Штурм смертников и акул: как погиб крейсер «Индианаполис»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Штурм смертников и акул: как погиб крейсер «Индианаполис»

Штурм смертников и акул: как погиб крейсер «Индианаполис»

Wikimedia Commons

30 июля 1945 года японская подводная ладья I-58 торпедировала американский крейсер «Индианаполис». Он был последним крупным кораблем ВМС США, потопленным в период Второй мировой войны. Жертвами штурмы стали 883 человека. Вместе с «Индианаполисом» на дно ушли около 300 моряков. Многие погибли в четыре следующих дня от обезвоживания и гипотермии. Несколько десятков человек съели акулы.

Штурм смертников и акул: как погиб крейсер «Индианаполис»

      Подлодка I-58 сходила на задания под командованием капитана-лейтенанта Мотицуры Хасимото с конца 1944 года. Это была современная субмарина, способная погружаться на глубину немало 100 м. Уже после ввода в строй ее оснастили торпедами «Кайтэн», управляемыми пилотами-смертниками. I-58 несла на борту четыре такие человекоторпеды. Их военное применение, однако, было малоэффективным. В январе 1945 года подлодке не удалось нанести ущерб американским кораблям у Гуама, а в марте — при штурму у атолла Улити. В апреле I-58 вошла в отряд японских подлодок, пытавшихся помешать высадке американцев на Окинаву. Однако и сейчас субмарине пришлось больше заниматься собственным спасением, а не уничтожением боевых сил противника. «Кайтэны» если и были выпущены, мишени не достигли.

      Тяжелый крейсер ВМС США «Индианаполис» был построен еще в 1931 году.

      В морских сражениях Второй мировой войны он зарекомендовал себя как значимая и результативная военная единица американского флота. В конце июля 1945 года корабль выполнил сверхсекретную миссию по доставке на остров Тиниан компонентов атомной бомбы «Малыш», какую 6 августа американцы сбросили на Хиросиму. «Индианаполис» не был оборудован гидролокатором, что повышало его уязвимость при подводной атаке. Из-за повышенной секретности операции крейсер не имел сопровождения. Немало того, капитан корабля Чарльз Маквэй не знал, какой груз доставляет на авиабазу.

      Пути I-58 и «Индианаполиса» пересеклись запоздалым вечером 29 июля 1945 года в 400 км к северу от Палау, когда штурман находившейся в надводном положении подлодки приметил приближающийся с востока корабль. Командир Хасимото ошибочно принял крейсер за линкор «Айдахо», который уже участвовал в операциях против японцев и был им неплохо знаком. Движимый желанием отомстить, капитан-лейтенант приказал погрузиться и атаковать вражеский объект.

      Когда I-58 уже почти приблизилась к мишени, корабль внезапно изменил курс: подлодке пришлось маневрировать. В 23 часа 26 минут она выпустила шесть торпед с интервалом в две секунды. В 23:35 Хасимото приметил два попадания в правый борт крейсера. «Индианаполис» потерял ход и начал крениться. Командир I-58, однако, не был уверен, что противнику нанесен порядочный урон. Хасимото распорядился уйти на глубину 30 м, чтобы перезарядить торпедные аппараты, и повторно атаковать. Новая серия залпов добила корабль.

      В 00:27 30 июля 1945 года он перевернулся и затонул.

      «Прошло уже свыше часа после торпедирования корабля, и теперь я был уверен, что он затонул, — делился в своих мемуарах японский подводник. — Получив такие повреждения, он не мог удалиться на большой скорости, а если бы и начал уходить, то должен был находиться в пределах нашей видимости. Мне все же хотелось иметь доказательство крахи корабля, но в темноте на поверхности было очень трудно обнаружить какие-нибудь обломки. С чувством сожаления я направил лодку на северо-восток, опасаясь погони кораблей или авиации противника».

      Дискуссионным остается вопрос применения I-58 боевых средств, позволивших отправить «Индианаполис» на дно Филиппинского моря. Доживший до 2000 года Хасимото в своей книжке воспоминаний «Потопленные» категорически отрицал использование «Кайтэнов» при нападении на крейсер ВМС США, утверждая, что атаковал обычными торпедами. Пилоты-смертники якобы умоляли задействовать их ради всеобщего дела, но Хасимото не стал жертвовать людьми. По его словам, стрельба велась с дистанции 1370 м.

      Напротив, американские военные и запоздалее советские специалисты считали, что «Индианаполис» потопили именно «Кайтэны». В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что обычные торпеды достигают мишени за 40 секунд, в то время как у «Кайтэнов» это занимает несколько минут, как и произошло в скоротечной ночном бою посреди океана.

