Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Масштабные модели на любой вкус. Прошедшая статья о масштабных моделях в СССР закончилась 1987 годом не случайно. В этом году в минском издательстве «Полымя» наконец-то (спустя 5 лет после написания!) вышла моя первая книжка «Из всего, что под руками» тиражом 87 тыс. экземпляров. И разошлась в две недели. Там было и про модели, но главное не это, а то, что после этого со всей края пошли ко мне письма. Интернета не было, вот люди и высказывали свое мнение на листах бумаги. Кто-то писал, что можно бы еще сделать и то, и иное, что объем книжки мал. А многие, заметившие, что практически все самоделки в этой книге — это «готовые наборы сборных моделей», так прямо мне и строчили, что «вы обязаны (!) довести дело до их выпуска для наших детей!» Вот даже как! «Напишите в министерство…» Один даже список кораблей русского флота для выпуска на заводе «Огонек» мне прислал. Это чтобы я туда поехал и «внедрил». Наивные! Было же ведь правило: «Зачем мастерить новые модели, когда каждый год подрастают новые дети!» Однако стал я ездить. Параллельно с учебой в аспирантуре. И ходить по различным кабинетам, в Загорске был в НИИ игрушки, встречался с разными «начальственными людьми». И понял, что никому самодеятельность моя не нужна. Есть план, кушать решения сверху… И вот если они и твои желания совпадают, то все ok. Если нет, то кому ты такой умный нужен! Всё, как говорил Аркадий Райкин: «Собственный покой выше всего!»

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Удивительно, но фирма «Фрог» выпускала даже сборную модель дирижабля.

Но зато повезло хоть в том, что сейчас книги можно было печь, как блины: 1989 год, «Полымя» — «Когда уроки сделаны», 1990 год, «Просвещение» — «Для тех, кто обожает мастерить». Но, пожалуй, главное, что, зная уже в 1986 году, что книга по самоделкам и моделям у меня выйдет, я сунулся с книгой «Танкодром на столе» в издательство ДОСААФ. И там идею книжки поддержали! Перед этим там уже вышла книга «про самолеты» — «Аэродром на столе». Логично было продолжить ее танками. И будучи в очередной командировке в Москве с целью работы в архиве ЦК ВЛКСМ (сбор материалов по партийному руководству НИРС и НТТМ), я еще и добился от ДОСААФ позволения на работу в спецхране библиотеки им. В.И. Ленина с иностранными книгами «о танках». До этого-то у меня было разрешение только на «спецлитературу», а тут еще и танки!!! Так что в библиотеке я лишь что не ночевал. Первым приходил и последним уходил. Но зато ксерокопий набрал массу. И опять же, вернувшись к себе в Куйбышев, засел за модели: поутру — диссертация, вечером, когда уже ум за разум заходит, — модели.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
«Южный крест» выпускала фирма «Фрог»

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Выпускала ее и фирма «Ново»…

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
… и спускает фирма «Звезда».

Затем, уже 1989 году я наконец-то сообразил, что если наши модели отправляют «туда», то там с моделями надлежит быть все по-другому. И поскольку «перестройка» зашла уже довольно далеко, написал в ПР-отдел посольства Англии, чтобы мне дали адрес какого-либо британского общества моделистов, чтобы я мог с ним связаться. Адрес мне дали, я им туда написал, и они мне ответили. Ответили из MAFVA – Британской ассоциации масштабного моделирования, и не попросту ответили, а прислали кучу модельных журналов – английский «Милитари моделлинг», американский «Файн скейл моделлер», японский «Модел грэфикс» и собственный маленький и очень «домашний» журнальчик «Танкетте». Мало того, посмотрев фото моих танков из журнала «Техника-молодежи», они изумились (Т-35 в масштабе 1:30 от нуля) и предложили… членство в их ассоциации. «Членские взносы, 25 фунтов в год, мы за вас уплатим, вы только нам присылайте фотографии ваших моделей и пишите нам статьи о моделях и моделировании в СССР. Нам это очень интересно».

