Масштабные модели на любой вкус. Прошедшая статья о масштабных моделях в СССР закончилась 1987 годом не случайно. В этом году в минском издательстве «Полымя» наконец-то (спустя 5 лет после написания!) вышла моя первая книжка «Из всего, что под руками» тиражом 87 тыс. экземпляров. И разошлась в две недели. Там было и про модели, но главное не это, а то, что после этого со всей края пошли ко мне письма. Интернета не было, вот люди и высказывали свое мнение на листах бумаги. Кто-то писал, что можно бы еще сделать и то, и иное, что объем книжки мал. А многие, заметившие, что практически все самоделки в этой книге — это «готовые наборы сборных моделей», так прямо мне и строчили, что «вы обязаны (!) довести дело до их выпуска для наших детей!» Вот даже как! «Напишите в министерство…» Один даже список кораблей русского флота для выпуска на заводе «Огонек» мне прислал. Это чтобы я туда поехал и «внедрил». Наивные! Было же ведь правило: «Зачем мастерить новые модели, когда каждый год подрастают новые дети!» Однако стал я ездить. Параллельно с учебой в аспирантуре. И ходить по различным кабинетам, в Загорске был в НИИ игрушки, встречался с разными «начальственными людьми». И понял, что никому самодеятельность моя не нужна. Есть план, кушать решения сверху… И вот если они и твои желания совпадают, то все ok. Если нет, то кому ты такой умный нужен! Всё, как говорил Аркадий Райкин: «Собственный покой выше всего!»
Удивительно, но фирма «Фрог» выпускала даже сборную модель дирижабля.
Но зато повезло хоть в том, что сейчас книги можно было печь, как блины: 1989 год, «Полымя» — «Когда уроки сделаны», 1990 год, «Просвещение» — «Для тех, кто обожает мастерить». Но, пожалуй, главное, что, зная уже в 1986 году, что книга по самоделкам и моделям у меня выйдет, я сунулся с книгой «Танкодром на столе» в издательство ДОСААФ. И там идею книжки поддержали! Перед этим там уже вышла книга «про самолеты» — «Аэродром на столе». Логично было продолжить ее танками. И будучи в очередной командировке в Москве с целью работы в архиве ЦК ВЛКСМ (сбор материалов по партийному руководству НИРС и НТТМ), я еще и добился от ДОСААФ позволения на работу в спецхране библиотеки им. В.И. Ленина с иностранными книгами «о танках». До этого-то у меня было разрешение только на «спецлитературу», а тут еще и танки!!! Так что в библиотеке я лишь что не ночевал. Первым приходил и последним уходил. Но зато ксерокопий набрал массу. И опять же, вернувшись к себе в Куйбышев, засел за модели: поутру — диссертация, вечером, когда уже ум за разум заходит, — модели.
«Южный крест» выпускала фирма «Фрог»
Выпускала ее и фирма «Ново»…
… и спускает фирма «Звезда».
Затем, уже 1989 году я наконец-то сообразил, что если наши модели отправляют «туда», то там с моделями надлежит быть все по-другому. И поскольку «перестройка» зашла уже довольно далеко, написал в ПР-отдел посольства Англии, чтобы мне дали адрес какого-либо британского общества моделистов, чтобы я мог с ним связаться. Адрес мне дали, я им туда написал, и они мне ответили. Ответили из MAFVA – Британской ассоциации масштабного моделирования, и не попросту ответили, а прислали кучу модельных журналов – английский «Милитари моделлинг», американский «Файн скейл моделлер», японский «Модел грэфикс» и собственный маленький и очень «домашний» журнальчик «Танкетте». Мало того, посмотрев фото моих танков из журнала «Техника-молодежи», они изумились (Т-35 в масштабе 1:30 от нуля) и предложили… членство в их ассоциации. «Членские взносы, 25 фунтов в год, мы за вас уплатим, вы только нам присылайте фотографии ваших моделей и пишите нам статьи о моделях и моделировании в СССР. Нам это очень интересно».
