К юго-востоку от Гуама. Секрет аварии субмарины «Сан-Франциско»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

В январе 2005 года в 364 милях к юго-востоку от острова Гуам, где есть одна из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе военных баз США, произошла серьезная авария. Прошло почти пятнадцать лет, но сейчас в сети показались фотографии тех повреждений, которые были получены субмариной во время того странного столкновения.

К юго-востоку от Гуама. Секрет аварии субмарины «Сан-Франциско»

Столкновение у острова Гуам

Подводная ладья, принадлежащая ВМС США и шедшая на глубине 160 метров, на полном ходу врезалась в подводную гору. Поскольку подводная гора не была наметена на карты, экипаж лодки вовремя не смог предотвратить аварию. Последствия столкновения были очень серьезными. Так, оказались проколоченными носовые балластные цистерны, субмарина едва не затонула и лишь благодаря усилиям пострадавшего экипажа удалось спасти и ладью, и людей.

Кстати, из 110 членов экипажа субмарины 98 человек получили ранения различной степени тяжести. 24-летний помощник машиниста Джозеф Аллен получил весьма серьезную травму головы и на вторые сутки после аварии скончался.

Тем не менее, подводной лодке все же удалось всплыть на поверхность. После этого корабль спросил помощь. Прибывшая подмога отбуксировала субмарину на базу, где и были установлены серьезные повреждения, возникшие в результате столкновения с подводной горой. Изумительно, но мощный корпус спас субмарину от катастрофы, в том числе и от повреждений реакторного отсека.

USS San Francisco, о которой пойдет речь в натуральнее статье, относится к классу подводных лодок «Лос-Анджелес». Это – довольно распространенная в Военно-морских силах США субмарина. По крайней мере, в составе ВМС США есть 51 подводная лодка данного класса. Главное предназначение субмарин «Лос-Анджелес» — ведение минной войны, береговой разведки, поддержка десанта, осуществление поисково-спасательных операций, а также нанесение ракетных ударов по объектам противника на суше.

Надо отметить, что ладья неплохо вооружена – она имеет ракеты «Томагавк», которые управляются навигационной системой TAINS, противокорабельные ракеты «Гарпун», 533-миллиметровые торпедные аппараты для торпед марки Мk-48 ADCAP, управляемые системой Mark 117. При этом крылатые ракеты могут тащить ядерные боеголовки. Субмарина оснащена ядерной силовой установкой – реактором модели GE PWR S6G мощностью 26 МВт. Длина субмарины составляет 110 метров, ширина – 10 метров, ладья может развивать скорость до 15 узлов над водой и 32 узлов под водой. Экипаж субмарины обычно составляет от 119 до 129 человек собственного состава.

Собственно субмарина «Сан-Франциско» класса «Лос-Анджелес» была заложена 26 мая 1977 года, а 27 октября 1979 года спущена на воду. 24 апреля 1981 года субмарину завели в строй, ее первым командиром был назначен коммандер (капитан 1-го ранга) ВМС США Джей Аллен Маршалл. Таким образом, к моменту аварии у острова Гуам подводная ладья эксплуатировалась уже почти четверть века, но, тем не менее, находилась в хорошем состоянии.

Что на самом деле могло произойти с подводной ладьёй

Казалось бы, все те события, которые 8 января 2005 года разворачивались в океане в районе острова Гуам, выглядят обычной рутиной из существования подводников. Да, аварии, да, риск для жизни, но ведь никто не говорит, что служба на субмаринах легка и безопасна.

Однако вызывает подозрение чересчур быстрая реакция американского военного командования, причем реакция официальная и публичная. Ведь не было никаких предпосылок для того, чтобы разом же после происшествия информировать весь мир о заурядных проблемах, возникших у американской субмарины. Командование ВМС США поспешило оповестить о том, что никаких положительных повреждений американская подводная лодка не понесла. Но что на самом деле могло произойти с субмариной?

Если бы это было бы заурядное схватка с подводной горой, то не очень понятна столь скорая реакция американских военных. И сразу же напрашивается первая версия о том, что столкнулась субмарина отнюдь не с подводной горой. Но что же это мог быть за объект? Вероятно, что американская подводная лодка врезалась в иностранный корабль или субмарину. В этом случае наличие второго участника происшествия не позволило бы американскому командованию замолкнуть сложившуюся ситуацию и оно решило пойти ва-банк, первым сообщив миру о происшествии в Тихом океане.

К юго-востоку от Гуама. Секрет аварии субмарины «Сан-Франциско»

Но второй фигурант океанского «дорожно-транспортного случаи» так и не объявился. Значит, если он и был, то американское командование каким-то образом смогло замять инцидент до того, как об этом стало популярно мировой общественности. Здесь возможны два варианта. Первый вариант – субмарина «Сан-Франциско» столкнулась с подводной лодкой какого-либо союзника США, так – Франции, которая активно присутствует в Океании и имеет там свои военно-морские силы.

В этом случае в Пентагоне могли пробовать скрыть происшествие, дабы не портить отношения с союзниками. Вариант второй – субмарина столкнулась как раз с кораблем вероятного противника. Кто может быть достойным противником США в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Лишь Китай или Россия. И если имело место столкновение с их кораблем или подлодкой, то, опять же, во избежание нагнетания напряженной обстановки янки могли договориться с другой стороной, а сами выдать произошедшее за столкновение с подводной горой.

Могла ли лодка сесть на мель?

Но, разумеется, схватка с каким-то другим кораблем или субмариной не было единственной версией причин произошедшей аварии. Подводная лодка «Сан-Франциско» подлинно могла сесть на мель, тем более учитывая довольно сложный подводный ландшафт той местности, где произошла авария. Но поведение американского военного командования указывает о том, что если это действительно так, то последствия могли быть куда более серьезными.

