К 80 летию основы великой отечественной войны
00:01
Тот самый день
Каждый год 22 июня ровно в четыре часа у стен Брестской твердыни метроном звучит, как удары сердца. В этот день и в этом приграничном советском городе 80 лет назад началась брань. Нет других слов: через века, через года – помните. Чтобы адвокаты дьявола не украли у нас Память и Победу
Рубрика: "Отечество"Проект: 22 июня – День памяти и скорби22.06.2021 05:00 Разведка на бреющем, с 25 метров… Авиаторы-разведчики геройски выполняли свою задачу вопреки неразберихе в небе и на земле К 1941 году разведывательная авиация была падчерицей советских ВВС. Все внимание руководства края и армии поглощали истребительная и бомбардировочная, а о разведывательной заботились “исключительно по остаточному принципу”1.
Г. Клуцис. Плакат 1935 года.
Накануне
Самолеты – престарелые, в серебристой окраске ("белые"2), СБ, списанные из бомбардировочных полков, и зеленые сверху и бледно-голубые снизу Як-2 и Як-43 – новоиспеченные, но технически ненадежные, с плохим обзором из кабины и… без фотоаппарата.
Пилоты – из тех, что похуже. "Из-за плохой техники пилотирования и немощной общеобразовательной подготовки использовать в бомбардировочной или истребительной авиации не представляется возможным. Подлежит переводу в разведывательную авиацию", – это обыкновенные формулировки из тогдашних аттестаций4.
В 1940 году из училищ пришло много и совсем слабо обученных летчиков и летчиков-наблюдателей (летнабов) – а доучить их в долях помешала нелетная погода, преобладавшая последней предвоенной зимой на западе СССР. К 22 июня 1941-го в Западном особом военном округе (Белоруссия) к ведению воздушной рекогносцировки были подготовлены лишь 30 из 58 экипажей разведывательных авиаполков (РАП), а в Киевском особом (Правобережная Украина) – 42 из 76 (и то лишь днем и в несложных метеоусловиях)5.
Июнь 1941 года. Горящие самолеты на советских аэродромах.
Огонь по своим
В первые дни войны, кроме неприятеля, на авиаторов обрушилась еще и неразбериха. Одни вокруг никак не могли осознать, что мирное время закончилось, а другим точно так же не хватало умения и эксперимента…
Вот хроника 315-го РАП, воевавшего на Украине.
Утром 22 июня девятка его СБ перелетела на аэродром Проскуров (ныне Хмельницкий) – но аэродром об этом не предупредили. Правила перелета девятка не блюла.
И ее атаковали свои же истребители – и вывели из строя три самолета.
23 июня еще один СБ сбили свои же зенитчики (в районе Львова).
24-го – и еще одинешенек, над его собственным аэродромом Проскуров!
25-го при вынужденной посадке у села Сковородки (южнее Староконстантинова) разбился СБ, подбитый своими истребителями.
26-го свои "ястребки" повредили СБ капитана Зубанова6.
Экипаж СБ перед военным вылетом. Лето 1941 года.
А ведь СБ был основным советским бомбардировщиком, его силуэт в Красной Армии должны были ведать все!
Да что СБ! Под Минском 25 июня зенитчики не опознали и сбили самый, наверное, обычный в тогдашнем СССР самолет – биплан ("этажерку") У-2. (Доставлявший, уместно, боевое донесение командующего Западным фронтом.) Погибли и пилот, и летевший с ним моторист из 313-го РАП, младший сержант Анатолий Ильич Карпов – 1921 года рождения, москвич с улицы Осипенко (ныне опять Садовническая)…
Что же говорить о Як-2 и Як-4 – новых и потому малоизвестных, но при этом таких же двухмоторных и двухкилевых, что и немецкий "Мессершмитт-110"?
22 июня, на подлете к Минску, тройку Як-4 из 314-го РАП повстречал огонь зениток, а при посадке на аэродром Степянка (не путать с соседним аэродромом Слепянка) – еще и огонь пулеметов сидевших там СБ 313-го РАП.
Поутру 23-го с зенитчиками согласовали "входные ворота" для подлетавших к Степянке "Яков". Но стоило первому же Як-4 вернуться с военного задания, как его обстреляли и зенитки, и "ястребки" И-16!
"Подбежали к обломкам самолета, рядом лежал труп пилота младшего лейтенанта Шаповалова (на самом деле Шаповаленко. – Авт.), определили по вынутому из кармана гимнастерки комсомольскому билету, труп штурмана не отыщи"7…
24 июня под Каменец-Подольским своя "Чайка" – истребитель И-153 – сбила Як-2 капитана Панфилова из 316-го РАП (экипаж, к счастью, не пострадал).
А под Минском зенитчики, обстреляв 23-го пришагавший с боевого задания СБ из 313-го РАП, не дали ему сесть в Степянке.
