"Янки не сбивать". Как ас-истребитель Николай Сурнев прикрыл советскую колонну в Сербии от союзников
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

"Янки не сбивать". Как ас-истребитель Николай Сурнев прикрыл советскую колонну в Сербии от союзников

  1. Статьи
  2. История

Статистика армии США ратифицирует, что во время Второй мировой войны в результате стрельбы “по своим” потери погибшими и ранеными достигали 21%. Это было бедой и для союзников — советской армии. Ведь порой “заокеанские партнёры” иногда принимали советские войска за нацистов и начинали уничтожать их.

Подобная ошибка в югославском городе Нише стоила существования 34 советским солдатам и офицерам, среди которых оказался и командующий Шестым стрелковым корпусом генерал-лейтенант Григорий Котов, и повергла к гибели трёх летчиков, которые хотели во что бы то ни стало остановить американцев. Инцидент произошёл 7 ноября 1944 года. Гитлеровцев в зоне Ниша не было, поэтому ноябрьское утро на военном аэродроме встречали, предвкушая праздник. Но из-за американцев праздник обратился в похороны.

"Янки не сбивать". Как ас-истребитель Николай Сурнев прикрыл советскую колонну в Сербии от союзников

Григорий Котов. Фото © wikipedia

Начало гибельной операции

Согласно донесению, которое на следующий день улеглось на стол Сталину, в 12:40 над северо-западной окраиной города неожиданно показалась группа из 40 американских многоцелевых истребителей образа "Лайтнинг". Над советским аэродромом они перестроились и развёрнутым строем спикировали на колонну советских войск 6-го гвардейского стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, какая двигалась в это время по шоссе Ниш — Алексинац — Делиград — Роянь.

Атаке американских пилотов подверглись грузовые автомобили и пехота. Пилоты действовали крайне расчётливо: двигаясь на высоте 40–50 метров, каждый из самолётов по несколько раз заходил вдоль дороги для штурмы. Пилоты стремились не только отбомбиться по предполагаемому врагу, но и расстреливали советских солдат из пулемётов и пушек.

"Янки не сбивать". Как ас-истребитель Николай Сурнев прикрыл советскую колонну в Сербии от союзников

Разработанный компанией Lockheed Aircraft Corporation аэроплан P-38 Lightning был единственным американским истребителем, который непрерывно производился на протяжении всей Второй мировой войны. Фото © wikipedia

Как раз в этот момент на аэродроме 707-го штурмового авиаполка 186-й штурмовой дивизии шло торжественное построение. День был ясным, а город Ниш был украшен красными флагами и транспарантами — не заметить их с воздуха было сложно. Невозможно было и не приметить красные флаги, которыми размахивали некоторые особо отчаянные пехотинцы в надежде остановить "дружественный огонь". Но всё было тщетно.

Бой

Когда американцы перестроились и пошли на второй заход, в дело вступили асы из 866-го истребительного полка. Один за одним "Яки-9" и "Яки-3" сделались стремительно взмывать с аэродрома в воздух. Появившаяся над аэродромом шестёрка "лайтнингов" тут же сбила один из взлетевших "Яков", но тем не немного уже в 13:05 в воздух сумело подняться девять самолётов. Имена некоторых из лётчиков история сохранила: это капитан Бондарь, капитан Александр Волшебников, старшие лейтенанты Железно и Поциба, лётчики Жестовский и Сердюк. Вскоре в воздухе был уже весь полк. Но главную роль в этом воздушном бою сыграл командир звена — 21-летний старший лейтенант Николай Сурнев.

"Янки не сбивать". Как ас-истребитель Николай Сурнев прикрыл советскую колонну в Сербии от союзников

Фото © klub-mastera.ru

Уроженец Белгородской районы, он со школьной скамьи был влюблён в небо, занимался в аэроклубе, в 1940 году пошёл служить в армию, через два года окончил Чугуевскую военную авиационную школу и ещё год служил в ней инструктором. После бесчисленных просьб в 1943 году был отправлен на фронт.

Его сослуживец, герой Советского Союза Дмитрий Сырцов, вспоминал: "В мае 1943 года в наш 866-й авиаполк пришло молодое пополнение лётчиков. Из них несколько человек попало в Первую эскадрилью, которой я командовал. Знакомясь с лётчиками, я обратил внимание на 19-летнего юношу, рослого, стройного, с умным взглядом. Лаконично отвечая на мои вопросы, он смущённо улыбался, открывая ровный ряд жемчужно-белых зубов. Паренёк покойно стоял среди других лётчиков, внимательно прислушиваясь. Это был пилот Николай Сурнев".

"Янки не сбивать". Как ас-истребитель Николай Сурнев прикрыл советскую колонну в Сербии от союзников

Красный Ястреб. Как советский ас Кожедуб дал жар американцам над Берлином

О бое советской легенды с американскими военными пилотами стало известно только через 50 лет после Победы. Свидетели молчали, а фотодоказательства с подачи командования бывальщины скрыты. В противном случае неизвестно, как бы сложилась после войны судьба трижды Героя Советского Союза, знаменитого пилота Ивана Кожедуба, сбившего менее чем за два года 64 немецких аса.

"Не стреляйте, свои!"