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
В свое пора я впервые опубликовал в журнале «Танкетте» статью о нашем танке Т-24 и рассказал о нем англичанам. И вот теперь «там» выпускается его модель в 1:35 масштабе.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Вечно нравился этот танк, реально и намного опередивший свое время.

Просмотрел я все присланное, и, если честно, взяла меня мощная злость. Почему у них все это есть, а у нас – «фиг вам… индейская изба!» А как же лозунг: «Все лучшее детям», красивые слова про развитие творческого основы наших людей, о «новом историческом обществе – советском народе», носителе всех мыслимых достоинств, для которого партия сидит денно и нощно и удовлетворении всех его потребностей… А тут мало того, что в ходу анекдот про «длинный зеленый и пахнет колбасой» (поезд из Москвы в ближайшие к ней области), так даже такую мелочь, как пластмассовые модельки, людям и то купить невозможно.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Зато сегодня с учетом размеров наших квартир для охотников выпускаются отличные модель БТТ в масштабе 1:43. Цена 999 р. Не дешево, хотя качество очень высокое.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Хотите аэроплан, и чтобы самому не возиться? Вот вам готовый воздушный лайнер в масштабе 1:200…

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
….или легендарный Ил-2 (1:72) по цене 5700 р.

Но раз уж ты тогда был «человеком системы», то… чтобы ты про нее не размышлял, а вслух говорить об этом не следовало. Хотя вполне можно было критиковать отдельные ее недостатки и указывать пути их преодоления. Вот я и написал в журнал «Рационализатор-изобретатель» статью о том, какие модели нам необходимы, и что «не всякая игрушка модель, но вот любая модель – игрушка». И что если мы хотим эффективной профессиональной ориентации молодежи (еще один модный тогда в СССР лозунг), то нам необходимы детские игрушки «Животноводческая ферма» и «Птицеферма», игрушечные комбайны для уборки зерновых, тракторы с плугами, и не только краны и пожарные машины (эти игрушки бывальщины!), но и бетономешалки, молоковозы, куклы размером под кровать и кроватки размерами под куклы (а вот с этим были серьезные проблемы!), а еще к ним меблировка, дома, а для военно-патриотического воспитания… целый флот – не только «Потемкин» и «Аврора», но и «Слава», «Варяг», «Кореец», «Память Азова», миноносцы «Ужасный» и «Стерегущий», а также линкор «Марат» и многие другие легендарные корабли нашего российского и советского флота. Что нужны не лишь модели самолетов Ил-2 и МиГ-15, но и «Сталь-3», УТ-1 и УТ-2, К-7, ТБ-3 и Пе-8, «Эркобра» и «Киттихаук»…

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Технология «полумоделей» тогда не была популярна. Зато сейчас есть фирма «Комбриг», которая выпускает отличные модели как по ватерлинию, так и с полным корпусом. Масштабы 1:35 и 1: 700 с фототравленными деталями. Вот детали миноносца «Лейтенант Бураков».

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Фототравленные детали для моделей фирмы «Комбриг».

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Руководство по сборке модели броненосца «Полтава».

И что модели кораблей надо делать в расчете на нетерпеливых людей и детей из уже окрашенных деталей, то кушать цветной пластмассы, чтобы дома краской не вонять. И делить модели кораблей на пополам, а днище отдельно, а верх – раздельно, а между этими деталями уже покрашенная ватерлиния заданной толщины в качестве «ребра жесткости».

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Вот то, что предлагалось когда-то в конце 80-ых. Корпус из двух долей с окраской подводной части. Модель броненосца «Цесаревич».

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Сегодня вполне можно выпускать и простейшие модели из бумаги. Так, греческой униремы вот с этого чернофигурного килика…

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
А вот ее развертка и схема сборки.

