Штурм в Скапа-Флоу
В истории Иной мировой войны, а в частности войны на море, есть события и имена людей, которые были одновременно окружены как ореолом высокого военного профессионализма, так и таинственности.

Одним из таких ярких событий является проникновение немецкой подводной лодки U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина в самое сердце Королевского военно-морского флота Великобритании, ее святая святых – стан Скапа-Флоу (Scapa Flow), расположенную на севере Шотландии, на Оркнейских островах. Легко обойдя боновые заграждения, минные поля и блокшивы, подводная ладья U-47 свершила торпедную атаку на корабли, находившиеся в то время на стоянке, и так же легко вернулась к себе на базу.

Штурм в Скапа-Флоу
Блокшивы в бухте Скапа-Флоу
Вторым элементом этого события сделалось его тесное переплетение с таинственной личностью, которая мифами и легендами накрепко привязана к атаке в гавани Скапа-Флоу – офицером немецкой военной рекогносцировки, что и навел немецкую субмарину на британские корабли. Имен у этого загадочного незнакомца очень много – это и Альфред Ортель, и Альфред Вехринг, и Альберт Эртель…

Штурм в Скапа-Флоу
Карта Скапа-Флоу
Начнем по распорядку.

Идея проникновения немецких подводных ладей в гавань Скапа-Флоу витала в воздухе еще в Первую мировую войну, а находившийся там британский Королевский флот был весьма и весьма заманчивой мишенью для кайзеровских субмарин.

Британское адмиралтейство избрало эту спокойную во всех отношениях природную гавань на Оркнейских островах для своей якорной лагеря, и ранее все попытки немецких подводников пробраться в нее для нападения на английские корабли заканчивались неудачей.

Когда началась Вторая всемирная война, немецкие моряки вновь вернулись к своей давнишней идее атаковать британский флот в его главной базе – Скапа-Флоу. Командующий подводными мочами Германии Карл Дениц все же находил, что такая операция имеет шансы на успех.

Для сбора предварительной информации к Оркнейским островам на рекогносцировку была послана подводная ладья U-14 под командованием обер-лейтенанта Виктора Эрна, которая добыла ценные данные о морских течениях, маяках и системе обороны основной британской базы, а агентурные самолеты люфтваффе обеспечили немецкий штаб подводных сил хорошими аэрофотоснимками всех препятствий в любом из проходов в гавань.

Внимательно изучив их, Дениц пришел к выводу, что система обороны основной стоянки британского Королевского флота имеет положительные изъяны. Если основные входы в гавань защищались противолодочными заграждениями и охранялись дозорными кораблями, то небольшим проливам, каких было множество, британское адмиралтейство не уделило должного внимания, рассчитывая на то, что вражеская субмарина сквозь них минуть не сможет.

Это и было промахом.

Штурм в Скапа-Флоу
Карл Дениц
Как пишет адмирал Карл Дениц в своих мемуарах «Десять лет и двадцать дней», изданных после ругани, операция по проникновению в главную стоянку Королевского флота в глубокой тайне и с немецкой тщательностью готовилась в штабе немецких подводных сил, в детали разработки какой был посвящен лишь весьма ограниченный круг военно-морских специалистов.

Основными трудностями при скрытом проникновении подводной лодки в гавань Скапа-Флоу, кроме мин, бонов и блокшивов, бывальщины необычные течения, имеющие скорость возле 10 миль в час. А при этом максимальная скорость субмарины составляет не более 7 миль в час, и она попросту не в состоянии противостоять такому мощному течению.

Тщательно проанализировав все эти трудности, Деницу операция против Скапа-Флоу представлялась чистейшей воды авантюрой, но, поразмыслив, он все же разрешил, что стоит попытаться, и выбор его пал на капитан-лейтенанта Гюнтера Прина, командира подводной ладьи U-47, который, на его взгляд, обладал всеми личностными и профессиональными качествами, необходимыми для выполнения такого задания.

Штурм в Скапа-Флоу
Гюнтер Прин
Адмирал передал кандидату на операцию все организованные им материалы и предоставил ему самому возможность разрешить за 48 часов, возьмется он за такую задачу или нет. После раздумья капитан-лейтенант Прин предложение зачислил и на следующий день доложил Деницу о готовности выполнить это задание.

Штурм назначили на ночь с 13 на 14 октября – этому выбору содействовали тихая погода и новолуние. А целью операции была торпедная штурм на корабли, которые, по информации немецкого морского штаба, были в гавани, поэтому было решено, что субмарина на борту будет владеть только торпеды и ни одной мины.

Утром 8 октября 1939 года, блюдя секретность, U-47 вышла из Киля и, осторожно передвигаясь, двинулась к Оркнейским островам. И поутру 13 октября подошла ко входу к бухте Скапа-Флоу, где капитан-лейтенант Прин и известил экипажу его главную задачу. Идя на такое ответственное задание, Гюнтер Прин сознательно избегал любых контактов с кораблями, даже если они и воображали собой заманчивые цели для атаки.