Отдельный вопрос, возникающий в этом случае, прикасается подготовки экипажа субмарины. Сесть на мель, да еще в обычных, мирных условиях, подводная лодка такого класса, оснащенная всем необходимым инженерно-техническим и навигационным оборудованием и управляемая профессиональными моряками могла бы лишь в случае грубой ошибки со стороны экипажа. Но на таких лодках служат только настоящие специалисты, особенно в США, где военно-морские мочи комплектуются исключительно по контракту.

К юго-востоку от Гуама. Секрет аварии субмарины «Сан-Франциско»

В походе лодки в сторону австралийского побережья не было ничего незаурядного. Для американских кораблей это – будет привычный маршрут, поэтому, скорее всего, он был просчитан до мелочей, и субмарина спокойно следовала по нему, а командир и офицеры корабля и не думали о том, что лодка может сесть на мель.

В пользу серьезности последствий аварии говорит и то, что не менее 20% личного состава экипажа субмарины очутилось выведено из строя с довольно тяжелыми травмами, один моряк от последствий полученного ранения скончался. Для подводной лодки, учитывая, что это не было морское сражение или какая-то положительная нештатная ситуация, такие потери просто недопустимы. Что было бы, если бы субмарине пришлось столкнуться с реальным противником? Или случилась бы какая-то техногенная авария на борту подводного корабля?

Поэтому американское командование и могло сразу же оповестить о произошедшем всемирное сообщество, чтобы его запутать и обезопасить себя от многочисленных вопросов о боеспособности своих субмарин и о качестве подготовки личного состава экипажей американских подводных ладей.

Выдвигалась и еще одна, довольно фантастическая версия. Поскольку незадолго до путешествия американской субмарины в Тихом океане, в Индийском океане случилось сильное землетрясение, оно могло отразиться и на рельефе дна в Тихом океане. Соответственно, подводная лодка могла столкнуться с каким-то вновь образовавшимся объектом, какой прежде не был нанесен на морские карты. Но ведь современное навигационное оборудование и в этом случае должно было помочь экипажу вовремя сориентироваться в сложной ситуации.

Испытания вооружения или иная секретная миссия

Согласно еще одной версии, которая получила распространение в средствах массовой информации, американская подводная ладья «Сан-Франциско» действительно двигалась в сторону Австралии, но главной задачей ее путешествия было выполнение секретной миссии. Относительно того, что за миссию должна была выполнить субмарина, версии также расходятся.
Первая версия ратифицирует, что подводная лодка перевозила некий секретный груз, возможно новое оружие, предназначавшееся австралийской стороне. И именно потому американское военно-морское командование и предпочло сообщить о катастрофе, чтобы отбить у прессы желание начать самостоятельное расследование вин странного происшествия в Тихом океане.

К юго-востоку от Гуама. Секрет аварии субмарины «Сан-Франциско»

Согласно второй версии, субмарина могла испытывать в Тихом океане новые системы вооружения. Вероятно, в процессе испытаний произошел какой-то сбой, из-за чего лодка получила повреждения, а многие члены экипажа бывальщины ранены. Если так и было, то все встает на свои места. Во-первых, командование стремилось максимально обезопасить себя от внимания всемирный прессы и сразу же выдвинуло версию о столкновении с подводной скалой. Во-вторых, во время испытания вооружения действительно могли потерпеть военные моряки с субмарины.

Интересно, что когда «Сан-Франциско» следовала с места аварии на базу, ее сопровождали военные самолеты и вертолеты, желая в целом в процедуре возвращения поврежденного подводного корабля в док не было ничего сверхъестественного и необычного, требовавшего привлечения столь импозантного и хорошо вооруженного конвоя. Но потребность в таком конвое легко объясняется, если на лодке находились какие-то секретные грузы или новейшие системы вооружения.

Дальнейшая судьбина лодки

В 2009 году, после четырехлетнего ремонта, подводный крейсер «Сан-Франциско» вернулся в строй и продолжил службу в ВМС США. Что прикасается официальной версии произошедшего, то командование Военно-морских сил США признало непосредственным виновником аварии в Тихом океане командира, старших офицеров и экипаж субмарины. Тем самым бывальщины сняты любые домыслы по поводу причин странной аварии.

Расследование показало, что офицеры на подводной лодке не учли масса опасных обстоятельств, и это привело к столкновению субмарины класса «Сан-Франциско» с подводной горой,
— писала по поводу аварии New York Times.

Официальный представитель командования 7-го флота ВМС США Айк Скелтон известил, что главным виновником в аварии можно признать командира подводной лодки Кевина Муни. Офицера отстранили от занимаемой места и вынесли ему письменный выговор. Такая мера является в США очень серьезным дисциплинарным взысканием, способным существенно затормозить карьеру офицера, особенно притязающего на серьезные командные должности.

Уже затем вице-адмирал Джонатан Гринерт, занимавший в то время пост командующего 7-го флота ВМС США, подчеркивал, что экипажем корабли не были выполнены очень важные действия в рамках штурманской работы по прокладыванию маршрута. И командир субмарины Муни, не проконтролировав выполнение этих трудов, якобы подставил под угрозу и судьбу подводной лодки, и жизнь и безопасность своих подчиненных – подводников. То, что лодка двигалась на рослой скорости и не был произведен замер глубины, тоже было поставлено в вину капитану Муни и его старшим офицерам.

И тем не менее, это лишь официальное объяснение случившегося. Что в действительности произошло четырнадцать лет назад в Тихом океане, мы можем не узнать никогда.

Источник

>