В свое пора я впервые опубликовал в журнале «Танкетте» статью о нашем танке Т-24 и рассказал о нем англичанам. И вот теперь «там» выпускается его модель в 1:35 масштабе.
Вечно нравился этот танк, реально и намного опередивший свое время.
Просмотрел я все присланное, и, если честно, взяла меня мощная злость. Почему у них все это есть, а у нас – «фиг вам… индейская изба!» А как же лозунг: «Все лучшее детям», красивые слова про развитие творческого основы наших людей, о «новом историческом обществе – советском народе», носителе всех мыслимых достоинств, для которого партия сидит денно и нощно и удовлетворении всех его потребностей… А тут мало того, что в ходу анекдот про «длинный зеленый и пахнет колбасой» (поезд из Москвы в ближайшие к ней области), так даже такую мелочь, как пластмассовые модельки, людям и то купить невозможно.
Зато сегодня с учетом размеров наших квартир для охотников выпускаются отличные модель БТТ в масштабе 1:43. Цена 999 р. Не дешево, хотя качество очень высокое.
Хотите аэроплан, и чтобы самому не возиться? Вот вам готовый воздушный лайнер в масштабе 1:200…
….или легендарный Ил-2 (1:72) по цене 5700 р.
Но раз уж ты тогда был «человеком системы», то… чтобы ты про нее не размышлял, а вслух говорить об этом не следовало. Хотя вполне можно было критиковать отдельные ее недостатки и указывать пути их преодоления. Вот я и написал в журнал «Рационализатор-изобретатель» статью о том, какие модели нам необходимы, и что «не всякая игрушка модель, но вот любая модель – игрушка». И что если мы хотим эффективной профессиональной ориентации молодежи (еще один модный тогда в СССР лозунг), то нам необходимы детские игрушки «Животноводческая ферма» и «Птицеферма», игрушечные комбайны для уборки зерновых, тракторы с плугами, и не только краны и пожарные машины (эти игрушки бывальщины!), но и бетономешалки, молоковозы, куклы размером под кровать и кроватки размерами под куклы (а вот с этим были серьезные проблемы!), а еще к ним меблировка, дома, а для военно-патриотического воспитания… целый флот – не только «Потемкин» и «Аврора», но и «Слава», «Варяг», «Кореец», «Память Азова», миноносцы «Ужасный» и «Стерегущий», а также линкор «Марат» и многие другие легендарные корабли нашего российского и советского флота. Что нужны не лишь модели самолетов Ил-2 и МиГ-15, но и «Сталь-3», УТ-1 и УТ-2, К-7, ТБ-3 и Пе-8, «Эркобра» и «Киттихаук»…
Технология «полумоделей» тогда не была популярна. Зато сейчас есть фирма «Комбриг», которая выпускает отличные модели как по ватерлинию, так и с полным корпусом. Масштабы 1:35 и 1: 700 с фототравленными деталями. Вот детали миноносца «Лейтенант Бураков».
Фототравленные детали для моделей фирмы «Комбриг».
Руководство по сборке модели броненосца «Полтава».
И что модели кораблей надо делать в расчете на нетерпеливых людей и детей из уже окрашенных деталей, то кушать цветной пластмассы, чтобы дома краской не вонять. И делить модели кораблей на пополам, а днище отдельно, а верх – раздельно, а между этими деталями уже покрашенная ватерлиния заданной толщины в качестве «ребра жесткости».
Вот то, что предлагалось когда-то в конце 80-ых. Корпус из двух долей с окраской подводной части. Модель броненосца «Цесаревич».
Сегодня вполне можно выпускать и простейшие модели из бумаги. Так, греческой униремы вот с этого чернофигурного килика…
А вот ее развертка и схема сборки.
