«Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

«Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

Открытое строительство шахты метрополитена в Москве, 1933 год

Открытое строительство шахты метрополитена в Москве, 1933 год

РИА «Новинки» 15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял резолюцию, которая одобряла начало работ по строительству московского метрополитена. Однако «путевка в житье» для подземки столицы была довольно тернистой — и саму необходимость метрополитена долго ставили под вопрос. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

«Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      Идея метрополитена давно вынашивалась властями советской Москвы: в годы гражданской брани городской транспорт пришел в упадок. Однако наступление эпохи НЭПа вызвало новый подъем — равно как и расцвет идей о новоиспеченных способах перемещения в городе. Еще в сентябре 1923 года при техническом отделе Московских городских железных дорог (МГЖД) был создан подотдел для проектирования метрополитен. До конца 1925 года его инженерами были взяты 124 пробы грунта, проведена нивелировка трасс, отмечены водопроводные и канализационные черты, о которых ранее не было никаких сведений. К началу 1926 года подотделу удалось подготовить технический проект сооружения участка от Сокольников до Охотного линии.

      Пытались во времена НЭПа искать помощи и за границей. В марте того же года отдел коммунального хозяйства Моссовета возложил фирме Siemens Bauunion GmbH за вознаграждение в размере 25 тысяч рублей составить технический проект Мясницкого радиуса — от середины до Каланчевской площади — чтобы сравнить его стоимость и возможность реализации с недавно разработанным проектом МГЖД. Хотя договоренность о совместном строительстве метрополитена так и не было заключено, проект все же был разработан и много дал советским инженерам.

      Согласно нему, сеть черт протяженностью 80,3 км должна была включать в себя 86 станций, из которых 17 являлись пересадочными.

      В конце 1920-х проектировщики метрополитен предприняли массированную «медийную атаку» для ускорения реализации планов: читали многочисленные лекции, выступали с докладами на различных съездах. К 1928 году им удалось заручиться поддержкой Моссовета. Однако в ноябре того же года на своей странице в «Истине» Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин) раскритиковала планы по созданию акционерного общества для строительства подземки: рабочие нуждаются в достойных жилищах, школах, больницах, а не в роскоши метрополитена. Президиум Моссовета удостоверил, что решение относительно сроков начала строительства и финансирования не принято, поэтому проектировочные работы продолжились и были завершены к июлю 1930 года.

      Фоторепортаж: Как строили московское метрополитен

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      Посмотреть весь фоторепортаж
      в разделе «ФОТО»

      В первую очередь, согласно итоговому проекту МГЖД, предстояло пробить черты от центра к Сокольникам и Смоленскому рынку, а также к Белорусскому вокзалу. Метро планировали проложить на небольшой глубине. Предполагалось, что ширина тоннелей будет несколько меньше железнодорожного профиля. Таким манером, движение «обычных» составов по метрополитену исключалось. Общая протяженность линий составляла около 50 километров.

      Однако воплощению проекта в существование помешал суровая реальность. Уже с марта 1930 года в рамках стимулированного процессом Промпартии поиска мнимых саботажников в аппарате МГЖД была развернута чистка. Многие из проектировщиков бывальщины арестованы как вредители, подотдел проектирования метро закрыли, а материалы проекта направили в архив.

      Уже через неделю после закрытия подотдела для проектирования метрополитен — 6 января 1931 года — Москва встала в транспортном коллапсе. Дорожная пробка в тот день почитается одной из самых масштабных в истории столицы: не работали ни трамваи, ни автобусы, ни извозчики, ни такси.

      Организованное Московским комитетом ВКП(б) заседание по трамвайному движению 9 февраля 1931 года отворило его участникам безрадостную картину: пути и подвижной состав устарели и даже примерно не соответствовали росту пассажиропотока, четверть всех вагонов из-за поломок была выключена из эксплуатации. До этого момента новый руководитель партийной организации столицы Лазарь Каганович никак не высказывал своей позиции по проблеме: на рубеже десятилетий архитекторы все еще обсуждали будущее Москвы как города, и нужно было оставить пространство для маневра, чтобы не дискредитировать властолюбивые структуры официально принятым решением.

      Теперь же Московский городской комитет партии перешел к делу. 5 марта 1931 года Бюро МГК утвердило решение комиссии под председательством Кузьмы Рындина. Моссовету совместно с областными плановыми органами и МГЖД поручалось в течение шести месяцев разработать концепцию реконструкции транспортной системы города. Среди прочего поручалось установить «тип дополнительных средств сообщения (метрополитен, проведение железных дорог внутрь города), новые кольцевые линии трамвая и автобуса».