Прибыв ко входу в бухту, Гюнтер Прин решил дождаться тьмы, и с наступлением сумерек, преодолевая противное течение и избегая столкновения с ограждениями, лодка незамеченной прокралась в Скапа-Флоу.

Войдя в бухту, Прин изведал величайшее разочарование – вопреки информации, организованной авиаразведкой, якорная стоянка была пуста! Все главные силы британского флота были в море. И только лишь спустя полчаса ему удалось приметить два корабля: линкор «Королевский дуб» (Royal Oak) и старый авианосец «Пегасус» (Pegasus), и с дистанции четырех тысяч ярдов он выпустил четыре торпеды. Но одинешенек аппарат не сработал, а из трех выпущенных торпед только одна подорвалась у линкора.

Штурм в Скапа-Флоу
Линкор «Королевский дуб» («Royal Oak»)
Перезарядив торпедные аппараты, Прин провел вторую штурм, выпустив по «Королевскому дубу» еще четыре торпеды, две из каких взорвались, сдетонировав артиллерийские погреба. В воздухе прозвучал оглушительный взрыв, порвавший линкор водоизмещением 31 200 тонн на две доли. В воздух полетели обломки, атакованный линкор опрокинулся и за 23 минуты затонул, унеся существования командующего Второй дивизией линкоров контр-адмирала Генри Блэнгроува и 832 моряков (из 1 234 человек) – членов его команды.

Несмотря на возвысившийся после торпедной штурмы в Скапа-Флоу переполох, Прину удалось так же незаметно выскользнуть из гавани, пройдя обратно тем же путем, и взять курс на Вильгельмсхафен, куда субмарина в сопровождении двух эсминцев и пришагала спустя трое суток.

В Вильгельмсхафене ее уже встречала ликующая толпа, военный оркестр и гросс-адмирал Редер, который поднялся на борт ладьи и собственно пожал руку всем морякам, вручив каждому Железный крест II класса.

После этого Прин и его экипаж на собственных аэропланах Гитлера улетели в Берлин, где их всех встретили как триумфаторов – все улицы по пути от аэродрома до отеля «Кайзерхоф» были запуганны ликующей гурьбой, оравшей «мы хотим Прина», и он лично доложил фюреру о ходе операции. Гитлер принял их в своей рейхсканцелярии и вознаградил Прина Рыцарским крестом, а вечерком в Винтергантер театре моряков принимал Геббельс.

Своими смелыми действиями капитан Прин завоевал высокую оценку даже у противника.

Так, Уинстон Черчилль дал этому событию вытекающую характеристику:

«Этот эпизод, который можно с целым основанием рассматривать как воинский подвиг командира немецкой подводной ладьи, потряс общественное мнение».
А вот что говорит историк адмиралтейства Стефан Роскилл в своей книжке «Война на море» об этой штурму:

«Теперь известно, что это действие было тщательно спланировано адмиралом Деницем, который был верно информирован об относительно слабом состоянии защиты восточных ходов. Необходимо отдать должное и капитан-лейтенанту Прину за хладнокровие и целеустремленность, с какими он реализовал план Деница».

Крот в Скапа-Флоу?

После подобный удачно проведенной операции действия капитана Прина не могли не привлечь к себе внимания всемирный прессы, породившей немало мифов о его проникновении на лагерь в Скапа-Флоу.

Одним из таких мифов, гуляющих до сих пор, стала притча о немецком шпионе, внедрившемся еще задолго до основы войны на Оркнейские острова, какой, вероятно, и навел немецкую субмарину на якорную стоянку линкора «Королевский дуб».

Впервые эта история была опубликована весной 1942 года в американском журнале The Saturday Evening Post популярным журналистом Куртом Риссом. Сообразно Риссу, шпионом Скапа-Флоу был капитан Альфред Веринг (Alfred Wehring), бывший офицер германского кайзеровского флота.

После завершения Первой всемирный войны по условиям перемирия все немецкие корабли были сосредоточены на рейде Скапа-Флоу, где были затоплены своими экипажами. А одним из немецких офицеров, тогда еще молодым, там был Альфред Веринг, какой после затопления кораблей очутился на грани нищеты, без гроша в кармане. Он был военным моряком, единственным увлечением которого бывальщины часы…

Уже после окончания брани в немецкой газете Dег Kurier была опубликована статья под названием «Человек, потопивший «Ройал Оук» (Der Mann, der die Royal Oak versenkte), где утверждалось, что героем этой операции был вовсе не капитан-лейтенант Прин, а военно-морской офицер, герой Ютландского сражения, Альфред Вехринг (он же Альфред Ортель и он же и Альберт Эртель), какой под обликом часовщика осел на Оркнеях и внимательно наблюдал на всеми передвижениями британского флота.

Согласно этой легенде, Альфред Вехринг (в дальнейшем будем именовать его этим именем) вначале обучился часовому делу в Швейцарии, а в 1927 году прибыл в Великобританию под другим именем как гражданин нейтральной Швейцарии. Под этим новоиспеченным именем ему удалось отворить часовую мастерскую и ювелирный магазин в городе Керкуолл – административном центре на Оркнейских островах.