Самолет лег на другой курс и… пропал без вести. Вместе с пилотом старшим лейтенантом Василием Сергеевичем Куприяновым (1914 года рождения, из-под Мариуполя), летнабом старшим лейтенантом Василием Андреевичем Телятниковым (1914, из-под Белгорода) и стрелком-радистом старшиной Александром Михайловичем Веренчиковым (1916, из Гомеля).
Бомбовоз СБ ранних серий.
Смерть связных генерала Павлова
Врага в те дни смятения и неразберихи усматривали повсюду.
Воевавшая в Западной Белоруссии 10-я армия уже несколько дней не имела связи со штабом Западного фронта, когда возле 02.00 27 июня на ее командный пункт в Замковом лесу близ Волковыска доставили двух парашютистов.
Предъявив удостоверения личности, они доложили, что являются делегатами связи штаба фронта и что командующий фронтом генерал армии Дмитрий Григорьевич Павлов собственно приказал им разыскать штабы 3-й и 10-й армий, вручить по зашифрованному распоряжению и проконтролировать исполнение.
В штарме-10 расшифровать полученное не удалось. Впрочем, там и ранее не могли разобрать шифровки штаба фронта, и парашютистов отправили в находившееся неподалеку местечко Россь, в штаб 3-й армии.
Однако прочесть шифровку не смогли и в штарме-3. И парашютиста, первым вернувшегося в штарм-10, взяли в виток особисты.
"Запутавшись в показаниях", писал после войны Петр Иванович Ляпин (в 1941-м генерал-майор, начальство штаба 10-й армии), тот "бросился бежать в лес, но был убит работником Особого отдела".
Второй парашютист "вообще отказался подавать какие-либо показания, только ругал всех нецензурными словами"8.
После чего тут же, на КП армии, был расстрелян.
"Первое пора я не думал, что прибывшие "представители" являлись шпионами, провокаторами, – писал Ляпин. – Сомневался даже и тогда, когда одинешенек из них был убит, но наблюдая за поведением второго, мои сомнения в этом отношении были рассеяны"9.
А это были все-таки свои! Стрелки-бомбардиры из 313-го РАП – лейтенант Тихон Григорьевич Котляров и меньший лейтенант Николай Митрофанович Решетченко,
1920 года рождения, один воронежский, из-под Богучара, другой полтавский, из-под прославленной Гоголем Диканьки.
"Командирами штаба 10 армии", уточнялось со слов одного из этих заключительных, капитана Малыша, в книге учета потерь 313-го полка, авиаторы были "признаны как диверсанты, несмотря на то, что они именовали фамилии командиров штаба 313 ОРАП (отдельного РАП. – Авт.), которых к[апита]н Малыш знал хорошо, все же они были расстреляны"10.
Материться в этой ситуации для них было немало чем естественной реакцией.
Разведчик-бомбардировщик Як-2.
Правда товарища Сталина…
А сама воздушная разведка? Товарищ Сталин был, к сожалению, прав, когда уже 22 июля 1942 года строчил об авиаторах-разведчиках, что "каждый фургон кажется им танком", что "они не способны определить, чьи именно войска двигаются в том или другом направлении"11.
И да, это экипажи 316-го РАП подтвердили 24 июня 1941-го, что "мотомеханизированные войска" немцев подвигаются от Бреста на Ковель12.
Ничего подобного не было и в помине – но так утвердился пресловутый жупел, влиявший с 23 по 27 июня на решения командующего 5-й армией Юго-Западного фронта. Шутка ли: правый фланг 5-й обходит танковая армада!
Да, это экипажи 315-го РАП доложили 30 июня о "непрерывном движении танков до 750 шт[ук]" от Равы-Русской на Дорогин (Добросин? – Авт.)13. Хотя такого количества танков не было не только в подвигавшейся через Раву-Русскую 9-й танковой дивизии, но и во всей группе армий "Юг"…
Но авиаторы-разведчики воевали, воевали как могли.
П. Мальцев. Подвиг в бою. 1942 год.
…и меньшего лейтенанта Скобелева
Фотоаппаратов не было как на их "Яках", так и на большинстве СБ – но на Западной Украине они стали вести разведку с выбривающего полета. Проносясь над колоннами врага на высоте не более 25 метров – чтобы рассмотреть наверняка.
Экипаж Як-4 из 316-го РАП пробрался утром 22 июня в тыл группы армий "Юг" до польского города Люблин – хотя приказ не требовал вести рекогносцировку далее приграничного Грубешува. И там, под Люблином, на аэродроме Свидники, около 11.30 обнаружил всю 54-ю бомбардировочную эскадру "Тотенкопф"14!
