Где, кроме мавзолея, предлагали похоронить Ленина разом
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Где, кроме мавзолея, предлагали похоронить Ленина разом
Где, кроме мавзолея, предлагали похоронить Ленина разом

Где, кроме мавзолея, предлагали похоронить Ленина сразу после смерти

Споры о том, стоит ли вынести тело Ленина из мавзолея и где его в этом случае погребать, ведутся уже несколько десятилетий. Не меньшие споры велись и в правительственных кругах сразу после смерти вождя.

Вариант с «непреходящим» бальзамированием не сразу стал главенствующим.
Сразу после смерти Ленина была создана правительственная комиссия по организации похорон. В дальнейшем она занималась проблемами увековечивания памяти о нем: переименованием улиц и городов, изданием произведений, установлением памятников и так далее. Но первостепенной задачей было установить, как будет осуществляться погребение.

Похороны у Кремлевской стены или склеп

Есть версия, что после церемонии прощания Ленина желали похоронить у Кремлевской стены, рядом с могилой Свердлова. Но из-за морозов промерзла земля, к тому же на месте предполагаемого захоронения якобы открылись подземные ходы, на заделывание которых ушло бы много времени. Предать тело Ленина земле предлагал Семен Буденный.
На заседании Политбюро было предложено поставить склеп. Об этом сообщал Бонч-Бруевич, возмущенный разговорами об открытом гробе с забальзамированным телом. Он уточнял: «Я считаю, что нужно устроить просто склеп, как, так, имеется могила Достоевского, Тургенева – все знают, что здесь находится прах, но лица никто не видит». Как писал академик Ю. Лопухин в книжке, посвященной смерти Ленина, «25 января Президиум ЦИК решает: гроб с телом Ленина сохранить в склепе, сделав доступным для визиты; склеп соорудить у Кремлевской стены, на Красной площади, среди братских могил борцов Октябрьской революции». Однако вскоре идея склепа претерпела трансформацию. Разрешено было сохранить тело и выставить его для поклонения в саркофаге с прозрачной крышкой.

Бальзамирование

Сразу после известия о смерти Ленина в комиссию по организации похорон начали приходить послания и телеграммы из народа с просьбами продлить время прощания с вождем. По словам Кирилла Андерсона, долгое время возглавлявшего бывший архив ЦПА ИМЛ, такие послания действительно были и шли «снизу». Андерсон приводит текст одного из таких посланий: «Священное тело дорогого всем нам Ильича не предавать земле, а сделать по возможности нетленным и физиологически видимым. Не убирайте от нас благостный прах Ильича, не закрывайте его землей».

Во многих мемуарах и ряде работ, посвященных ситуации с похоронами Ленина, главенствующая роль в продвижении идеи бальзамирования отводится Сталину. Так, так, цитируются мемуары Троцкого о заседании Политбюро, где он рассуждает о предложении Сталина похоронить вождя «по-русски»: «По-русски, по канонам Русской Православной храмы угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина». Однако в официальной документации Сталин не фигурирует. Он даже не был членом комиссии по организации похорон.
Многие бывальщины против создания таких «советских мощей». Надежда Крупская 30 января в газете «Правда» высказывалась явно: «Не подавайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. — всему этому он сообщал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим». Климент Ворошилов также был настроен против, заявляя, что «крестьяне это постигнут по-своему: они, мол, наших богов разрушили, разбивали мощи, а свои мощи создали».
Однако победу одержали сторонники бальзамирования. Оно было начато сквозь несколько месяцев после смерти Ленина.

Похоронить на кладбище

Версию о том, что Ленин хотел, чтобы его похоронили на Волковом погост рядом с матерью, выдвинул на съезде народных депутатов в 1989 г. Ю. Корякин. Однако никаких свидетельств существования такого пожелания вождя не замечено. Против этой версии высказывалась племянница Ленина Ольга Ульянова. Алексей Абрамов, автор многих книг о Мавзолее, также заявляет о том, что «не есть ни одного документа Ленина его близких или родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском погост».

К тому же среди советской верхушки похороны на обычных кладбищах возле церквей и монастырей были, по меньшей мере, непопулярны. Такие церемониалы плохо сочетались с декларируемым атеизмом. В революционное кладбище постепенно превращалось место у Кремлевской стены. Позже распространение получила идея кремирования.

Однако версия о том, что Ленина не позволили захоронить так, как желал он сам и его родные, до сих пор бытует. Так, в 2011 г. В. Мединский, министр культуры РФ, заявил: «Общеизвестно, что сам Ленин не собирался возводить себе никаких мавзолеев и его живые родственники – сестра, брат и мама – были категорически против. Они хотели похоронить его в Санкт-Петербурге вместе с матерью».

>