«Мы глядели, как эта махина рухнула на детский сад!»

Новость опубликована: 17.05.2017

«Мы смотрели, как эта махина рухнула на детский сад!»

Аэроплан Ан-24Т в полете

45 лет назад в Светлогорске самолет Ан-24Т упал на детский сад, унеся жизни 24 детей, трех работниц, шестерых членов экипажа самолета и двоих пассажиров. О трагедии и ее вероятных причинах вспоминает «Газета.Ru».

Отказались, и правильно

 

Читайте также

  • С чего начиналась барная цивилизация Америки

  • Рубль копит силы на обвал

16 мая 1972 года самолет Ан-24Т должен был произвести облет радиотехнической аппаратуры. План полета был подобный: самолет должен был вылететь из аэропорта Храброво в Калининграде, пролететь над Зеленоградском, мысом Таран, сесть на аэродроме поселка Кривой, оттуда отправиться на аэродром поселка Чкаловск, а с него вернуться обратно в Калининград. Полет должен был проходить на высоте возле 500 метров.

В 12.15 самолет взлетел и направился в сторону моря. Пересек береговую черту в районе Зеленоградска, взял курс на мыс Таран. А затем исчез с радаров.

В 12.30 воспитанники светлогорского детского сада, 24 малыша, самому младшему из которых было всего два года, сидели в столовой в ожидании обеда. Тут со сторонки моря из густого тумана появился самолет.

Он зацепил высокую сосну, срубив ей верхушку, обломил половину крыла, теряя кусы обшивки, пролетел, снижаясь, еще метров двести и рухнул прямо на здание садика.

Первыми жертвами стали девочки-старшеклассницы, чей линия из школы домой пролегал как раз мимо сада. За секунды до крушения их обдало горящими парами авиационного топлива. «Мы даже не поспели ничего понять, как в одно мгновение на нас вспыхнули волосы, одежда, обувь. Мы были в сильнейшем шоке от испуга и невыносимой хворай. Вокруг ни души, и мы одни посреди улицы, объятые пламенем…» — рассказывала одна из них в интервью спустя десятилетия.

Реклама

От удара авиационное топливо вспыхнуло с новоиспеченной силой, превратив детский сад в пылающий факел. Рядом валялась кабина самолета, в ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый пилот. Тело второго выбросило на дорогу.

«Мы стояли и смотрели, как эта махина, обогнув стадион и едва не задев крылом колесо обозрения в парке, рухнула на ребяческий сад! Мы были в ужасе от случившегося, казалось, такого просто не может быть! Жителям запретили не только покидать город, но и даже сходить из собственных домов. Отключили электричество и телефоны. Было очень страшно. Город замер, мы сидели в темных квартирах, словно в убежищах во пора войны», — вспоминал Николай Алексеев, очевидец, в то время ученик средней школы.

«Мы смотрели, как эта махина рухнула на детский сад!»

Схема места авиационного случаи, составленная очевидцем Валерой Роговым

Следующие 24 часа город провел в чрезвычайном положении. Прорываясь через гурьбу не помнящих себя от горя матерей, спасатели извлекали тела сгоревших заживо детей — вернее, то, что от них осталось, — из-под осколков садика. Жителям было запрещено выходить из домов, не работали электричество и телефонная связь, на побережье дежурили милиция и дружинники — на случай, если некто из родственников погибших решит утопиться.

На следующее утро на месте пепелища красовалась большая клумба, словно и не было тут никакого сада.

Обгоревшие деревья были спилены, выжженная земля — вырезана, а на ее место уложен свежий дерн.

Ребята и погибшие с ними работницы садика были похоронены в братской могиле неподалеку от железнодорожной станции Светлогорск-1. Хотя в городе в день похорон бывальщины отменены электрички и ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском, проводить детей в последний путь пришагали тысячи человек. Членов экипажа и пассажиров похоронили на кладбище в Калининграде, за исключением одного, тело которого жена увезла на отечество.

«Мы смотрели, как эта махина рухнула на детский сад!»

Снимок группы воспитанников детсада с воспитателями, сделанная в начале 1972-го. Из архива Марии Кудрешовой

Уголовное дело по факту крушения не возбуждалось. Из Москвы в Светлогорск срочно вылетела комиссия для проведения расследования. Предполагалось, что проблема была в отказе какого-то прибора. Члены комиссии опросили всех, кто имел касательство к полету, дешифровали данные с черных ящиков и, очевидно, пришли к какому-то заключению, но до широкой общественности его не донесли, ограничившись расплывчатой формулировкой «неудовлетворительная подготовка и руководство полетом». По итогам расследования лишились мест около сорока военнослужащих.

Среди жителей Светлогорска тем временем гуляли самые разные версии, сходившиеся лишь в том, что в крушении виновны пилоты. Кто-то утверждал, что экспертиза обнаружила в крови пилотов алкоголь, кто-то — что летчики увидели девушек, какие голышом загорали на пляже, и снизились, чтобы получше их рассмотреть.

На фоне версии с голыми девицами довольно правдоподобно выглядит гипотеза, что крушение произошло из-за неисправности высотомера.

Журналист Валерий Громак, ссылаясь на предоставленные ему бывшим командующим ВВС Балтийского флота генерал-лейтенантом авиации Василием Проскуриным документы, снимки и прочие данные, отмечает, что черные ящики в момент столкновения с препятствием зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над степенью моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны было не более 85 метров.

Накануне полета, по словам Громака, в Ан-24 ввели высотомер с Ил-14, но никто не проверил, как тот себя поведет на другом самолете. Лишь после катастрофы были проведены испытания, какие показали, что высотомер давал погрешность до 60–70 метров.

Сейчас на месте крушения стоит возведенная в 1994 году часовенка с табличкой: «Храм-памятник в честь образа Богоматери «Всех скорбящих Радость» построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».

«Там молебен коротают каждый раз, а потом все идут на кладбище, там проводят молебен. И приезжают каждый раз военные, привозят венки, цветы каждый год… Традиция уже», — повествовала в посвященной трагедии телепередаче одна из матерей, чей ребенок погиб при катастрофе. Произошедшее навсегда объединило родителей, став вином их ежегодного сбора у часовни на протяжении последних 45 лет.


Ответить