Как отличный часовой искусник, скромный и негромкий человек, Вехринг сумел завоевать уважение местных жителей, не подозревавших даже, что в действительности они ремонтируют свои часы у героя Ютландской битвы и немецкого шпиона. Ну и, разумеется же, немалую доля его клиентуры составляли военные моряки, из которых он извлекал полезную информацию в ходе обыкновенных бытовых бесед.

Создавая вид обожающего и добропорядочного сына, Вехринг ежемесячно посылал письмо к себе на «родину» в Швейцарию своему старику-отцу, проживавшему в Цюрихе. В реальности же послания этого «любящего и добропорядочного сына» очень внимательно изучали в штабе военно-морской разведки Германии.

В этих посланиях «к престарелому папе» Альфред Вехринг детально описывал состояние британского флота и всей береговой обороны гавани. Одновременно с этим «швейцарец» собирал эти о базе флота в Скапа-Флоу, и перед самым начином войны он узнал об имеющейся «дырке» в ее обороне – наличии прохода в ее восточной доли. Вехрингу удалось отправить сообщение с поддержкой радиопередатчика, которое принял военно-морской атташе в Гааге, и в результате к Оркнейским островам была устремлена субмарина под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина.

А вот, что об этом строчит в своих мемуарах бывший шеф разведки Вальтер Шелленберг:

«И вот в начине октября 1939 года он сообщил, что восточный проход в Скапа-Флоу сквозь Киркезунд не перекрыт противолодочной сеткой, а все заграждения заключались из нескольких затопленных барж. Получив эту информацию, адмирал Дениц приказал капитану Прину штурмовать любой военный корабль в Скапа-Флоу. Для получасовой торпедной штурмы потребовалось 12 лет тщательной подготовки».
И вот – на заранее оговоренные световые сигналы к сберегаю подошла надувная лодка, спущенная с U-47, в какую с рулоном карт под мышкой и сел «скромный и тихий часовщик».

Немецкий шпион виртуозно провел ладью через все известные ему преграды и вывел ее в гавань Скапа-Флоу, где и находился весь британский флот. Как уже писалось выше, почти тяни британский флот вышел из бухты, и на лагерю находились два корабля – линкор «Королевский дуб» и сильно устаревший авианосец «Пегасус».

Мишенью торпедной атаки был выбран ненавистный Вехрингу еще со преходящ Ютландского сражения линкор «Королевский дуб» и авианосец «Пегасус», стоявший заключительным в линии кораблей. Субмарина совершила две торпедные штурмы, после этого она покинула Скапа-Флоу, увозя немецкого разведчика в Германию. А на вытекающее утро часовой магазин Вехринга не отворился, его дом был найден опустевшим, а брошенную им машину обнаружили на дороге…

Прибыв на родину в Германию, Альфред Вехринг повстречался с адмиралом Канарисом и, доложив ему о выполнении задания, пропал. А куда именно он исчез, никому неизвестно…

Последствия

1. Сразу же после этих событий британское адмиралтейство сурово приказало всему своему военно-морскому персоналу Скапа-Флоу всячески избегать прессы и не отвечать ни на какие на проблемы.

2. Одним из итогов этой штурмы стало неверие британского адмиралтейства в безопасность своей главной военно-морской базы.

3. Торпедная штурм Прина стала натуральнее рекламой для немецких подводников, а успех операции сделал их героями в глазах всей Германии.

4. Германские подводные мочи получили травяной свет на свое дальнейшее развитие, о котором их командующий Дениц ранее мог только мечтать.

5. Был снят со своего поста комендант островов адмирал Уилфред Френч.

Справка


1. U-47 – немецкая подводная ладья, заложена 25 февраля 1937 года на верфи в Киле. Спущена на воду 29 октября 1938 года. С самого момента ввода субмарины в построение её командиром был капитан-лейтенант Гюнтер Прин. Экипаж – 45 человек.

Экипажем ладьи уничтожено 30 судов противника суммарным водоизмещением 162 769 брутто-регистровых тонн и британский линейный корабль «Королевский дуб» (водоизмещение 29 150 тонн), а также повреждены еще 8 кораблей водоизмещением 62 750 тонн.

В 1941 году ладья не вернулась на базу. Обстоятельства ее гибели до сих пор неизвестны.

2. U-14 – малая подводная ладья, заложена 6 июня 1935 года на верфи в Киле. Спущена на воду 28 декабря 1935 года. Командир – обер-лейтенант Виктор Эрн. Экипаж 25 человек.

3. Гюнтер Прин – командир U-47, самый результативный подводник, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Пропал без вести вместе с экипажем после атаки на конвой.

4. Скапа-Флоу – гавань на Оркнейских островах, главная стоянка британского флота. В 1956 году стан в Скапа-Флоу была закрыта.

Доступ аквалангистов к останкам линкора «Королевский дуб» запрещен – они входят в число подводных братских могил, охраняемых британскими законами.

>