«Глумления и оскорбления»: как ликвидировали святые мощи
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Глумления и оскорбления»: как ликвидировали святые мощи

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

«Глумления и оскорбления»: как ликвидировали святые мощи

Wikimedia Commons

20 июля 1920 года советское правительство приняло постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Так завязался второй этап процесса по вскрытию ковчежцев и рак с останками православных святых в рамках антирелигиозной кампании. Некоторых представителей духовенства воли после проверки мощей обвинили в шарлатанстве и репрессировали.

«Глумления и оскорбления»: как ликвидировали святые мощи

      Советская власть приступила к вскрытию святых мощей, хранившихся в православных святилищах и монастырях, с началом антицерковного курса в 1918 году. Если обнаруживалось, что останки плохо пережили время, атеисты заявляли о сознательном надувательстве верующих, используя факты для своей пропаганды. Волна вскрытий мощей началась в ноябре того года после обнаружения вместо мощей Александра Свирского восковой куклы. Этот случай размашисто освещался в советской печати. Впрочем, сегодня существует версия о фальсификации инцидента с целью дискредитации Русской православной храмы (РПЦ).

      Первоначально центральное руководство всеми способами демонстрировало, что не является вдохновителем кампании, а инициатива якобы идет от возмущенных надувательством граждан.

      Одним из главных идеологов религиозной политики был высокопоставленный сотрудник Наркомата юстиции Петр Красиков. Он возглавлял 8-й отдел ведомства, ответственный за проведение в житье декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Ради решения поставленных задач Красиков не останавливался перед применением мочи.

      По мере укоренения большевистского режима на местах и успехов Красной армии на фронтах Гражданской войны, кампания по вскрытию мощей, нередко перераставшая в разграбление церковного имущества, была законодательно закреплена. В марте 1919 года РКП(б) по предложению Красикова одобрила программу по проведению на общегосударственном степени мер, ведущих к «полному отмиранию религиозных предрассудков и церкви».

      В процессе развертывания кампании в центральные органы власти — Совнарком и ВЦИК нарастал поток сетований верующих на оскорбление их религиозных чувств. В тех случаях, когда вскрытые раки оставались в храмах и монастырях и доступ населения к ним был отворён, продолжалось почитание святых мощей: при большом стечении верующих служились акафисты и молебны.

      Реагируя на происходящее, советское правительство возложило Наркомюсту найти пути решения «проблемы». 20 июля 1920-го Совнарком РСФСР принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе» (причем в различных источниках встречается и альтернативный вариант даты – 30 июля). В этом документе была сформулирована пропагандистская мишень – «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел». Иными словами, речь шла об уничтожении почитания святых мощей среди православного народонаселения Советской России.

      «Мощи не выбрасывались, как это описывается в тенденциозной литературе, а либо сохранялись в музеях, либо предавались земле», — отмечается в статье юриста Марины Белоусовой «Нормативное регулирование кампании по вскрытию и ликвидации мощей в РСФСР 1919-1920».

      Отдельный ковчежцы и раки после освидетельствования действительно попали в государственные музеи, о судьбе других, изготовленных из драгоценных металлов, с тех пор ничего невесть. В 1920-е годы многие почитаемые церковью останки святых подверглись уничтожению или серьезно пострадали.

      Вторую волну вскрытий, стартовавшую с постановления Совнаркома, подстегнул процесс по изъятию собственности Троице-Сергиевой лавры, из которой весной были насильно выселены монахи.

      В соответствии с правительственным декретом монастырь подлежало обратить в «музей историко-художественных ценностей». А еще в 1919 году государство решило изъять мощи преподобного Сергия Радонежского. Чтобы не допустить набатного звона как лозунга к защите лавры, красноармейцы взяли под свой контроль колокольню, монастырские стены и выходы.

      В протоколе вскрытия было зафиксировано: «С башки снимают шапочку, с шеи – бинт фиолетовый, затем голубой. Разрывает иеромонах Иона швы у ног, распарывает ножницами парчовый лазурный мешок. Вынул сбоку вату, распарывает швы, фигура становится плоской, толщиной в четыре пальца, снимает распоротый лазурный мешок, под которым обнаруживается полуистлевшая ткань серо-коричневого цвета. Снизу лубок. По снятии шапочки с головы виден человечий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу. Возле черепа справа виден первый шейный позвонок. Длина фигуры отвечает человеку среднего роста».