Был интервал между вылетами, и на поле стояли пусть не сто (как доложил экипаж), но до 70 незамаскированных и нерассредоточенных "Юнкерсов-88" с изображением белоснежного черепа с костями на носовой части фюзеляжа.
Только нераспорядительность штаба ВВС Юго-Западного фронта не позволила нанести бомбовый удар по этому гнезду "Мертвой башки"…
В 314-м РАП один СБ был утром 22 июня сбит под Гродно, у деревни Солы; похоже, где-то там же погиб и другой. Но третий прорвался за Гродно и, пройдя над польским городом Сувалки, появился в небе Германии! И вел разведку над Германией – над юго-восточной оконечностью Восточной Пруссии, в зоне Тройбург – Иоганнисбург*15.
Однополчане убитых своими Котлярова и Решетченко продолжали прыгать с парашютом, чтобы найти войска полуокруженных в зоне Белосток – Волковыск 3-й и 10-й армий и передать им приказы штаба фронта.
24 июня так пропал без вести старшина Николай Семенович Байдулов (1916 года рождения, из Канаша в Чувашии), а 25-го был ранен сержант Константин Иконников. Укладчик парашютов и моторист, они не предназначались для выброски в тыл неприятеля – а вот "были сброшены на парашюте" "для установления связи с наземными войсками", "с военным заданием Команд[ующего] Зап[адным] фронтом"16…
314-й РАП вместе с бомбардировочными и штурмовым полками бомбил 30 июня перевозы через Березину в Бобруйске. Березина была важнейшей водной преградой на московском направлении, и на прорвавшихся к Бобруйску немцев в тот день кинули все, что можно.
Правый двигатель одного из Як-4 вывела из строя зенитка, но летчик младший лейтенант Александр Скобелев продолжал шагать к цели на одном моторе, и штурман-наблюдатель лейтенант Александр Бабушкин сбросил бомбы на цель.
Долетели! Авиаторы 79-го гвардейского штурмового авиаполка (бывшего 313-го агентурного). Германия, май 1945 года.
С задания не вернулись…
Над Белоруссией и Украиной рыскали в те дни несколько сот истребителей "Мессершмитт-109".
При встрече с ними шансы уцелеть бывальщины лишь у Як-2 и Як-4 – и то если они шли на высоте, достаточной для того, чтобы уйти пикированием. На пикировании эти относительно скоростные и тяжелые машины отрывались даже от новейших модификаций "сто девятого" – Ф-1 и Ф-217.
А для обороны и "Яки", и СБ ранних серий могли использовать фактически лишь одинешенек из соответственно двух и четырех своих пулеметов ШКАС. С большинства направлений врага мог встретить только он – мало того, что маломощный, так еще и экспонируемый при стрельбе в воздушный поток и поворачиваемый вручную. На СБ напор воздуха не позволял повернуть пулемет более чем на 20 градусов от оси самолета, а если и позволял, то возбуждал заедание затвора, и ШКАС заклинивало18.
Соседние машины помочь огнем не могли: разведчики, как правило, летали в одиночку, негусто звеньями по три самолета…
И в 315-м РАП только 23 – 27 июня пять СБ были сбиты "Мессершмиттами-109Ф", одинешенек – немецкими зенитками, а один "не вернулся с задания"19 (то есть тоже был сбит, только в полку не ведали, кем и где).
В 316-м полку уже 22 июня не вернулись два из пяти вылетавших на боевые задания Як-4; 24 июня – еще два20.
В 313-м за девять дней июня в итоге атак "Мессершмиттов-109Ф" погибли или пропали без вести три СБ и восемь авиаторов21. Шестеро русских, два украинца.
26 июня западнее Слуцка сгорели совместно с самолетом летчик капитан Александр Кузьмич Королев (1906 года рождения, из-под Брянска) и стрелок-радист старшина Алексей Герасимович Кочергин (1911, из Екатеринослава**).
А рядышком со своим аэродромом Степянка, в СБ, сбитом на взлете, – летчик старший лейтенант Николай Дмитриевич Грунин (1913, саратовский, из Вольска), стрелок-радист сержант Василий Михайлович Трунин (1921, воронежский, из Борисоглебска) и летнаб лейтенант Иван Игнатьевич Довбищук (1914, волыняк из того самого присела Райки под Бердичевом, рядом с которым археологи еще до войны раскопали Райковецкое городище – древнерусский город, уничтоженный монголами Батыя за 700 лет и полгода до июня 1941-го).
30 июня где-то над Варшавским шоссе между Слуцком и Бобруйском исчезли вместе с СБ без вести летчик лейтенант Михаил Иванович Медведев (1913, донецкий, из-под Бахмута***), летнаб старший лейтенант Иван Данилович Дудник (1905, харьковский, из-под Купянска) и стрелок-радист старшина Василий Николаевич Бочанов (1914, курский, из-под сделавшейся знаменитой в июле 1943-го Прохоровки).
