многие из этого народа выговаривали мне ровно в лицо, что моя деятельность пахнет индивидуализмом, что в то время считалось крайне грешным.
об этом и подобном см.мои «Разноцветные воспоминания»
www.proza.ru/2010/01/09/225
И вот раз перед самой перестройкой, подначитавшись Законодательных Актов по изобретательству, я собрал все свои Авторские свидетельства и Протоколы об их внедрении в Общенародное хозяйство и прошел в Кабинет к высокому Начальнику в наш ленинградский «Дворец Труда» и стал канючить о возможности присвоения мне звания «Завоёванный изобретатель РСФСР».
Выслушав меня, Начальник засмеялся и сказал, что я не принес самую главную бумагу: мой «Наградной лист», какой я должен оформить в Парткоме предприятия по месту моей работы.
Тут уже и я рассмеялся и сообщил Начальнику, что на нашем предприятии в Парткоме сосредоточились самые технически неученые служащие, которые при всем желании, в принципе, сами не способны ничего изобрести кроме вороха бюрократических бумаг, а уж разобраться в сути посторонних Авторских свидетельств не смогут и подавно.
Тогда Начальник перестал смеяться и выгнал меня из Кабинета…
=Петр Новыш