Опять же, естественно, ничем это не закончилось. Да и не могло владеть положительного решения в тех условиях. Возможность такая наступила лишь после 1991 года…

Тут уже, наконец-то, стало по-настоящему можно все! Во-первых, начинов выходить мой журнал «Танкомастер», причем страх – «как бы чего не вышло» перед рухнувшим «совком» был настолько у людей велик, что первоначальный номер вышел рукописным! Да-да, можно поинтересоваться в Сети. Никто не соглашался набирать и печатать текст о танках, даже о моделях! То кушать печатать сам журнал – пожалуйста, а вот набирать ни в какую. И пришлось художнику Игорю Зейналову весь номер писать пером от длани. А мне еще говорят, что не было «кровавой гебни». Опять же в то время уже, наверное, и не было. Но чего же тогда они все так боялись?

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Модель Т-III одного из английских моделистов. Фото с сайта сегодняшней ассоциации MAFVA.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Выполнил эту модель Пол Будман.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
А это небольшая настольная диорама опять же «оттуда».

Но вышел одинешенек номер, потом второй. Возник круг единомышленников и начали у меня в Пензе возникать фирмы, производящие модели бронетехники, как грибы после дождя. Так, фирма «Провинция России» (продававшая в Пензе дешевые вина из солнечной Анапы!) создала небольшое «гаражное» производство моделей из эпоксидной смолы, в число каких вошли такие редкие образцы БА, как германский «Эрхард» и итальянская «Лянча» периода Первой мировой войны, а также знаменитый опять же германский танк А7V. Нашел в Сети сайт, где детально рассказывается о том, как автор модели, представленной здесь на фотографии, ее собирал, ну, а посмотреть на нее можно и здесь, и там. Упаковывалось все это в картонные самодельные коробки, с фотопечатными «картинками» в графике опять же И. Зейналова.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Вот так тогда выглядела упаковка наших моделей «резин кит».

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Броневик «Руссо-Балт» в масштабе 1: 35.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
А это А7V – наша модель, но сборка и окраска не наша.

Показалась отдельная частная фирма «Майор-моделз» Ю.Пивкина, специализировавшаяся на бронеавтомобилях Первой мировой войны, начиная с «Руссо-Балта» и заканчивая… ох, чего там лишь в его списке не было. «Танкомастер» тоже обзавелся небольшим собственным «производством»: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии, броневик «Форд-Т» — первоначальный польский бронеавтомобиль, и набор фигурок «Повстанцы Панчо Вильи». К ним в комплект можно была заказать БА Панчо Вильи и комплект кактусов.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Обложка журнала М-Хобби №2 за 1994 год: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии и «наш» танкист.

Фирма «Нептун» выпустила игру «Курская битва» с миниатюрными «тиграми» и Т-34 в масштабе 1:144, и даже такое крупное предприятие как НИИ физиологических измерений, которое обеспечивает приборами всю нашу ракетную отрасль, и то открыло цех, где начали выпускать модели одесских танков… «Ни» и «Ни-2». Обе модели пользовались на Закате просто бешеной популярностью, особенно в комплекте с фигурками матросов фирмы «Звезда». Мы продавали их по 40 долларов, а там они шли по 80!

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Одна из моделей Ю.Пивкина в масштабе 1:20.

А вот фирма ПТС основы выпускать фигурки 1:35 из «белого металла», изображавших пензенского воеводу, знаменщика, стрельцов, словом, сделала ставку на «здешний колорит». И хотя в городе она не продала ни одного набора, выгода от их выпуска была большая. Все начальство города, отправляясь «по делам», в качестве сувенира захватывали и эти фигурки, чтобы дать необходимым людям». Приехали американцы по делам усыновления – «Фигурки солдатиков собираете? – Собираем! – В ПТС их!» Ну, и понятно, что «отрада» была от этого взаимная. Впрочем, не мы одни так поступали. Компания «Интеррос» (одна из крупнейших частных инвестиционных компаний России) выпустила даже две подарочные книжки с золотым обрезом по истории дореволюционной русской армии и РККА. Мало того, что бумага и печать были просто шикарные, так еще и к любой полагалась фигурка из «белого металла»: гусар 1812 года к первой и «красный командир» ко второй, плюс набор красок, кисточка и красочный буклет-инструкция. Неплохой подарок «нужному человеку», не правда ли?! Ну, а разрабатывали и отливали это все у нас в Пензе, наши мастера.

