Имел ли Хрущёв право отдать Крым Украине в 1954 году

Имел ли Хрущёв право отдать Крым Украине в 1954 году

В апреле 1954 года бывальщины согласованы все юридические формальности о передаче Крымского полуострова из состава РСФСР в состав УССР, после чего начался 60-летний этап истории украинского Крыма. Однако правомерность этого политического решения по-прежнему вызывает множество вопросов.

Под всеобщее похвала

Впервые вопрос о передачи Крыма Украине был поднят на заседании Президиума ЦК КПСС (позднее этот орган стали именовать Политбюро) 25 января 1954 года (хотя историки отмечают, что об этом соратники Сталина стали задумываться в заключительные годы жизни вождя). Председательствовал на заседании Георгий Маленков. В итоге партийное руководство утвердило указ «О передаче Крымской районы из состава РСФСР в состав УССР» и постановило отправить его на рассмотрение в Президиум Верховного Совета СССР.

Итоговый документ разом засекретили: выписки с него были отправлены Никите Хрущеву, Клименту Ворошилову, Михаилу Тарасову (председателю Президиума Верховного Рекомендации РСФСР), Демьяну Коротченко (занимавшему аналогичную должность на Украине). 5 февраля Президиум Верховного Совета РСФСР принимает постановление Политбюро, а 19 февраля позитивное решение о нем выносится и на заседании Президиума Верховного Совета СССР.

В постановлении, принятом высшим органом государственной власти в СССР, сообщалось вытекающее: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Рекомендации РСФСР постановляет: передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР». Подпись под документом поставили Ворошилов и Коротченко.

Демьян Коротченко, воображая общее мнение ЦК КП УССР, выразил полное одобрение решению Москвы передать Крымскую область из России в состав Украины. Он отметил, что это событие отвечает заинтересованностям укрепления дружбы двух братских народов и приведет к еще большему расцвету советской Украины.

Мотивируя свое решение, чиновники обращали внимание на территориальную близость Крыма Украине и узкую связь экономик двух регионов: по их словам, полуостров является как бы естественном продолжением степных районов Херсонщины, а поэтому обитателям южной Украины будет легче приспособиться к ведению здесь хозяйственной деятельности.

Закон о присоединении Крымской области к Украинской ССР вступил в мочь с его утверждением на сессии Верховного Совета СССР 26 апреля 1954 года и появлением в печати, что вылилось в соответствующие изменения в Конституциях РСФСР и УССР сравнительно состава их территорий. Такова была отличительная особенность советского законодательства, когда все указы и постановления высшего руководства края обретали законную силу только после их публикации в центральных органах печати.

Коллегиально или лично?

Издание судьбоносного указа о передаче Крыма в состав УССР зачислено связывать с личной инициативой Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева. Согласно этой точке зрения, Хрущев таким способом либо влёкся заручиться поддержкой украинских товарищей по партии, либо загладить вину за участие в организации массовых репрессий на Украине в бытность Первым секретарем Киевского обкома ВКП(б) УССР.

Что прикасается поддержки украинской номенклатуры, то, очевидно, у Хрущева она и так была. А вот со вторым пунктом сложнее. Хрущев, конечно, не мог не иметь отношения к репрессиям на Украине, когда возглавлял ЦК этой республики, однако в архивах так и не было замечено ни одного расстрельного списка с его подписью. По слухам, он распорядился «подчистить» архивы, однако историки уверены, что осуществить это, не оставив никаких отпечатков, невозможно.

Остается лишь гипотезой и единоличное решение Хрущева по вопросу передачи Крыма Украине. Должность Первого секретаря в 1954 году еще не имела такого веса как во поры Брежнева, также немаловажно, что Хрущев к тому времени всего четыре месяца возглавлял ЦК. Куда больше оснований находить решение по Крымскому вопросу коллегиальным. Украинский историк Юрий Шаповал даже склонен видеть инициаторами передачи Крыма немало влиятельных на тот момент Маленкова, Кагановича и Ворошилова.

Наиболее жизнеспособной сегодня выглядит версия хозяйственно-экономической целесообразности передачи полуострова в юрисдикцию УССР, озвученная членами Политбюро. Невозможно обойти стороной и версию подарка братской республике в честь 300-летней годовщины присоединения Украины к России. Напомним, что 18 января 1654 года Переяславская рада во главе с Богданом Хмельницким зачислила решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством, закрепленное присягой на верность царю.

Юридические тонкости

Немало сегодня волнует вопрос не столько мотивов передачи Крыма, сколько юридической составляющей этой процедуры. Другими словами, легитимно Крымская область вошла в состав УССР или с нарушением советского законодательства? Нам известно, что на памятном февральском заседании Президиума Верховного Рекомендации СССР присутствовало меньше половины его состава – 13 из 27 членов. Разумеется, все проголосовали единогласно. Заседание превратилось в несложную формальность – на все обсуждение ушло не более 20 минут.

Историк Алексей Богомолов обращает внимание на то, что решение принимали не лишь поспешно, но еще и без учета особенностей советского законодательства. Так, по его словам, согласно 33 статьи Конституции РСФСР от 1937 года Президиум не был наделен полномочиями решать какие-либо территориальные проблемы – это было прерогативой Верховного Совета СССР. При этом руководство РСФСР не имело конституционного права передавать свои земли иной республике: в его компетенцию входило лишь представление на утверждение Верховного Совета СССР вопросов образования новых республик, автономных районов и краев.

В Указе о передаче Крыма Украине есть упоминание о неком «совместном представлении», которое подписывали председатель Президиума верховного рекомендации СССР Климент Ворошилов и секретарь Николай Пегов – оно и должно было служить основанием для принятия окончательного решения. Однако историки обогнули все архивы, но этот мифический документ так и не был найден, как и ссылки на него.

Сомнения в легитимности действий Кремля пытается развеять украинский исследователь Дмитрий Караичев. Он полагает, что передача полуострова Украине приобрела легитимный статус, когда в Конституцию РСФСР были внесены соответствующие поправки, а за них единогласно проголосовали члены Президиума Верховного Рекомендации РСФСР.

Расходятся во мнении российские и украинские историки и по вопросам статуса Севастополя. Еще в 1948 году руководством РСФСР Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный середина республиканского подчинения. По мнению российской стороны, тем самым он был выведен из крымской юрисдикции и после передачи полуострова должен был оставаться в ведении РСФСР. В Киеве рассматривают статус Севастополя как города, какой был связан с РСФСР лишь вопросами финансирования, а юридически и административно он находился в составе УССР, как и другие регионы Крыма.

В феврале 1991 состоялся референдум, сообразно которому Крымская область была преобразована в Крымскую АССР. В этом же году прошел еще один референдум, на котором ставился проблема о сохранении УССР в составе Советского Союза: 70% высказалось утвердительно, однако это уже не имело никакого значения. 8 декабря 1991 года Советский Альянс как субъект международного права и геополитической реальности перестал существовать. На карте появилась независимая Украина, в ее составе осталась и Крымская АССР.

Многие задаются проблемой, почему российские власти тогда не проявили инициативу и не попытались вернуть Крым в родную гавань. Ведь тогда крымчане сформулировали желание, чтобы территория республики вошла в состав Российской Федерации. Отвечая на это вопрос, Геннадий Бурбулис (Первый заместитель Председателя Правительства РСФСР с ноября 1991-го по апрель 1992 года) сознался, что вопрос о возвращении Крыма в состав России тогда не ставился, так как в процессе подписания «Беловежских соглашений» на это просто не было поре.

>