«Ариизация» Крыма»: как Гиммлер бился за чистоту расы
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Ариизация» Крыма»: как Гиммлер бился за чистоту расы

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

«Ариизация» Крыма»: как Гиммлер бился за чистоту расы

Wikimedia Commons

1 июля 1935 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер основал исследовательское общество «Аненербе». Его сотрудники совершали экспедиции в различные части планеты, пытаясь найти артефакты древнего могущества германской расы. Концепциями «Аненербе» Гиммлер хотел заменить в Германии христианство. Во пора Второй мировой войны организация занималась проектами «ариизации» завоеванных территорий и ставила опыты на узниках лагерей кончины.

«Ариизация» Крыма»: как Гиммлер бился за чистоту расы

      Автором идеи и первым руководителем «Аненербе» («Наследие предков») был голландско-немецкий ученый Герман Вирт. После изучения в Утрехте и Лейпциге философии, германистики, истории и теории музыки он в соавторстве с энтографом Джоном Мейером издал труд «Деградация народных нидерландских песен».

      Уже тогда молодой ученый был ярым приверженцем идей пангерманизма, разделял идеалы романтическо-националистических организаций. В отличие от немало современных ему националистов, преуспевших в конструировании легенд о «великом прошлом» германцев, Вирт старался, чтобы его теории имели хоть какое-то научное обоснование.

      Сообразно Вирту, первые люди якобы появились на юге в Гондване, стране ночи, хаоса, диких инстинктов, необузданных эмоций и примитивных верований, не имеющих ничего всеобщего с истинной религией. Параллельно на Севере существовала Арктогея, огромный остров или континент. Там, в стране Солнца, разума, порядка, уравновешенных инстинктов и истинной веры тоже показался первобытный человек. Причиной деструктивных процессов в обществе нордической расы, по Вирту, послужило расовое смешение с бессловесными и примитивными звероподобными созданиями с Юга. Таких существ он называл людьми-объектами.

      Вирт стал профессором, защитив диссертацию, в которой развил свой уже известный труд об упадке голландского фольклора и придумал свою протомифологию.

      Он строчил, что забвение народных песен предопределено развитием всемирной экономической системы, а космополитизация хозяйственной жизни привела к трагическому крушению цивилизации Нидерландов. Вирт обосновывал идею существования монотеистической религии, господствовавшей в древнем мире. По его мнению, в случае воссоздания она должна была послужить основой к ренессансу нордической расы и освобождению ее от «проклятия» индустриальной цивилизации.

      Ученый основал структуру, которой было суждено стать предтечей «Наследства предков». Академические круги были настроены по отношению к нему резко критически. Из-за псевдонаучных методик исследования истории древности Вирт был в изоляции. Финансирование его проектов не улучшилось и в первые годы после прихода к власти нацистов, которым нравились идеи историка-радикала. Так, не применявший мясо Адольф Гитлер проявил интерес к «нордическому вегетарианству» Вирта. Вместе с тем фюрер критиковал многие заключения ученого, виня его в мракобесии.

      Однако именно гипотезы и идеи Вирта легли в основу «Аненербе».

      Жизнь Вирта круто изменилась после знакомства с Генрихом Гиммлером, какому его представил писатель Йоханн фон Леере. В лице рейхсфюрера СС опальный историк нашел влиятельного союзника. Один из лидеров нацистов удостоверил Вирта, что для него мнение академиков не имеет большого значения, а работы «гонимого» ими ученого, напротив, представляют серьезный заинтересованность. Главное, чтобы предлагаемая концепция соответствовала догмам национал-социализма.

      В 1935 году в Мюнхене прошла историческая выставка под наименованием «Наследие германских предков», которую организовал Вирт как автор так называемой «гиперборейской» концепции. Эта концепция существования анти-людей с анти-языком и анти-мыслями заинтересовала антисемитски настроенного Гиммлера, посетившего выставку в мае. Мишенью экспозиции было идеологическое обоснование ответа на вопросы бытия германской нации. Рейхсфюрер СС остался очень доволен и был поражен «наглядностью» доказательств перевесы нордической расы. Среди экспонатов выставки особо выделялись древние рунические письмена.

      Поскольку выставка должна была содействовать укреплению расового сознания, ее посещение стало обязательным для членов СС, «Гитлерюгенда», женских и студенческих объединений.

      Благодаря покровительству Гиммлера профессор продолжил изыскания по проблематике истории древних германцев и гарантировал свой институт научными кадрами. Для реализации своих проектов Вирт получил необходимый бюджет. Результатом альянса рейхсфюрера СС и историка пришло учреждение «Немецкого общества по изучению древних сил и мистики» — или просто «Аненербе» — 1 июля 1935 года.

      «Аненербе» было включено в СС и его главы вошли в личный штаб Гиммлера. Общество располагало 50-ю исследовательскими институтами, руководимыми профессором Вальтером Вюстом, специалистом по древним священным текстам, преподававшим санскрит в Мюнхенском университете. Нацистская партия уже хватала на себя функции защиты нордической расы в духовном, генетическом и мистическом планах.

      По инициативе Гиммлера организации был придан официальный статус. Ей ставились такие задачи, как изыскания в районы локализации духа, деяний, наследия индо-германской расы, популяризация результатов исследований в доступной и интересной для широких масс конфигурации. Выполнение этой миссии должно было производиться с постоянным соблюдением научных методов и научной точности.