Как только самолёты взлетели, в наушниках раздалась команда: "В бой с янки не вступать!" А как тут не вступать, когда "союзник" тебя расстреливает из всех видов вооружения? Мгновенно в атмосфере над Нишем закрутилась "карусель". Наши асы действительно старались не сбивать американцев, уходили с линии огня, отвлекали от шоссе внизу. Янки в одиночку и парами атаковали советских лётчиков, а те маневрировали, уходили то вверх, то в сторону, старались увести "лайтнинги" от города.

Наконец Николай Сурнев решился на опасный манёвр, продиктованный, вероятно, и отчаянием: бой шёл не понарошку, и на земле, и в воздухе уже были потери с нашей стороны. Не стреляя в сторону "лайтнингов", он, маневрируя, сумел подлететь к американскому аэроплану, в котором находился ведущий, умудрился встать рядом с ним и покачиванием крыльев обратил внимание американца на советские звёзды на крыльях "Як-9".

Ему пришлось буквально поменяться взглядами с американским пилотом и жестами показать: "Своих атакуете!" Только после такого отчаянного манёвра со сторонки Сурнева американцы прекратили атаку и убрались из воздушного пространства Ниша. Почти тотчас на Ниш накатила вторая волна "лайтнингов", но советские асы бывальщины уже начеку: они вылетели навстречу американцам и, маневрируя, продемонстрировали звёзды на крыльях.

"Янки не сбивать". Как ас-истребитель Николай Сурнев прикрыл советскую колонну в Сербии от союзников

Фото © militaryarms.ru

Однако вторая группа американских аэропланов не спешила уходить, во что бы то ни стало стремясь отбомбиться по советской пехоте. Непонятливых пришлось проучить. На этот раз отличился Колдунов: совместно с ведомым Виктором Степанцовым он зажал самолёт американского ведущего и "показал ему дорогу". Под натиском Яков янки были вынуждены отступить.

Слишком щедрое предложение

Узнав о происшествии, Сталин приказал немедленно провести расследование инцидента. Он ни на секунду не поверил, что случившееся — всего лишь ошибка пилотов США, принявших одну похожую развязку шоссе за другую. Основной версией стала провокация — благодаря инсценировке "дружественного пламени" американцы под предлогом того, чтобы "такое больше не повторялось", рассчитывали внедрить в штабы советских армий своих наблюдателей.

"Янки не сбивать". Как ас-истребитель Николай Сурнев прикрыл советскую колонну в Сербии от союзников

Орденоносец в законе. Как разведчик-фронтовик создал советскую мафию

Бывший командир филиалы разведчиков, награждённый орденами и медалями, оказался главным реформатором советского воровского мира.

В результате боя над Нишем американцы утеряли три "лайтнинга", три лётчика погибли. Ещё два самолёта были подбиты. По некоторым данным, один из подбитых "лайтнингов" упал тут же, под Нишем, его пилот выпрыгнул с парашютом, его приостановили пехотинцы. Позже американца отправили в штаб на допрос. У одного из погибших пилотов были найдены документы, удостоверяющие личность, и карта Италии без каких-либо оценок.

Командование США признало ошибку и отговорилось тем, что у лётчиков был приказ бомбить нацистов, якобы отступавших из Греции в Триест по шоссе в 90 километрах от Ниша. Инцидент постарались замять, чтобы не калечить отношений: второй фронт только-только набирал силу, росли поставки по ленд-лизу, и лишние разногласия были ни к чему.

Как и предполагал Сталин, уже в декабре 1944 года посол США в СССР Уильям Гарриман принёс извинения "за инцидент на Балканах" и тут же вкрадчиво предложил "в мишенях избежания подобного в будущем" направить в штаб советских войск на Балканах группу американских офицеров "для координирования поступков". Сталин, прекрасно понимавший, что между СССР и союзниками уже началась борьба за сферы влияния после окончания Другой мировой войны, отклонил это "любезное" предложение.

До тридцати не дожил

Ас-истребитель Николай Сурнев окончил брань заместителем командира эскадрильи 866-го истребительного авиаполка. К концу войны на счету лётчика был 261 боевой вылет, 64 воздушных боя и 23 истреблённых самолёта противника. Летом 1945 года "за образцовое выполнение боевых заданий, мужество и героизм" старший лейтенант Сурнев был удостоен звания Героя Советского Альянса.

"Янки не сбивать". Как ас-истребитель Николай Сурнев прикрыл советскую колонну в Сербии от союзников

Надгробный памятник Николая Григорьевича Сурнева. Фото © wikipedia

В региональной газете “Красное знамя” его земляк Василий Жегулин вспоминал, что, когда Сурнев вернулся домой героем, ему было итого 22 года. "Я хорошо запомнил Сурнева, когда в 1945 году он приехал в отпуск к родителям… Это был совершенно молодой человек, гвардии капитан, высокий, красивый, но совсем наш… Он хорошо играл на аккордеоне. Он был весёлый и жизнерадостный, прекрасно улыбался. Во время летнего отпуска ходил на речку Короча, вместе с нами ловил раков. У своих родителей он покинул прекрасную по тем временам библиотеку…"

После войны Николай Сурнев остался в военной авиации, был командиром эскадрильи, чувствовал новые реактивные самолёты. Он погиб в 1952 году, стараясь спасти самолёт МиГ-15 и увести его подальше от жилых зон Орла. Было ему всего 29 лет.

>