На Яве пропадают корабли

Новость опубликована: 17.11.2016

На Яве пропадают корабли

Одинешенек из пропавших кораблей — голландский легкий крейсер HNLMS De Ruyter до затопления в 1942 году

Со дна Яванского моря исчезли шесть кораблей времен Второй мировой войны. Власти Голландии и Британии начали расследование этого происшествия. По их суждению, корабли похитили для продажи металлолома. Однако индонезийский флот не разделяет эту точку зрения.

В 1942 году, во время Другой мировой войны, в Яванском море произошло сражение японского флота против флота Нидерландов, США, Британии и Австралии. Оно окончилось твердой победой Японии, а три голландских корабля, шесть британских и американская субмарина отправились на дно моря, где и пробыли до недавнего времени.

В 2002 году дайверы-любители заметили обломки голландских кораблей – легких крейсеров «Де Рейтер» и «Ява», а также эсминца «Кортенар».

Корабли стали могилой для немало чем двух тысяч погибших солдат.

Несколько дней назад власти Нидерландов начали подготовку к 75-й годовщине битвы. Дайверы спустились на дно моря, чтобы сфотографировать останки кораблей, но сделать это им не удалось. Оба крейсера и значительная часть «Кортенара» исчезли.

Министр обороны Голландии Жанин Хеннис-Пласшерт объявила о пропаже во вторник. «Битва на Яванском море – доля нашей коллективной памяти, — сказала она. — Обломки несут в себе молчаливое свидетельство трагических событий и служат полой для множества историй об ужасах войны и товариществе между членами экипажа. Мы начали расследование, чтобы узнать, что случилось с осколками. Осквернение военной могилы – это серьезное преступление».

На Яве пропадают корабли

Следы на дне моря от крейсера «Эксетер»

Исчезновение кораблей крайне опечалило 82-летнего Тео Дормана, сына нидерландского контр-адмирала Карела Дормана, какой командовал крейсером «Де Рейтер» и погиб вместе с командой, а позже был признан национальным героем. «Я расстроен, — рассказал Тео, — но не злюсь. Злость ни к чему не повергнет. Не беспокоить могилы моряков веками было обычаем. Но именно это случилось».

Днем позже министерство обороны Британии известило, что пропали и их корабли – крейсер «Эксетер» и эсминец «Энкаунтер». От стометрового эсминца «Электры» остался лишь фрагмент. Пропала и американская подлодка «Перч».

От кораблей остались лишь впадины, различимые с помощью сонаров.

Министерство обороны сообщило, что британское правительство снеслось с властями Индонезии, выразило серьезную обеспокоенность произошедшим и попросило их заняться расследованием и «принять соответствующие меры, чтобы защитить эти пункты от дальнейших вмешательств».

«Эта битва унесла множество жизней, и мы ожидаем, что эти места будут уважать и оставят нетронутыми», — прокомментировали ситуацию в министерстве. На дне моря близ Индонезии, Сингапура и Малайзии есть более сотни кораблей и подводных лодок времен Второй мировой войны. Они притягивают нелегальных сборщиков металлолома и трофеев с затонувших кораблей. Стоимость, например, гребных винтов – наиболее интересующей мародеров части – оценивается более чем в 2,5 тысячи долларов за тонну.

При этом вес одного винта может превышать десять тонн. «Они используют взрывчатку, чтобы изолировать куски металла друг от друга, — рассказывает Энди Брокман, задействованный в расследовании пропажи археолог. — В одном лишь машинном отделении есть множество цветных металлов, меди и латуни, которые высоко ценятся на рынке металлолома». Чтобы не притягивать к себе излишнего внимания, мародеры часто маскируются под рыбаков.

Это возмущает ветеранов войны, историков, правительство и всех тех, кто желает сохранить заключительные обители погибших моряков. О случаях расхищения останков затонувших кораблей в Яванском море можно слышать часто. Так, так, в прошлом году малазийские военные поймали с поличным группу вьетнамцев, которые распиливали и поднимали из воды обломки одного из кораблей преходящ Второй мировой войны. А в 2014 году оказались расхищены останки британских кораблей, крейсера «Репалс» и линкора «Принц Уэльский», сделавшихся могилой 800 морякам Королевского военно-морского флота. Также, два года назад американские военные обнаружили «несанкционированное нарушение захоронения» крейсера «Хьюстон», на каком покоятся останки 650 моряков и морских пехотинцев.

Однако не все согласны, что на этот раз корабли, находящиеся на глубинах до 70 метров, запросто украли. Пол Кооле из голландской транспортной компании Mammoet, занимающейся подъемом затонувших кораблей, утверждает:

«Их практически невозможно возвысить, там слишком глубоко».

С ним согласны и представители военно-морских сил Индонезии. Они говорят, что подъем обломков кораблей занимает много времени, к тому же для этого необходимы большие краны, а, значит, такую деятельность наверняка бы заметили.

«Говорить, что обломки внезапно исчезли – бессмыслица, — комментирует ситуацию представитель индонезийского флота полковник Гиг Сипасулта. – Это подводная деятельность, какая занимает месяцы, а то и годы». Альтернативных версий исчезновения пока что нет.


Ответить