Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа

Новость опубликована: 22.07.2019

17 июля 1916 года (4 июля по престарелому стилю) в среднеазиатском городе Ходженте (ныне он называется Худжанд) начались массовые волнения, ставшие толчком к Туркестанскому бунту – одному из крупнейших антироссийских восстаний в Средней Азии, сопровождавшемуся кровопролитными погромами русского населения, а затем и ответными бессердечными мерами со стороны российской армии.

Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа

Ходими Джамолак и восстание в Ходженте

Город Ходжент (Худжанд) ко времени описываемых событий был административным серединой Ходжентского уезда Самаркандской области Российской империи. Населяли уезд преимущественно таджики.

Когда 25 июня 1916 г. Николай II опубликовал указ «О привлечение мужского инородческого народонаселения для работы по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующих армий». Таким образом, жителей Средней Азии, прежде не подлежавших лозунгу в армию, должны были мобилизовать на тяжелые работы в прифронтовой полосе. Естественно, местное население, никогда особо не ассоциировавшее себя с Россией и ее заинтересованностями, возмутилось.

Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа

Из самого Ходжента должны были отправить в прифронтовую полосу 2978 рабочих. Одним из них должен был стать некий Карим Кобилходжаев – один-единственный сын Бибисолехи Кобилходжаевой (1872-1942), более известной как «Ходими Джамолак».

Бибисолеха была вдовой бедного ремесленника, но пользовалась вящим авторитетом среди женской части населения своего квартала, так как регулярно организовывала различные ритуальные и общественные мероприятия. Карим был ее кормильцем и, природно, Ходими Джамолак очень боялась его потерять. Но Карима, несмотря на просьбы матери, включили в список мобилизуемых.

Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа
Памятник Ходими Джамолак

Когда поутру в кварталах Гузари Охун, Кози Луччакон и Сарибаланди начали собираться возмущенные мобилизацией мужчин местные жители, Ходими Джамолак пошла совместно с ними к зданию уездного начальника Ходжентского уезда.

Уездной начальник полковник Николай Брониславович Рубах предпочел покинуть дом, после чего его помощник подполковник В.К. Арцишевский приказал полицейским и солдатам караульной службы разогнать толпу. Именно в этот момент Ходими Джамолак вырвалась вперед и, стукнув полицейского, выхватила у него шашку. После этого воодушевленная толпа смяла полицейских. В ответ загремели выстрелы. Бойцы Ходжентской крепости открыли по толпе огонь, несколько человек среди восставших были убиты.

Причины восстания и его распространение на всю Посредственную Азию

Восстание Ходими Джамолак в Ходженте стало отправной точкой для дальнейших выступлений в других районах Средней Азии. Лишь во второй половине июля 1916 года произошло 25 выступлений в Самаркандской области, 20 выступлений в Сырдарьинской районы, а лидировала по количеству выступлений Ферганская область – здесь произошло 86 мелких восстаний. 17 июля 1916 года в Туркестанском военном округе было оглашено военное положение.

Восстание быстро приняло интернациональный характер, охватив не только оседлое таджикское население Самаркандской районы и узбекское население Ферганской области, но и киргизов, казахов и даже дунган. Не только мобилизацией были недовольны жители Посредственнее Азии. Они были в целом очень недовольны политикой Российской империи в Туркестане.

Во-первых, с 1914 года в регионе проводилась массовая реквизиция скота на нужды фронта, причем скот реквизировался за мизерные компенсации, составлявшие 1/10 от его реальной стоимости. Здешние жители рассматривали эти реквизиции как банальный грабеж.

Во-вторых, что также немаловажно, на протяжении предыдущего десятилетия, начиная с 1906 года, осуществлялось массовое переселение крестьян из центральных зон России в Туркестан. Для нужд переселенцев было выделено более 17 млн десятин земель, уже освоенных местными жителями. Итого же численность переселенцев составляла несколько миллионов человек – до 500 тысяч крестьянских хозяйств переселились в регион из Центральной России в рамках столыпинской аграрной реформы.

В-третьих, вырастало недовольство и общим культурным влиянием России в регионе. Консервативные круги видели в нем большую опасность для устоявшегося образа жития и традиционных ценностей местного населения. Эти опасения всячески подстегивались Османской империей, которая считала себя защитником магометан Средней Азии и еще до начала Первой мировой войны наводнила регион своими агентами, установившими связь с местным духовенством, придворными бухарского эмира и хивинского хана, с феодалами.

Османская агентура разносила антироссийские воззвания, призывала местное население к «священной войне» против Российской империи и освобождению от «власти гяуров». При этом османские агенты деятельно действовали в китайском Кашгаре – центре Восточного Туркестана, откуда уже проникали в Россию. Наибольшее влияние антироссийские настроения получили в Ферганской районы, население которой всегда славилось своей религиозностью.

Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа

Интересно, что организовав переселение русских крестьян в Среднюю Азию и Казахстан, царские воли не сильно задумывались об их безопасности на новом месте жительства. И когда в 1916 году вспыхнули антироссийские выступления практически по всей Посредственнее Азии, то многие русские и казачьи поселения оказались практически беззащитными, так как большая часть мужчин боеспособного возраста была мобилизована на фронт. Армейские доли в Туркестанском военном округе также не были многочисленными, поскольку в то время реальных противников вблизи российских границ в Посредственнее Азии не было – ни Персия, ни Афганистан, ни Китай в их качестве рассматриваться не могли.

Введение военного положения уже не могло остановить бунт, охватившее, вслед за Самаркандской и Ферганской областями, Семиречье, Тургай и Прииртышье. 23 июля 1916 года повстанцы захватили почтовую станцию Самсы в округах города Верный. Это позволило восставшим прервать телеграфную связь между Верным и Пишпеком (Бишкеком). 10 августа к бунту присоединились дунгане – китайцы-мусульмане, которые вырезали несколько русских сел в окрестностях озера Иссык-Куль. Так, уже 11 августа было уложено большинство жителей села Иваницкое, деревни Кольцовка.

