Изучая историю и литературу в школах, наступает момент, когда необходимо сделать переход от литературы и истории девятнадцатого века к произведениям более сложного двадцатого века. Этот раздел истории и литературы во многих образовательных учреждениях называется «Связь веков».

В этом разделе есть всего на всего три небольших стихотворения. Хотя иногда некоторые преподаватели не соглашаются на такое тематическое планирование. Тем более, что прошедшая недавно всероссийская олимпиада по истории показала, что недоработки и нехватка исторического материала при изучении именно этого периода жизни и истории страны очень сильно сказывается на подготовленности школьников и участников олимпиад. Именно поэтому учителям дается свободная возможность расширить данный раздел на столько произведений, насколько позволит время ученических занятий и факультативов.

К стандартным историческим произведениям, которые изучаются в школах по этому периоду, относятся стихотворения Бунина. Одно из них – «Двадцать шестое мая». В данном случае речь идёт о дне рождения Пушкина. Попутно в этом стихотворении идет разговор о летоисчислении. Ведь если изучать историю очень внимательно и участвовать в олимпиадах по истории, то можно узнать, то по старому стилю было двадцать шестое мая, а по новому мы сдвигаемся на двенадцать или тринадцать дней. Так сразу переход жизни одного человека, изучение его истории связываются с проблемой хронологии.

Вторым стандартным историческим произведением является стихотворение Анны Ахматовой «В Царском Селе». Для многих учащихся оно считается самым любимым стихотворением. Приведем несколько строчек этого отличного исторического произведения: «Как шелестят шаги этого подростка по дорожкам царского села». Всего 8 строчек в этом стихотворении, но когда дети впервые слышат эти строки, они сразу западают в душу и остаются в памяти. Именно эти строки прочёл когда-то Леонид Петрович Гроссман в своей лекции, открывая тему Пушкин своим студентам, и олимпиада по истории пестрит вопросами и заданиями на эту тему.

И затем в завершении объяснении истории данного периода есть очень хорошее стихотворение Рождественского «Памятник юноше Пушкину». Этот памятник был поставлен недалеко от лицея, его все знали и помнили. Началась война, памятник закопали, а потом его раскопали, поставили, и вы опять можете увидеть тот памятник, который долгие годы сопровождает наши представления о лицее, как мы, люди другого века этот лицеи и памятник ощущали только по произведениям и описаниям в книгах.

Таким образом, проходят олимпиада по истории, и на примере трех произведений можно школьникам описать тот сложный исторический период перехода от девятнадцатого к двадцатому веку в русской истории и литературе.

>