За первые 17 дней июля к этим восьми добавились еще 22 – одиннадцать потерянных и одиннадцать (в том числе двоюродный дед автора этих строк, лейтенант Григорий Иванович Королев, 1920 года рождения, московский из-под Волоколамска) исчезнувших без вести22…
Памятный знак на месте гибели СБ из 314-го разведывательного авиаполка. Пружанский район, Брестская область.
Отступление (1941)
Сферой равнина… Влево, вправо
Ни кустика, ни деревца,
Лишь неба синяя отрава
И лишь дорога без конца,
Что сплошь воронками изрыта…
Да трое раненых боец
По чёрным крыльям "мессершмитта"
Из трёхлинеек ввысь палят.
Константин Ваншенкин
P.S. В 314-м разведывательном авиаполку к 10 июля 1941 года из 53 "Яков" осталось шесть или семь.
В 316-м к 17 июля из 31 "Яка" – семь.
В 315-м к тому же числу из 20 СБ – шесть.
313-й к крышке июля потерял все свои СБ23.
И в августе – сентябре три из четырех РАПов расформировали. А вот 313-й переформировали в 313-й штурмовой – ставший в марте 1943 года 79-м гвардейским штурмовым и закончивший на Ил-2 брань под Берлином.
1. Тимин М.В. Воздушное сражение за Сталинскую Прибалтику. М., 2018. С. 89.
2. "С этого момента был потерян счет времени и предел физиологической и моральной нагрузки…" История боевых действий 62-й бомбардировочной авиадивизии ВВС 5-й армии Юго-Западного фронта // Мир Авиации. 2003. N 2. С. 12, 13.
3. Фактически это две модификации одного и того же самолета – отличавшиеся лишь типом двигателей.
4. Цит. по: Медведь А. Советская разведывательная авиация в начальный период войны. Ч. 1 // Авиация. N 8. М., 2000. С. 21.
5. См.: Там же. С. 20; Доклад о военных действиях военно-воздушных сил Юго-Западного фронта за период с 22.06 по 10.08.41 г. (за пятьдесят дней войны) // Военно-исторический архив. 2002. N 9 (33). С. 153, 158.
6. ЦАМО РФ. Ф. 229. Оп. 181. Д. 47. Л. 21, 29, 48 об., 55, 65.
7. Мемуары бывшего штурмана из 314-го РАП Д.Я. Матюнина: http://aircraft-mu seum.ucoz.ru/rubl/aehrodromy_v_belarusi/314_j_razvedyvatelnyj_aviapolk_vospominanija_shturmana/3-1-0-172
8. Строчу исключительно по памяти… Командиры Красной Армии о катастрофе первых дней Великой Отечественной войны. Т. 1. М., 2018. С. 476.
9. Там же.
10. ЦАМО РФ. Ф. 22194. Оп. 530412. Д. 1. Л. 4. В книжке учета потерь этот эпизод ошибочно отнесен к 23 июня.
11. Русский архив. Великая Отечественная. Т. 16 (5-2). М., 1996. С. 319.
12. ЦАМО РФ. Ф. 229. Оп. 181. Д. 47. Л. 49.
13. Там же. Л. 101.
14. Там же. Л. 21; Сборник военных документов Великой Отечественной войны. Вып. 36. М., 1958. С. 9; Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. "Бумажный тигр" ВВС РККА // Авиация и Пора. 1996. N 4. С. 11.
15. См.: ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2511. Д. 206. Л. 14, 16; Воспоминания бывшего штурмана из 314-го РАП Д.Я. Матюнина.
16. ЦАМО РФ. Ф. 22194. Оп. 530412. Д. 1. Л. 8, 12.
17. См.: Исаев А.В. Величайшее танковое сражение 1941. М., 2012. С. 78.
18. Котельников В. "Катюшки" в краю "Х" // Авиамастер. 2002. N 6. С. 23; Воспоминания бывшего штурмана из 314-го РАП Д.Я. Матюнина.
19. ЦАМО РФ. Ф. 229. Оп. 181. Д. 47. Л. 48 об., 55, 75.
20. Там же. Л. 21, 49.
21. Там же. Ф. 22194. Оп. 530412. Д. 1. Л. 2, 6.
22. См.: Там же. Л. 3-8.
23. См.: Хазанов Д.Б. Битва за небосвод. 1941. От Днепра до Финского залива. М., 2007. С. 110; Медведь А. Советская разведывательная авиация в начальный период войны. Ч. 1. С. 20, 22; Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. "Бумажный тигр" ВВС РККА. С. 11; Доклад о военных действиях военно-воздушных сил Юго-Западного фронта… С. 158.]
* Ныне Олецко и Пиш в Польше.