Драгоценный крейсер: как СССР утерял пять тонн золота в Ледовитом океане
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Драгоценный крейсер: как СССР утерял пять тонн золота в Ледовитом океане

Драгоценный крейсер: как СССР утерял пять тонн золота в Ледовитом океане

Хотя еще к осени 1941 года стало ясно, что немецкий план блицкрига сорвался, Советский Союз продолжал остро нуждаться в материальной помощи союзников, поступавшей по ленд-лизу. Оружие и боевая техника, а еще продовольствие, нефтепродукты, станки, металлы, каучук и текстиль — без итого этого армия и население СССР испытывали бы куда большие трудности. Товары с Британских островов доставлялись в советские порты Мурманск и Архангельск. Всем нам неплохо известны караваны PQ, об одном из которых (самом неудачном) написал В. Пикуль. Но были и обратные.

Караван QP-11

Помощь союзников была, разумеется, не безвозмездной. Обратные караваны, которые носили индекс QP, соответственно, везли в Великобританию в основном лес. Но иногда случались и более ценные грузы. Так, так, сформированный в апреле 1942 года обратный караван QP-11, помимо древесины, был «укомплектован» 93 ящиками, о содержимом каких в официальных сопроводительных документах информации не было.

В артиллерийском погребе флагманского крейсера «Эдинбург» было запрятано 465 золотых слитков всеобщим весом почти пять с половиной тонн и оценочной стоимостью 460 млн рублей в пересчете на сегодняшние деньги. Правда, то ли информация о грузе просочилась сквозь немецкую агентурную сеть, то ли сыграла роль роковая случайность. Но немецкая авиация очень внимательно отнеслась к поискам каравана и уже на вытекающий день после своего отправления из Мурманска, 29 апреля 1942 года, он был обнаружен.

Нападение на караван

Информация о местопребыванье и курсе каравана была передана в Управление Кригсмарине и для уничтожения транспортных судов и конвоя противника были отправлены семь подводных ладей, среди которых и U-456 капитан-лейтенанта Макс-Мартина Тайхерта. Именно он стал злым гением для командующего конвоем и крейсером «Эдинбург» адмирала Бонэм-Картера.

30 апреля караван был торпедирован. Адмирал вначале решил отбить атаку вместе с эсминцами и вступил в бой с «волчьей стаей», но, понимая ценность груза, изменил свое решение и пошел на прорыв, направляясь в сторонку Исландии. Несмотря на выполнение всех необходимых противолодочных маневров, «Эдинбург» практически наткнулся на затаившуюся U-456. Макс-Мартин Тайхерт воспользовался даром судьбы и выпустил в сторону крейсера две торпеды. Обе попали в цель, практически полностью лишив крейсер подвижности. Но на плаву он еще оставался. На поддержка флагману выдвинулись два британских эсминца, которые отогнали подлодки и, взяв крейсер под эскорт, направились вместе с ним обратно — в Мурманск. Еще была чаяние спасти и корабль, и груз.

Но немцы не собирались так просто оставлять жертву, и уже 2 мая она была обнаружена и опять атакована теперь уже при поддержке трех немецких эсминцев. И желая «Эдинбург» отважно отстреливался и вывел из боя германский флагман, третье попадание торпеды сделало невозможным продолжение пути в Мурманск. Чтобы груз не пришёлся врагу, крейсер торпедировали и затопили свои же эсминцы, предварительно приняв команду.

Возвращение золота

После войны пункт затопления «Эдинбурга» было объявлено массовым захоронением моряков, а потому по закону никаких поисково-спасательных работ там проводиться не могло. Но золото манило своей ценностью, и в 1981 году правительствам СССР и Великобритании удалось условиться о совместной операции. Почти все золото (за исключением 34 слитков) было поднято. 45% от его стоимости досталось компании, выполнявшей спасательные труды, 2/3 оставшегося отошли СССР, остальное – Британии. Спустя пять лет при повторной операции удалось достать еще 29 слитков, оставшееся золото так и не было отыскано.

>