Крупнейшее захоронение принесенных в жертву детей отыщи археологи в Перу. Останки 140 детей и 200 лам были найдены на утесе на северном побережье. Дети принадлежали к цивилизации чиму, господствовавшей на побережье более 500 лет назад. По мнению археологов, на этой территории может находиться еще много таких захоронений.
Санкции против России
Декламируйте также
Как устроена работа современных перинатальных центров
«Роскосмос» против частников: куда улетели 300 миллионов
Вкалывают роботы, а не человек
Базар лома оздоровился
Москва: будут нам сугробы и потопы
В Перу археологи нашли огромное захоронение принесенных в жертву детей — возле 140 скелетов. Исследователи отмечают, что это самое крупное захоронение детей, известное в настоящее время. Раскопки были поддержаны Национальным географическим сообществом США, о находке сообщается на портале National Geographic.
Реклама
Исследователи заметили захоронение на утесе неподалеку от прибрежного поселения Уанчакито, на севере Перу. Дети в возрасте от 5 до 14 лет и 200 полуторагодовалых лам бывальщины убиты около 550 лет назад. Дети, по всей видимости, были представителями высокоразвитой доколумбовой культуре чиму. О человечьих жертвоприношениях у майя, ацтеков и инков было известно довольно много, однако в отношении чиму таких данных не было.
«Я такого не ожидал. И не размышляю, что кто-то еще мог ожидать», — делится антрополог Джон Верано.
У детей и животных смещены ребра, на костях виданы следы порезов. Исследователи предполагают, что у них вырезали сердца.
Вместе с детьми погребены трое взрослых, в том числе — две дамы с тяжелыми травмами головы. По мнению ученых, взрослые могли играть определенную роль в жертвоприношении и были захоронены уже после него.
Отпечатков, которые могли бы остаться от неуверенных, случайных движений, нет — грудные клетки детям вскрывал кто-то опытный и неплохо обученный.
Лица всех детей были обращены к западу, к морю. Головы лам же, наоборот, были повернуты на восток — к Андам.
«Когда люд слышат о том, что произошло, и о масштабах, первое, о чем они всегда спрашивают — почему?», — делится археолог Габриэль Прието.
Могилы покрывает слой высохшей слякоти, который мог образоваться из-за наводнений, вызванных сильными дождями. Вероятно, аграрный кризис, к которому привели наводнения, сподвиг здешних жителей принести жертву своим богам, считают исследователи.
Культра чиму существовала примерно с 1250 по 1470 год. Ее представители эксплуатировали пространные рудные месторождения в пределах своих владений, а также добывали золото в реках. Кроме того, чиму преуспели в изготовлении керамики, ювелирном деле, производстве материалов. На пике своего развития чиму занимали территории, простиравшиеся вдоль побережья Тихого океана почти на тысячу километров. Однако стихийные бедствия повергли к голоду и анархии, а в 1470 году чиму захватили инки. Чимор, государство чиму, оказалось в подчинении у инков, а в начине XVI века его окончательно уничтожили испанские конкистадоры.
Человеческие жертвоприношения в разное время практиковались в большинстве культур. Ритуал чиму, вероятно, сыграл важную роль в развитии их общества, предполагают исследователи. Однако в большинстве известных случаев в жертву приносились старшие люди.
«Принесенных в жертву детей объяснить определенно сложнее», — отмечает исследователь Джозеф Уотсс из Оксфордского университета.
«Люд жертвуют тем, что имеет для них наибольшую ценность, — поясняет профессор антропологии Хааген Клаус.
Новости smi2.ru
— Возможно, принесение в жертву взрослых очутилось неэффективным, дожди продолжались. Возможно, возникла необходимость в новом виде жертвы. Без машины времени это узнать не возможно. Почитается, что жертвоприношение — это способ получить что-то от божеств. Но на самом деле это гораздо более сложная система переговоров с высшими мочами».
Изучив территорию поблизости захоронения, исследователи обнаружили следы собак, обутых в сандалии взрослых, босых детей и лам. Судя по бездонным отпечаткам копыт, животные активно сопротивлялись, когда их вели к месту жертвоприношения.
Анализ следов позволил археологам сделать гипотезы насчет того, как двигалась ритуальная процессия. Очевидно, люди и животные шли с северной и южной части утеса, встречаясь в середине, где чиму и совершили жертвоприношение, а затем захоронили тела. Останки нескольких детей и животных так и остались просто лежать в слякоти.
Теперь исследователи планируют узнать больше о самих жертвах. Хотя в таком юном возрасте определить пол по строению костяка сложно, анализ ДНК показывает, что жертвами были и девочки, и мальчики. Благодаря изотопному анализу удалось установить, что не все дети бывальщины из местного населения — очевидно, они были родом из разных регионов государства Чимор.
Эту версию подтверждают и деформированные черепа кой-каких детей — такая традиция существовала в более отдаленных частях империи.
Верано подчеркивает, что такие неоспоримые подтверждения массовых жертвоприношений попадаются археологам крайне редко. «Находка заставляет задуматься — сколько же еще таких захоронений может быть в этом зоне, — говорит Прието. — Возможно, это только верхушка айсберга».