Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока

Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока

Человечий глаз «любит» математику, автоматически записывает в категорию прекрасного то, что подчинено определенным законам. Для современной цивилизации это все еще новое, в чем-то даже революционное знание. Оно приподняло завесу над винами популярности и даже бессмертия некоторых произведений искусства – просто их создавали, вероятнее всего, интуитивно, в соответствии с определенными формулами или закономерностями. Но вот искусника древнего мира, похоже, применяли эти знания вполне осмысленно. А если и нет, почему бы не пофантазировать на эту тему?

Фракталы в искусстве

Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока
Гипнотическое воздействие на зрителей полотен Джексона Поллока, возможно, связан с тем, что на них вовсю используется эффект фрактала

Взглянув на одну картину, зритель заскучает и пойдет дальней, увидев другую – застынет в восхищении. Дело тут не в точности или «похожести» изображенного на холсте, а скорее, в «подобии», причем подобии математическом. Про эффект золотого сечения, соотношения двух долей одного целого, известно – его использовал в своих картинах еще Леонардо да Винчи. Благодаря последовательности Фибоначчи цветок розы или морская раковина выглядят безупречно отличными. А еще в восприятии произведения искусства важен момент узнавания части в целом, самоподобие. Это делает образ по меньшей мере гармоническим, а в лучшем случае – идеальным.

Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока
Раковина красива потому, что соответствует математическим правилам?

Да, приходится признать: мы любим не столько хаос, сколько закономерности в искусстве, осознаем это или нет. Разглядывать снежинку, ее фрагменты можно будет долго – она кажется идеальной. Как и пчелиные соты, как и морские кораллы, или даже облака. Это не случайно – так природа демонстрирует глазам человека красивость фракталов.
Фрактал – термин математический, но это не мешает ему описывать и далекие от абстракций явления и предметы. Так называют объекты, в которых доли похожи на целое. В природе встречается немало таких фракталов, но интересно то, что довольно часто примеры этих подобий можно увидать в творениях человеческих рук, причем в творениях многовековой давности.

Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока
Фракталы довольно часто встречаются в природе

Возможно, ученым все видится в товарищем свете, где таинственного в следах ушедших цивилизацией не так много, но для дилетанта, для человека, интересующегося историей на уровне хобби, довольно очевидно: древние люд как-то чрезмерно активно применяли математику, причем удивительнее всего то, что они же ушли в небытие, так и не придумав, например, колесо, или не догадавшись о существовании бактерий. Как тут винить созидателей эзотерических теорий о сверхцивилизациях гигантов и атлантов?

Боги, земледелие и архитектура

Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока
Мачу-Пикчу – город инков в горах. Название, это инками, как и период основания, неизвестны

Немало загадок оставили цивилизации Северной и Южной Америки. Получится ли их разгадать – проблема непростой. Сложность заключается, например, в том, что в империи инков, крупнейшем из государств Южной Америки, не знали письменности. Вообще сообщая, довольно многое осталось недоступным для инков – все то же пресловутое колесо. Но при этом племенам, жившим на территории нынешнего Перу, бывальщины известны уникальные технологии – данные, как верили инки, богами.
Одной из них стало земледелие. Ничего похожего на славянские подсечно-огневые методы обработки земли. Инки растили урожаи на склонах гор. Там строили террасы, использовали каменные блоки, делали дренаж, приносили – вручную – плодородную почву из долин. Тяглового скота не было – землю возделывали примитивными орудиями, вроде мотыги. Для орошения сооружали каналы, вода в них поступала из горных рек.

Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока
Земледелие индейцев Южной Америки было раскручено: успех связывали с милостью Солнечного божества

Такая технология была исключительно эффективна – выращенного с избытком хватало на все народонаселение империи. Инки возделывали до сотни культур, включая картофель, табак, хлопчатник, кукурузу. Интересно, что возраст той кукурузы, что культивируется человеком, составляет, по кое-каким данным, несколько тысяч лет – она была выведена из растения, которое мало похоже на привычный сейчас продукт – плодами бывальщины маленькие початки не больше четырех сантиметров в длину.
Кукуруза вдохновила южноамериканские цивилизации и на создание уникальных в своем роде архитектурных шедевров, выстроенных без использования цементного раствора, но при этом переживших столетия (а может, и больше). Речь о полигональной кладке, которую тоже, как гласили предания, инки переняли у богов.

Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока
Кориканча – Храм Солнца, разрушенный европейскими колонистами

Математика на службе индейцам

Полигональная кладка предполагает использование камней различного размера, когда обработке подвергается только поверхность стыков. Камни укладываются в такие прочные конструкции, что не требуют добавочных скрепляющих материалов. Взять город Тиуанако – который поражает воображение даже без обращения к типу кладки. Когда был выстроен город – точно не известно, самые смелые предположения относят начало возведения отдельных объектов к столетиям до новой эры. Тиуанако имел большенное значение для мифологии инков.

Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока
Полигональная кладка – камни неправильной формы и разного размера

Храм Кориканча, таинственный Мачу-Пикчу, вообще масса сооружений доколумбовых цивилизаций язык не повернется назвать примитивными. Одна их способность противостоять времени вызывает восхищение, но, кроме этого – еще и изумительная гармоничность отдельных элементов и целого. И, как ни крути, а полигональная кладка уж слишком напоминает расположение зерен кукурузы – и от этого лишь выигрывает в эстетическом смысле.

Что всеобщего между кукурузой, архитектурой инков и картинами Поллока
И то, что могло вдохновить древних строителей на технологию – зерна кукурузы

Империя инков существовала возле четырех веков, опиралась на оставленные не то богами, не то предшествующими цивилизациями технологии. В XVI веке, с приходом европейцев, государство прекратило свое существование, покинув после себя огромное количество тайн и легенд – в том числе и о мифическом городе Пайтити, скрывающем, по легенде, золото инков.