      Патриарх Тихон тщетно пытался добиться у Владимира Ленина отмены решения о закрытии лавры. Монахи отыщи убежище в трудовых коммунах.

      25 августа 1920 года нарком юстиции Дмитрий Курский подписал постановление «О ликвидации мощей». Сообразно тексту, «по почину и настойчивому требованию самих трудящихся масс» в 12 губерниях было произведено на тот момент 58 вскрытий святых мощей. Дальше в документе «развенчивался миф» о нетленных останках: утверждалось, что советской власти удалось раскрыть «целый ряд мошеннических действий, при помощи коих служители поклонения обманывали» народ.

      «Серебряные гробницы, блистающие драгоценными камнями, содержат в себе или истлевшие, превратившиеся в пыль кости, или имитацию тел с поддержкой железных каркасов, обмотанных тканями, чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. п. Вот то, чему архиереи и монахи заставляли поклоняться загипнотизированные массы, почитать за нетленные тела, и во имя чего приносить свои трудовые копейки в духовные карманы», — говорилось в постановлении.

      А в пункте 3 сообщалось, что «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны волновать «судебное преследование против всех виновных лиц».

      Репрессии на основе дела о ликвидации мощей коснулись многих священнослужителей.

      Так, 1 ноября 1920 года Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского епископа Алексия (Симанского), грядущего патриарха Московского и всея Руси, на пятилетнее заключение в лагере по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 года «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе. «Надувательство и подлог» заключались в том, что Алексий удалил из рак «предметы фальсификации нетления» — искусственные цветы, вату для раздачи богомольцам, какая почернела и стала бесполезной, а также лишние пелены.

      «Как и другие мероприятия антирелигиозной политики, не миновала перегибов и кампания по вскрытию мощей. В Ростове Ярославском представителями здешней советской власти было произведено насильственное вскрытие мощей Исайи, Игнатия, Дмитрия Ростовского, игумена Аврамия и Евфросиньи Полоцкой. Вскрытие сопровождалось «глумлениями и оскорблениями верующего чувства верующих, курением табака на паперти соборного храма, прикосновением к частям святых мощей руками неверующих». Епископ Ростовский Иосиф в рапорте митрополиту Агафангелу отметил правонарушения, совершенные волями», — указывается в статье историка Натальи Майоровой «Вскрытие мощей Сергия Радонежского и кампания по ликвидации мощей во всероссийском масштабе».

      В свою очередность, советский диссидент Лев Регельсон писал в книге «Трагедия Русской церкви»: «Культ мощей в русской народной религиозности нередко переходил установленные церковными канонами пределы. По умолчанию предполагалось, что когда ковчег или рака с мощами имеют форму человечьего тела, то в них хранятся полностью нетленные мощи. Как показали «вскрытия», иногда (на самом деле – поразительно часто) это подтверждалось. Но в линии случаев – и тут получала полный простор обличительная антирелигиозная пропаганда – в раке обнаруживались лишь частично сохранившиеся останки святых. Мощи, очутившиеся нетленными, все равно подвергались надругательству – никак иначе это воспринимать невозможно. Священные останки великих подвижников Русской земли экспонировали в музеях рядом с трупами крыс и других животных с надписями: «Трупы мумифицированы».

      На VIII Всероссийском съезде Cоветов в крышке декабря 1920 года 8-й отдел Наркомюста представил отчет по проведению кампании, обвинив церковников в попытках сокрытия надувательства посредством предварительного тайного вскрытия и удаления из рак посторонних предметов. Приведенных данных оказалось достаточно, чтобы констатировать успех кампании по вскрытию и ликвидации мощей.

      В те же дни состоялось вскрытие мощей Серафима Саровского. Итого до конца 1920 года было осуществлено 63 вскрытия нетленных мощей почитаемых РПЦ святых.

      «Власть грубо преступила один из главных принципов декрета об отделении церкви от государства, вторгнувшись в область канона и отказывая в праве на существование признанному и освященному храмом культу почитания мощей», — констатирует в своей работе Майорова.

      В 1921-1922 годах часть вскрытых волей нетленных мощей была перевезена в Москву на выставку, организованную Наркоматом здравоохранения. Некоторые из них были возвращены РПЦ в конце 1980-х — начине 1990-х годов.

      Источник

      >