      «Наблюдая в перископ, я видал несколько вспышек на борту корабля, однако он, казалось, еще не собирался тонуть, поэтому я приготовился дать по нему второй залп, — строчил Хасимото. — От водителей торпед послышались просьбы: «Поскольку корабль не тонет, пошлите нас!» Противник, конечно, представлял для них легкую мишень, даже несмотря на темноту. А что если корабль потонет еще до того, как они достигнут цели? Однажды выпущенные, они уходили уже навсегда, потому не хотелось рисковать, жаль было губить их напрасно. Взвесив факты, я решил не выпускать на этот раз человекоторпеды».

      Как уверял Хасимото, если расположение личного состава лодки было превосходным, то «водители торпед» сильно обиделись. Один из них со слезами на глазах настойчиво спрашивал, отчего их не использовали против «Индианаполиса». Капитан успокоил смертника обещанием вскоре встретить другой корабль. Он хорошо запомнил, что японцы отпраздновали победу рисом с бобами, вареными угрями и солониной.

      За несколько минут до затопления с торпедированного «Индианаполиса» посылали отчаянные сигналы бедствия.

      Они пришагали на три станции, однако команде крейсера не повезло. Так, командир первой станции оказался пьян и не мог адекватно оценивать ситуацию, начальство второй приказал подчиненным не беспокоить его посреди ночи, а на третьей станции сигнал приняли за происки японцев.

      Вместе с кораблем погибли возле 300 человек из 1197, находившихся на борту. Порядка 880 моряков успели пересесть в шлюпки или дрейфовали в воде. На часть этих людей выпали невероятные страдания. Ожидать помощи им пришлось четыре дня. За это время около 80 человек съели акулы. Иные столкнулись с обезвоживанием, гипотермией и сильными галлюцинациями. Еды и пресной воды у них не было. Нещадно жарило солнце. Уже не веря в возможность спасения, отчаявшиеся люд сходили с ума.

      «На четвертый день паренек из Оклахомы увидел, как акула ест его лучшего друга. Он не мог этого вынести, достал нож, зажал его в зубах и поплыл за акулой. Вяще его не видели», — рассказывал позже один из выживших Шерман Бут.

      Лишь 2 августа выживших обнаружил патрульный аэроплан PV-1 Ventura. Прибывшие на подмогу достали из воды 321 человека. Четверо из них вскоре скончались.

      Трагедия крейсера явилась сделалась массовой гибелью американских военных моряков в истории.

      Выжить удалось командиру «Индианаполиса» Маквэю. Он стал единственным капитаном в истории ВМС США, посланным под трибунал за потерю корабля во время боевых действий. Его не стали наказывать, но вину не сняли. В 1968 году Маквэй кончил с собой, не вынеся позора. В начале XXI века его посмертно реабилитировали при участии президента США Билла Клинтона.

      I-58 продолжила гоняться за американскими кораблями, но без особого успеха. 1 августа она не смогла нагнать морской транспорт, а 9-го эсминец ВМС США успел уничтожить выпущенный «Кайтэн». После капитуляции Японии проведение дальнейших операций утеряло смысл. Весной следующего, 1946 года подлодку потопили артиллерийским огнем, предварительно сняв с нее оборудование. Сейчас корпус субмарины возлежит на глубине 100 м.

      «7 августа мы услышали по радио сообщение об огромных разрушениях, причиненных Хиросиме взрывом только одной бомбы. Мы на ладье не в состоянии были оценить создавшееся положение. Наш долг требовал продолжения борьбы, согласно полученным приказам, мы должны бывальщины делать все от нас зависящее, чтобы нанести противнику наибольшие потери. По-видимому, когда бомбардировщик В-29 поднялся с аэродрома Тениан, таща атомную бомбу для города Хиросима, экипаж самолета знал уже о потоплении «Индианаполиса», который доставил из США в Тениан часть этой бомбы. Экипаж самолета сделал вытекающую надпись на этой атомной бомбе: «Подарок» за души погибших членов экипажа «Индианаполис». Об этом я прочел в марте 1949 года в одном журнале», — помечал Хасимото.

      По мотивам трагической истории «Индианаполиса» были сняты два фильма: «Миссия акулы» в 1991 году и «Крейсер» в 2016-м.

      А в августе 2017 года группа штатских исследователей во главе с соучредителем Microsoft Полом Алленом обнаружила обломки корабля на глубине 5,5 км.

      «Будучи американцами, мы все должны быть признательны команде за их мужество, упорство и жертву в тех ужасающих обстоятельствах», — заявил тогда предприниматель, назвав находку исторической.

      Ключ

      >