      Уже 3 мая на совместном заседании Бюро Московского комитета (областного — «Газета.Ru») и МГК был зачислен обширный перечень практических мероприятий. Среди прочего предполагалось установить «электрическое быстроходное сообщение во вновь осваиваемых индустриальным и жилищным строительством районах путем использования и соответствующего приспособления существующих кольцевых и соединительных железнодорожных веток». Тем самым партийное руководство выступало за престарелую идею городских железных дорог, соединенных с железнодорожными магистралями — теперь на основе использования окружной дороги.

      Проект московского метрополитена избавила в прямом смысле высшая сила, а именно — Иосиф Сталин.

      После того, как Каганович и председатель Моссовета Булганин отчитались о зачисленном перечне, Политбюро образовало собственную комиссию для подготовки решения на основе этого плана. В ее состав, кроме председательствовавшего Кагановича и представителей городской организации взошли и советские лидеры — Сталин, Молотов, Ворошилов, Ягода и Киров.

      «Поручить Моссовету и МК образовать комиссию для рассмотрения всех существующих проектов различных оружий сообщения и разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца», — гласило постановление, принятое на втором заседании комиссии 14 мая 1931 года. Какой метрополитен имел в облику Сталин, от которого исходила инициатива включения этого пункта — тот, подземный или же городской транспорт железнодорожного типа — из текста постановления и стенограммы обсуждения остается не вполне четким.

      Сразу же после принятия постановления в советской прессе развернулась ожесточенная дискуссия «за» и «против» метрополитена.

      14 мая 1931 года в газете «Известия» показалась статья Н. Осинского (известного старого большевика Валериана Оболенского — «Газета.Ru») под заголовком «Нужен ли Москве метрополитен?». В ней он обрушивался с критикой на приверженцев «дезурбанизации» Москвы, выступавших против нового московского транспорта. Планы децентрализации нереальны, отмечал Осинский, и предупреждал о том, что на улицах города покажутся десятки тысяч личных автомобилей. Тогда надо будет трамвайное движение переместить за пределы Садового кольца, выстроить метрополитен, а также внедрить автобусное сообщение и такси. В ответ на эту статью в тех же «Известиях» работник Госплана Пузис опубликовал статью, в какой называл метрополитен «устаревшим и антисоциальным средством сообщения».

      Однако решение о перспективах развития Москвы и о средствах сообщения в мегаполисе уже было зачислено при закрытых дверях: 10 июня Политбюро одобрило перечень мероприятий по улучшению московского коммунального хозяйства, переработанный комиссией Кагановича.

      В решительной версии документа городским властям Москвы поручалось немедленно составить проект строительства метрополитена и с этой целью образовать комитет с привлечением специалистов. Одновременно вытекало начать подготовительные работы с тем, чтобы проект был подготовлен в течение трех-четырех месяцев. Предполагалось, что в январе 1932 года он должен был быть утвержден. В течение трех месяцев надлежало рассмотреть все существующие проекты, выковать всеобщую схему линий, утвердить окончательный вариант для первой очереди строительства и конструкции тоннелей и эстакад, определить объем инвестиций и подготовить календарный план сооружения первой очередности.

      Решающим для истории метрополитена стал пленум ЦК ВКП(б), на котором Каганович выступил с трехчасовым докладом о направлениях развития городов при социализме. Расширение трамвайной сети и закупка автобусов не могут в принципе разрешить транспортную проблему столицы, отмечал функционер. Необходимо, заявлял Каганович, строительство метрополитена и проведение электрифицированных пригородных поездов вовнутрь города. В подготовительных заметках к грядущему пленуму партийный функционер писал, что метрополитеном считается не только подземная железная путь, но любой электрифицированный рельсовый транспорт на собственном полотне. Предложенные первым секретарем МГК направление линий метро, по сути, отвечало проекту МГЖД: от Каланчевской площади к центру и далее к запланированному Дворцу Советов (на месте взорванного Храма Христа Избавителя), а также через Арбат к Смоленскому рынку.

      Резолюция, им предложенная — которая была, по сути, версией уже ранее зачисленного перечня практических мероприятий — была единогласно принята. «Пленум ЦК считает, что необходимо немедленно приступить к подготовительной труду по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем чтобы в 1932 году уже приступить строительство метрополитена», — гласил один из пунктов ее текста.

      «Антисоциальное оружие сообщения»: как решалась судьба московского метро

      Открытое строительство шахты метрополитена в Москве, 1933 год

      Отворённое строительство шахты метрополитена в Москве, 1933 год

      РИА «Новости» Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить послание Скопировать ссылку

      Источник