Опять же, естественно, ничем это не закончилось. Да и не могло владеть положительного решения в тех условиях. Возможность такая наступила лишь после 1991 года…
Тут уже, наконец-то, стало по-настоящему можно все! Во-первых, начинов выходить мой журнал «Танкомастер», причем страх – «как бы чего не вышло» перед рухнувшим «совком» был настолько у людей велик, что первоначальный номер вышел рукописным! Да-да, можно поинтересоваться в Сети. Никто не соглашался набирать и печатать текст о танках, даже о моделях! То кушать печатать сам журнал – пожалуйста, а вот набирать ни в какую. И пришлось художнику Игорю Зейналову весь номер писать пером от длани. А мне еще говорят, что не было «кровавой гебни». Опять же в то время уже, наверное, и не было. Но чего же тогда они все так боялись?
Модель Т-III одного из английских моделистов. Фото с сайта сегодняшней ассоциации MAFVA.
Выполнил эту модель Пол Будман.
А это небольшая настольная диорама опять же «оттуда».
Но вышел одинешенек номер, потом второй. Возник круг единомышленников и начали у меня в Пензе возникать фирмы, производящие модели бронетехники, как грибы после дождя. Так, фирма «Провинция России» (продававшая в Пензе дешевые вина из солнечной Анапы!) создала небольшое «гаражное» производство моделей из эпоксидной смолы, в число каких вошли такие редкие образцы БА, как германский «Эрхард» и итальянская «Лянча» периода Первой мировой войны, а также знаменитый опять же германский танк А7V. Нашел в Сети сайт, где детально рассказывается о том, как автор модели, представленной здесь на фотографии, ее собирал, ну, а посмотреть на нее можно и здесь, и там. Упаковывалось все это в картонные самодельные коробки, с фотопечатными «картинками» в графике опять же И. Зейналова.
Вот так тогда выглядела упаковка наших моделей «резин кит».
Броневик «Руссо-Балт» в масштабе 1: 35.
А это А7V – наша модель, но сборка и окраска не наша.
Показалась отдельная частная фирма «Майор-моделз» Ю.Пивкина, специализировавшаяся на бронеавтомобилях Первой мировой войны, начиная с «Руссо-Балта» и заканчивая… ох, чего там лишь в его списке не было. «Танкомастер» тоже обзавелся небольшим собственным «производством»: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии, броневик «Форд-Т» — первоначальный польский бронеавтомобиль, и набор фигурок «Повстанцы Панчо Вильи». К ним в комплект можно была заказать БА Панчо Вильи и комплект кактусов.
Обложка журнала М-Хобби №2 за 1994 год: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии и «наш» танкист.
Фирма «Нептун» выпустила игру «Курская битва» с миниатюрными «тиграми» и Т-34 в масштабе 1:144, и даже такое крупное предприятие как НИИ физиологических измерений, которое обеспечивает приборами всю нашу ракетную отрасль, и то открыло цех, где начали выпускать модели одесских танков… «Ни» и «Ни-2». Обе модели пользовались на Закате просто бешеной популярностью, особенно в комплекте с фигурками матросов фирмы «Звезда». Мы продавали их по 40 долларов, а там они шли по 80!
Одна из моделей Ю.Пивкина в масштабе 1:20.
А вот фирма ПТС основы выпускать фигурки 1:35 из «белого металла», изображавших пензенского воеводу, знаменщика, стрельцов, словом, сделала ставку на «здешний колорит». И хотя в городе она не продала ни одного набора, выгода от их выпуска была большая. Все начальство города, отправляясь «по делам», в качестве сувенира захватывали и эти фигурки, чтобы дать необходимым людям». Приехали американцы по делам усыновления – «Фигурки солдатиков собираете? – Собираем! – В ПТС их!» Ну, и понятно, что «отрада» была от этого взаимная. Впрочем, не мы одни так поступали. Компания «Интеррос» (одна из крупнейших частных инвестиционных компаний России) выпустила даже две подарочные книжки с золотым обрезом по истории дореволюционной русской армии и РККА. Мало того, что бумага и печать были просто шикарные, так еще и к любой полагалась фигурка из «белого металла»: гусар 1812 года к первой и «красный командир» ко второй, плюс набор красок, кисточка и красочный буклет-инструкция. Неплохой подарок «нужному человеку», не правда ли?! Ну, а разрабатывали и отливали это все у нас в Пензе, наши мастера.
