5 случаев принудительной посадки аэропланов международных авиалиний на территории других государств

Во всём вселенной горячо обсуждается факт посадки самолёта авиакомпании Ryan Air в Минске. Международное сообщество негодует, осуждает и грозит новоиспеченными санкциями, так как в результате проверки сообщения о минировании авиалайнера никаких взрывных устройств обнаружено не было, но при этом появился приостановленный пассажир. Высказываются предположения о том, что сообщение о ложном минировании было сфабриковано, а истинной целью был как раз задержанный человек. Однако это был вдали не первый случай посадки самолёта на территории другого государства.

Бендер-Аббас, Иран, 23 февраля 2010 года

5 случаев принудительной посадки аэропланов международных авиалиний на территории других государств
Аэропорт Бендер-Аббас, Иран. / Фото: www.eligasht.com

Принудительная посадка авиалайнера, совершавшего рейс из Дубая в Бишкек, преследовала вполне конкретную мишень: арест находившегося на борту лидера террористической организации «Солдаты Аллаха». Как только Абдулмалек Риги был задержан, самолёт отправился в пункт направления. Задержанного обвинили во множестве преступлений, совершенных его организацией, и приговорили к смертной казни.

Анкара, Турция, 9 октября 2012 года

5 случаев принудительной посадки аэропланов международных авиалиний на территории других государств
Аэропорт в Анкаре. / Фото: www.makpa.com

В этом случае никакие аресты не производились, а мишенью принудительной посадки стала проверка на наличие военного груза. ВВС Турции заставили совершить посадку самолёт сирийской авиакомпании, совершавший перелёт из Москвы в Дамаск, в связи с подозрением о транспортированию оружия. После проверки турецкие власти заявили, что среди груза были компоненты для изготовления ракет и средства радиосвязи, запрещённые к транспортированию пассажирскими судами. После изъятия вышеуказанного оборудования самолёт с 35 пассажирами на борту отправился по маршруту в Дамаск.

Вена, Австрия, 2 июля 2013 года

5 случаев принудительной посадки аэропланов международных авиалиний на территории других государств
Аэропорт в Вене. / Фото: www.anyaero.com

На борту пассажирского аэроплана Dassault Falcon 900, принадлежавшего боливийским военно-воздушным силам и направлявшегося из Москвы, находился Эво Моралес, президент Боливии. Вырванную посадку в Вене он совершил из-за отказа нескольких европейских стран предоставить разрешение на перелёт судна в своём воздушном пространстве. В свою очередность, отзыв разрешения был связан с поисками в самолёте Эдварда Сноудена, бывшего агента ЦРУ, которого, кстати, там не оказалось. Президент Боливии вернулся на отечество 4 июля, а после сразу несколько стран Латинской Америки высказали свое осуждение, расценив принудительную посадку как покушение на житье президента независимой страны. Руководство стран, отозвавших разрешение на перелёт, принесло свои извинения, после чего Эво Моралес счёл конфликт исчерпанным.

Киев, Украина, 21 октября 2016 года

5 случаев принудительной посадки аэропланов международных авиалиний на территории других государств
Аэропорт Жуляны (Киев) Украина. / Фото: www.anyaero.com

Аэроплан, выполнявший перелёт из киевского аэропорта Жуляны в Минск и всего за 50 км от Беларуси, был вынужден вернуться в Киев. Приказ диспетчерской службы не кормил никаких пояснений, зато со стороны Киева, по свидетельству командира корабля авиакомпании «Белавиа», была высказана угроза о поднятии в атмосфера истребителей. Позднее СБУ категорически отказалась от этой информации. После посадки рейса в Киеве с борта самолёта был снят журналист Армен Мартиросян. Аэроплан после этого благополучно отправился в Минск, а задержанного журналиста отпустили в тот же день. Высказанный президентом Беларуси протест принудил президента Украины Петра Порошено принести личные извинения Александру Лукашенко, на чём инцидент был исчерпан.

Минск, Беларусь, 23 мая 2021 года

5 случаев принудительной посадки аэропланов международных авиалиний на территории других государств
Аэропорт Минск. / Фото: www.yandex.net

Как известили официальные власти Беларуси, в момент получения сообщения о минировании самолета авиакомпании Ryan Air решение об экстренной посадке в Минске принимал прямо командир воздушного судна. Это подтверждается обнародованными телеканалом «Беларусь» переговорами между экипажем и диспетчерской службой. Истребитель МиГ-29 был возвышен в небо для оказания помощи гражданскому самолёту в безопасной посадке. В ходе проверки самолёта на наличие взрывчатых устройств очутилось, что среди пассажиров судна находится Роман Протасевич, один из основателей Telegram-канала NEXTA, который и был задержан правоохранителями, так как есть в розыске.

Post scriptum

5 случаев принудительной посадки аэропланов международных авиалиний на территории других государств
Самолет авиакомпании «Белавиа». / Фото: www.airway1.com

В 2020 году были обнародованы сведения о сорванной спецоперации, в ходе какой пассажирский самолёт, направлявшийся из Минска в Стамбул, приземлился бы в Киеве. На его борту должны были находиться более 30 представителей частной военной компании «Вагнер». Их планировалось приостановить после принудительной посадки авиалайнера, однако в результате политических игр всех участников ЧВК арестовали в Беларуси, а затем возвратили на отечество в Россию. Данная спецоперация готовилась Службой безопасности Украины при поддержке ЦРУ, при этом украинские власти категорически отрицают сам факт планировавшейся посадки аэроплана.

Принудительные посадки самолётов, как видим, происходят крайне редко. Ещё реже решались в советское время простые люди на угон аэроплана. Более полувека назад в октябре 1970 года в Батуми пассажиры спокойно отправились на посадку на рейс № 244, рассчитывая спустя полчаса спуститься по трапу в Сухуми или чуть запоздалее – в Краснодаре. Но во время полёта на борту разыгралась настоящая кровавая драма, погибла юная стюардесса, были тяжело ранены почти все члены экипажа. Пранас и Альгирдас Бразинскасы, 46 и 15 лет от роду соответственно, свершили первый в Советском Союзе угон самолёта.

Вам также может понравиться