Между прочим, был у нашей Пензы и шанс сделаться лидером производства моделей из полистирола. Для начала это должны были быть танки Т-24, Т-26 обр. 1937 г. и 1939-ого с конической башней. Но выпуск пластмассовых моделей танков наладить тут не удалось. Ни на пензенском ГПЗ-24, ни на фабрике игрушек. Первым показалось дорого заказать пресс-формы у фирмы «Драгон», а на фабрике… зарплату пролетариев арендованного москвичами участка разложили на… все предприятие. Ну и о каком же качестве после этого можно было говорить? Вот сделка и не состоялась.

А вот в Москве все было по-иному. В 1989 году тут началась история фирмы «Звезда» — сначала лишь небольшого участка на базе Московского завода шлифовальных станков. Но уже в 1990 году компания обратилась в отдельное юридическое лицо, а первой ее продукцией были наборы солдатиков – фигурки красноармейцев начала ВОВ. В 1992 году «Звезда» выиграла инвестиционный конкурс и получила в свое распоряжение Лобненскую фабрику пластмассовой игрушки (г. Лобня, МО), где и раскатало широкомасштабное производство. Основой его стал выпуск сборных масштабных моделей боевой техники, начало которому положил основатель фирмы Константин Кривенко.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Еще одинешенек вертолет Ю. Пивкина.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
«Он не должен был ехать один». Сюжет диорамы очень прост: война в Ливийской пустыне. Британский рейдер из долей SAS (а они нередко передвигались по пустыне на верблюдах, изображая бедуинов) и дозор на «Брэн-керриере» подстерегли немецкого делегата связи на «Кюбельвагене» и уложили. А теперь вот подъехали, смотрят, как он лежит на сиденье своего авто, и обмениваются впечатлениями. Мне лично особенно понравилась пыль на стекле и отпечатки от стеклоочистителя, а также художественные «дырки» в нем от пуль. Верблюда мне удалось подобрать от набора, прямо в масштабе 1:35, «Кюбельваген» и «Брэн-керриер» — из комплектов от фирмы «Тамия», так же, как и оружие (пулемет «Брэн» и противотанковое ружье «Бойс») и каски английских солдат. Но вот фигурки все конверсионные или не такие, как у все. Так, стоящий танкист – фигурка из «белого металла» фирмы «Лед-След», боец на верблюде сделал из всего, что под руками. Переделке подвергся и сидящий на переборке танкист, а в попе у него стальной стержень. Так что эту диораму вполне можно было воображать на международный конкурс конверсионных моделей и диорам. К сожалению, это единственное сохранившееся у меня фото, последнее, что осталось от коллекции в 100 моделей БТТ «всех преходящ и народов».

Масштабный моделизм: между СССР и Россией
Одна из последних работ Ю. Пивкина. Немаленькая, не так ли?

Ну а потом, потом дело пошло уже само по себе. Я провел в Пензе выставку 100 моделей БТТ и в 1998 году благополучно всю ее распродал, потому как моим ближним больше не хотелось жить на «танковом складе». Оказалось, что о танках куда выгоднее писать, нежели собирать их, особенно в наших квартирах, для подобных собраний не приспособленных. Многие пензенские фирмы перепрофилировались, а какие-то – разорились. Глава фирмы ПТС прикрыл свое дело и стал путешественником, катается на авто по Европе. Фирма «Провинции России» сейчас именуется Дэра и производит красивые деревянные двери. И только г-н Юрий Пивкин по-прежнему делает модели очень высокого качества! Не собирает, а мастерит в крупных масштабах по заказам различных солидных учреждений. Вот так-то бывает и с моделями, и… с людьми.

Источник

>