      Позиция Гиммлера к Вирту и «Аненербе» остро расходилась с той, которую занимал Гитлер. В частности, на одном из митингов НСДАП в сентябре 1936 года фюрер заявил: «Мы не имеем ничего всеобщего с теми людьми, которые понимают национализм лишь как набор легенд и мифов и в результате слишком легко подменяют его расплывчатыми фразами нордического содержания. Сейчас они начинают коротать исследования, основываясь на мифической культуре атлантов».

      Рейхсфюрер СС имел собственный взгляд: он стремился освободить Германию от католицизма и заменить веру новой идеологией. Тем не менее, в 1937-м Гиммлер использовал недовольство Гитлера Виртом для отстранения последнего от руководства «Аненербе» и усиления собственного воздействия. В 1939 году Гиммлер стал президентом организации, а роль связующего звена между ученым миром и рейхсфюрером СС взял на себя Вольфрам Зиверс, одинешенек из руководителей расовой политики Третьего рейха.

      Во второй половине 1930-х, до начала Второй мировой войны, «Аненербе» послала несколько исследовательских экспедиций в Скандинавию, Карелию, на Ближний Восток и Тибет.

      С первых дней функционирования организации как отдела СС археологи, этнографы, филологи, историки снимали для Гиммлера пропагандистские кинофильмы, писали учебно-воспитательные программы. В обязательном порядке каждому члену СС преподавали эпос «Эдда» и обучали чтению рун. В «Аненербе» нередко поднимался вопрос об Атлантиде, и им интересовался Гиммлер. Идеологи нацизма стремились придать германским «началам» независимый окрас, что позволяло бы нацистам ощущать свою исключительность.

      Изучение древней германской истории осуществлялось в сочетании природных наук и любительского романтизма, направленных на подтверждение превосходства индо-германской расы (термин «арийцы» не использовался в официальных документах и законах). Солидное финансирование позволило привлечь к «научным» изысканиям первоклассных ученых, с помощью которых были достигнуты некоторые результаты. Затем изучение древней германской культуры было сжато. «Аненербе» выполняло приказ по обеспечению «расовой теории».

      В качестве штаб-квартиры для «Аненербе» Гиммлер планировал замок Вевельсбург, бывший в ведении СС.

      По задумке, он должен был стать храмом нацистской религии. Эта «религия» была смесью из нордических богов, солнечных поклонений и теорий об уникальности германской расы, которой якобы угрожает восточное иудеохристианство. В Вевельсбурге проходили идеологическую обработку офицеры СС.

      Сотрудники «Наследства предков» читали лекции бойцам зондеркоманд и охране концлагерей для «научного» обоснования тотального уничтожения врагов Тысячелетнего рейха. Одинешенек из лучших в мире специалистов по культурам готов и викингов, доктор Герберт Янкун, доказывал, что древние германцы безжалостно топили в болотах предателей, гомосексуалистов и вероотступников. Популярные рунические символы СС также вошли в употребление в результате увлечения Гиммлера идеями «Аненербе».

      «Две руны «Зиг» образовали название наших СС. Неживая голова, свастика и руна «Хагал» демонстрируют непоколебимую уверенность в окончательной победе нашей философии», — помечал рейхсфюрер.

      СС и «Аненербе» очень серьезно относились к легенде о Святом Граале — камне с руническими надписями, якобы заключавшими неискаженную мудрость прошедшего, утраченные познания нечеловеческого происхождения. Переговоры об экспедиции по его похищению велись с Отто Скорцени. Гиммлер специально создал для этого негласную секцию — осведомительную службу, занимавшуюся «областью сверхъестественного». Руководил экспедицией по поиску Святого Грааля штурмбанфюрер СС Отто Ран. Одно пора ходили слухи, что поиски реликвии увенчались успехом, но никаких подтверждений этому не осталось, а сам Ран в 1939 году погиб при загадочных обстоятельствах.

      После вступления Германии в брань в сферу «Аненербе» вошли опыты на людях. В качестве материала использовались узники лагерей смерти. Антрополог и анатом Август Хирт, глава медицинских программ «Аненербе», коллекционировал черепа и скелеты людей разных национальностей, заспиртовывал тела. За опытами внимательно следил Гиммлер.

      Члены «Наследства предков» курировали проект создания первой в мире баллистической ракеты дальнего действия «Фау-2».

      Другие учебно-исследовательские отделы общества проявляли заинтересованность к музейному имуществу оккупированных стран. Сотрудники «Аненербе» присваивали экспонаты, имевшие отношение к древнегерманской истории. После оккупации Крыма и разграбления музеев в 1942 году полуостров планировалось засеять дубами и буками, чтобы придать здешней природе схожесть с германской. По мнению Гиммлера, на «ариизацию» Крыма должно было уйти 20 лет.

      После капитуляции нацистской Германии деятельность «Аненербе» была рассмотрена Нюрнбергским трибуналом. В качестве улики в зал привезли коллекцию черепов. Зиверс был приговорен к смертной казни на процессе по делу нацистских врачей и повешен. Хирт совершил самоубийство, а Вирт, отстраненный от руководства «Аненербе» после расхождения во взорах с Гиммлером еще в конце 1930-х, избежал репрессий и продолжил научную деятельность.

      Источник

      >