Между прочим, был у нашей Пензы и шанс сделаться лидером производства моделей из полистирола. Для начала это должны были быть танки Т-24, Т-26 обр. 1937 г. и 1939-ого с конической башней. Но выпуск пластмассовых моделей танков наладить тут не удалось. Ни на пензенском ГПЗ-24, ни на фабрике игрушек. Первым показалось дорого заказать пресс-формы у фирмы «Драгон», а на фабрике… зарплату пролетариев арендованного москвичами участка разложили на… все предприятие. Ну и о каком же качестве после этого можно было говорить? Вот сделка и не состоялась.
А вот в Москве все было по-иному. В 1989 году тут началась история фирмы «Звезда» — сначала лишь небольшого участка на базе Московского завода шлифовальных станков. Но уже в 1990 году компания обратилась в отдельное юридическое лицо, а первой ее продукцией были наборы солдатиков – фигурки красноармейцев начала ВОВ. В 1992 году «Звезда» выиграла инвестиционный конкурс и получила в свое распоряжение Лобненскую фабрику пластмассовой игрушки (г. Лобня, МО), где и раскатало широкомасштабное производство. Основой его стал выпуск сборных масштабных моделей боевой техники, начало которому положил основатель фирмы Константин Кривенко.
Еще одинешенек вертолет Ю. Пивкина.
«Он не должен был ехать один». Сюжет диорамы очень прост: война в Ливийской пустыне. Британский рейдер из долей SAS (а они нередко передвигались по пустыне на верблюдах, изображая бедуинов) и дозор на «Брэн-керриере» подстерегли немецкого делегата связи на «Кюбельвагене» и уложили. А теперь вот подъехали, смотрят, как он лежит на сиденье своего авто, и обмениваются впечатлениями. Мне лично особенно понравилась пыль на стекле и отпечатки от стеклоочистителя, а также художественные «дырки» в нем от пуль. Верблюда мне удалось подобрать от набора, прямо в масштабе 1:35, «Кюбельваген» и «Брэн-керриер» — из комплектов от фирмы «Тамия», так же, как и оружие (пулемет «Брэн» и противотанковое ружье «Бойс») и каски английских солдат. Но вот фигурки все конверсионные или не такие, как у все. Так, стоящий танкист – фигурка из «белого металла» фирмы «Лед-След», боец на верблюде сделал из всего, что под руками. Переделке подвергся и сидящий на переборке танкист, а в попе у него стальной стержень. Так что эту диораму вполне можно было воображать на международный конкурс конверсионных моделей и диорам. К сожалению, это единственное сохранившееся у меня фото, последнее, что осталось от коллекции в 100 моделей БТТ «всех преходящ и народов».
Одна из последних работ Ю. Пивкина. Немаленькая, не так ли?
Ну а потом, потом дело пошло уже само по себе. Я провел в Пензе выставку 100 моделей БТТ и в 1998 году благополучно всю ее распродал, потому как моим ближним больше не хотелось жить на «танковом складе». Оказалось, что о танках куда выгоднее писать, нежели собирать их, особенно в наших квартирах, для подобных собраний не приспособленных. Многие пензенские фирмы перепрофилировались, а какие-то – разорились. Глава фирмы ПТС прикрыл свое дело и стал путешественником, катается на авто по Европе. Фирма «Провинции России» сейчас именуется Дэра и производит красивые деревянные двери. И только г-н Юрий Пивкин по-прежнему делает модели очень высокого качества! Не собирает, а мастерит в крупных масштабах по заказам различных солидных учреждений. Вот так-то бывает и с моделями, и… с людьми.