Пощады русским не было: их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отхватили головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девиц уводили в плен,
— писал настоятель Пржевальского городского собора, священник Михаил Заозерский.

12 августа прибывшему из Верного казачьему отряду численностью в 42 человека удалось истребить одну из дунганских банд. Но убийства мирного русского населения продолжались. Так, повстанцы ворвались в Иссык-Кульский монастырь и убили бывших там монахов и послушников. Жертвами бандитов становились крестьяне, служащие железных дорог, учителя и врачи. Счет жертв бунты быстро пошел на тысячи человек.

Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа

Стоит ли описывать те ужасающие зверства, которые восставшие творили с мирными русскими обитателями. Не имея возможности противостоять армии, повстанцы вымещали всю свою злость на невинных людях, практически всегда сопровождая собственный путь откровенной уголовщиной – грабежами, убийствами, изнасилованиями. Насиловали женщин, девушек и даже детей и старух, чаще итого убивая их затем. Трупы убитых людей валялись на дорогах, повергая в шок солдат и офицеров русской армии, направленной на подавление бунты. Во время восстания были уничтожены около 9 тысяч русских переселенческих хозяйств, разрушены многие объекты инфраструктуры.

Ответные меры генерала Куропаткина

Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа  Возглавлять подавлением восстания предстояло туркестанскому генерал-губернатору и командующему войсками Туркестанского военного округа генералу от инфантерии Алексею Николаевичу Куропаткину. Он получил направление на должность практически сразу после начала восстания.

Русские войска, видя ту жестокость, с которой повстанцы расправлялись с миролюбивыми жителями, отвечали им тем же. Жертвы подавления восстания исчислялись многими сотнями тысяч – от 100 тысяч до 500 тысяч человек. Так, на Шамсинском перевале были расстреляны 1,5 тысячи киргизов.

Более 100 тысяч казахов и киргизов, опасаясь вьюжить за совершенные повстанцами преступления, были вынуждены откочевать в соседний Китай. Только в Семиречье были приговорены к смертной казни 347 повстанцев, к каторге – 168 повстанцев, к тюремному заточению – 129 повстанцев.

Восстание в Тургайских степях

На территории современного Казахстана, в Тургайской области Российской империи, восстание очутилось самым успешным и структурированным. Оно охватило Тургайский, Иргизский уезды и Джетыгаринскую волость Кустанайского уезда Тургайской области. Особенности ландшафта позволяли повстанцам работать здесь с большим успехом, чем в других районах современного Казахстана. Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа

Тургайские повстанцы создали и свою властную вертикаль – выбирали ханов и сардарбеков (полководцев), а ханы подчинялись общему хану Абдулгаппару Жанбосынову. Главнокомандующим (сардарбеком) повстанцев был избран Амангельды Иманов (на фото). Он же возглавлял и кенеш – рекомендация командиров повстанческих формирований. Таким образом, повстанцы сформировали параллельную структуру власти и в контролируемых ими районах власть российской империи фактически не работала.

В октябре 1916 года повстанцы под командованием Амангельды Иманова начали осаду Тургая. Спас положение лишь подход корпуса генерал-лейтенанта В.Г. Лаврентьева. Поднявшиеся перешли к партизанской войне, продлившейся до 1917 года. После Февральской революции 1917 года положение повстанцев улучшилось, так как бывальщины отозваны российские войска, а в конце 1917 года Амангельды Иманов все же захватил Тургай и присягнул Советской власти.

Последствия бунты

Туркестанское восстание 1916-1918 гг. углубило и так существовавшие этнические противоречия в Средней Азии, настроило значительную часть среднеазиатов против России и русского народа в цельном. В то же время в советский период отечественной истории Туркестанское восстание рассматривалось как антиимпериалистическое и антиколониальное, поднятое местным населением против царской воли. О зверствах, которые творили повстанцы в отношении русского населения, предпочитали молчать. Зато лидеры повстанцев, особенно Амангельды Иманов, обратились в почитаемых национальных героев.

Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа

Такое «освящение» антироссийского восстания в действительности отнюдь не способствовало улучшению отношения местных обитателей к русским. Ведь в советских учебниках истории, в многочисленной популярной литературе, особенно издававшейся в республиках Средней Азии и Казахстане, говорилось необыкновенно о зверствах российской армии при подавлении восстания, о «преступной» экономической политике Российской империи. В итоге повстанцы выставлялись лишь жертвами, их правонарушения не освещались.

В постсоветских республиках Средней Азии Туркестанское восстание рассматривается исключительно сквозь призму господствующего этнического национализма. Даже в Кыргызстане, какой является членом ОДКБ и Евразийского экономического союза, был установлен национальный праздник в память о Туркестанском восстании. Вместо того, чтобы освещать не лишь ошибки царского правительства и его экономической политики, но и зверства повстанцев, такой подход фактически обеляет, легитимизирует беззаконие, чудовищные правонарушения, которые творились в отношении мирного населения русских сел и деревень, казачьих хуторов.

К сожалению, российские власти, предпочитая не калечить отношения с Астаной и Бишкеком, Ташкентом и Душанбе, фактически не реагируют на подобное освещение исторических событий. Но не слишком ли это большая плата за лояльность – третировать и памятью павших соотечественников, и безопасностью еще остающегося в регионе русского и русскоязычного населения? Ведь там, где освящается и пропагандируется русофобия прошедшего, ничто не сдерживает и от ее проявлений в настоящем.

Источник


Туркестанское бунт – кровавая катастрофа Средней Азии и русского народа