«Ураган дважды бросала самолет»: как Ту-134 разбился в Югославии в 1971 году

«Ураган дважды бросала самолет»: как Ту-134 разбился в Югославии в 1971 году

Авиакатастрофа Ту-134 в Югославии (Хорватия, город Риека), 23 мая 1971 года

Авиакатастрофа Ту-134 в Югославии (Хорватия, город Риека), 23 мая 1971 года

Wikimedia Commons 23 мая 1971 года случилась первая в истории катастрофа с Ту-134. Рейс из Лондона разбился при посадке в аэропорту Риеки в Югославии по причине плохой погоды и промахи пилотов. Погибли 78 человек, большую часть жертв составили британские туристы. Спастись удалось четырем членам экипажа и одному пассажиру, выпрыгнувшему из салона сквозь дыру в хвостовой части. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

«Ураган дважды бросала самолет»: как Ту-134 разбился в Югославии в 1971 году

      23 мая 1971 года случилась крупнейшая на тот момент авиакатастрофа в истории Югославии. Крушение Ту-134 в аэропорту Риеки на острове Крк в Адриатическом море стало первым для таких аэропланов с момента начала их эксплуатации в гражданской авиации. В то время Ту-134 считался самым комфортабельным лайнером по уровню шума и вибраций. Машины деятельно поставлялись в страны Восточной Европы.

      Двухмоторный самолет советского производства, принадлежавший белградской чартерной компании Aviogenex, вылетел из лондонского аэропорта Гатвик в 16.33 по здешнему времени. Экипаж был опытным и отдохнувшим. Не имелось нареканий и к самолету.

      На борту находилась большая группа британских туристов, планировавших передохнуть на различных курортах Хорватии. Среди них было немало супружеских пар, отправившихся в свадебное путешествие. В Риеку летели и четыре обитателя Загреба – известный поэт и профессор местного университета Иосип Пупачич с женой и дочерью, а также сын бывшего посла Югославии в Великобритании Ранко Сарайчич, обучавшийся в Лондоне в аспирантуре.

      Погода была довольно плохой на протяжении всего полета Ту-134 над континентальной Европой.

      Небо плотно заволоклось облаками, шел дождь. При этом условия для посадки в аэропорту считались благоприятными. Примерно в 4 км от взлетно-посадочной полосы (ВПП) на высоте 300 м аэроплан попал в зону сильной турбулентности, при этом также наблюдался мощный ливень и боковые порывы ветра. За 50 сек до посадки Ту-134 гораздо накренился вправо. По воспоминаниям второго пилота Стевана Мандича, дождь стоял стеной, и стеклоочистители не справлялись со своей трудом. Из кабины едва можно было что-то разобрать.

      Около 19.45 самолет на скорости 260 км/ч врезался в землю правой стоической шасси и вылетел за пределы ВПП. От него оторвалось и сразу же загорелось крыло. Корпус Ту-134 перевернулся на крышу и продолжил скольжение в таком позе, высекая искры. Вытекшее топливо моментально воспламенилось. Пассажирский салон так быстро наполнился едким дымом, что треть пассажиров даже не поспела расстегнуть ремни безопасности.

      Из-за возникшего пожара все люки оказались заблокированы. Аварийный выход перекрыло оставшееся покрывало. Поэтому не могли спастись те, кто все же выбрался со своего места и пытался найти выход наружу. Оперативно прибывшие к горящему самолету пожарные пытались прорубить дыра в корпусе топорами и бензопилами. Однако за 12 минут, прошедшие от крушения воздушного судна до полного выгорания салона, они смогли проделать прореху размером лишь 30 см.

      Позднее вскрытие показало, что ни один из пассажиров не получил смертельных травм при контакте Ту-134 с ВПП. Все они погибли от удушья или пламени.

      Только один пассажир сумел выбраться через дыру в багажном отделении – сын дипломата Сарайчич. В ходе полета он уступил свое пункт у иллюминатора немке. Хорват считал, что это и помогло ему в итоге. Спастись удалось также двум пилотам и двум бортмеханикам, выпрыгнувшим из расшибленного окна кабины.

      «Сначала я разбил стекло на двери, разделяющей кабину и салон, — отмечал бортмеханик Иван Чавайда. – Стюардесса выглянула из проема и в панике закричала: «Избавьте нас!». Я советовал ей попытаться открыть боковую дверь. В это время я еще не знал, что дверь заблокирована. Стюардесса ушла, и больше не вернулась. Она пропала в дыму».

      Выбравшиеся наружу члены экипажа активно помогали пожарным.

      Известно, что во время спасательных работ бортмеханик Виктор Томич вернулся в кабину и опять пробовал проникнуть в пассажирский салон. Но ни открыть, ни разбить дверь так и не вышло.

      Три бортпроводницы во время катастрофы находились в салоне самолета и поделили участь пассажиров. Одна из девушек устроилась на работу за месяц до рокового полета, другая успела провести в воздухе лишь восемь дней.

      Запоздалее расшифровка «черного ящика» показала, что за 18 секунд до удара о землю экипаж увеличил мощность двигателя и попытался возвысить самолет. Как пояснил командир воздушного судна (КВС) Милош Маркичевич следователям, он хотел отказаться от посадки и попробовать зайти на другой круг. Однако через три секунды, примерно в 800 м от начала ВПП на высоте 50 м, капитан передумал и решил все же сажать воздушное корабль. В отчете расследовавшей катастрофу комиссии говорится: «Из заявления экипажа очевидно: из-за оптической иллюзии они думали, что находятся ближней к ВПП и на большей высоте, чем было на самом деле». Сам Маркичевич рассказывал журналистам, что из-за ливня пилоты ничего не видели, а после неожиданного порыва ветра управление самолетом было потеряно.

      «Буря дважды бросала самолет. Сразу после этого мы упали на взлетно-посадочную полосу, и борт раскололся», — вспоминал КВС.

      В отчете сообщалось, что находившиеся в салоне потеряли сознание через несколько секунд после крушения из-за отравления угарным газом. Температура во время пожара колебалась от 660 до 1000°C. 78 тел были обнаружены целиком обугленными. 30% пассажиров оставались пристегнутыми к своим сиденьям до смерти. Остальные пытались найти спасение – одна группа ринулась в назализованную часть самолета, другая – к хвосту.

      «Вплоть до посадки на острове Крк полет шел без проблем, — вспоминал Сарайчич. — В момент касания земли я почувствовал мощный удар. Самолет перевернуло на крышу, он заскользил по взлетно-посадочной полосе, а мы все висели вверх тормашками. Несколько англичан кричали, что мы должны оставаться на своих пунктах и не создавать панику. Но из-за дыма я начал задыхаться. Поэтому расстегнул ремень безопасности, выбрался из кресла и сразу приметил отверстие в хвосте самолета. Оттуда валил густой дым, затем появилось пламя. Я не смог открыть двери справа и слева, потому прыгнул в дыру и таким образом спасся».

      Официальной причиной трагедии была названа жесткая посадка на правую стойку шасси, усугубленная уклоном 0,7% сравнительно ВПП в точке удара. Ошибки в управлении объяснялись оптическим обманом. Согласно выводам комиссии, к авиакатастрофе Ту-134 привело сочетание цельного ряда неблагоприятных факторов.

      Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

      Источник

      Вам также может понравиться