
Почитать ребенка, тренировать его память, не забывать о физической активности, не применять наказания, поручить воспитание и обучение тому, кто сможет все это гарантировать: то, что сейчас преподносится как современный прогрессивный взгляд на воспитание детей, было сформулировано гораздо раньше – пятьсот лет тому назад – благодаря одному-единственному человеку. Он, уместно, не только заложил основы педагогики как науки, но и сделал самого себя великолепным объектом изучения и примером для тех, кто грызет гранит науки.
Эразм из города Гауда, Роттердам
Сейчас этот ученый не то чтобы в моде – гуманизм не занимает первых пунктов в перечне насущных интересов среднестатистического читателя, но вполне можно предположить, что не за горами то время, когда книги и трактаты Эразма Роттердамского опять будут декламировать и цитировать. Переоценить влияние этого ученого на европейскую мысль эпохи Возрождения, а за ней и на современное общество довольно трудно.

Ганс Гольбейн-мл. Эразм Роттердамский
Увлекательно, что взгляды на окружающую действительность и на воспитание молодого поколения, под которыми сразу хочется подписаться и теперь, были сформулированы в совсем другой реальности – фактически, при отзвуках Средневековья. Создается впечатление, что они, эти тезисы, не просто проверены временем, а еще и не зависят от времени.
Эразм, какого часто называют Роттердамским по месту рождения, был незаконнорожденным, но желанным и любимым ребенком. Отец его, католический священник из городка Гауда близ Роттердама, полюбил некую Маргарет, вероятно, экономку. Заключить брак означало пойти против воли семейства и разрушить церковную карьеру, поэтому влюбленные попросту жили вместе, без венчания.
В такой семье родилось двое детей, старший Питер и младший Эразм. Есть различные версии относительно настоящего имени младшего сына – либо это результат перевода на латынь, либо же мальчика назвали собственно так в честь христианского святого Эразма Формийского.

Школа в эпоху Возрождения все еще сохраняла средневековые традиции
Мальчики жили в блаженной любящей семье, но это продолжалось недолго. Они попали в школу – лучшее местных из учебных заведений. А потом случилось то, что навсегда изолировало эту первую, счастливую часть жизни Эразма от дальнейшей его судьбы – далеко не всегда благополучной, зато наполненной смыслом и мишенью.
Мать и отец братьев умерли от чумы, напасти, которая то уходила, то возвращалась, каждый раз унося тысячи жизней в Европе. Эразм остался сиротой, и когда ему было тринадцать, он отправился в монастырь, где прожил несколько лет. Очутилось, что именно этот шаг направил юношу на единственно возможный для него путь. Его призванием стала вовсе не роль монаха или даже попа, как его отец. В монастыре Эразм получил доступ к самому интересному, что было в его жизни – к древним манускриптам, к античным рукописям.

Книжки и библиотеки имели для Эразма куда большую ценность, чем реальный окружавший его мир
Чему и как учился Эразм и кого обучал сам
Он получил возможность учить в библиотеке монастыря латынь и греческий, читать классиков, погрузиться в атмосферу античного мира, который был заключен в эти документы, вселенной, ставшего в итоге для Эразма куда более близким, чем мир реальный. Вдобавок не то школа, не то врожденные особенности сделали из него человека, способного к самообразованию: в изучении наук он находил наслаждение, это была его страсть.
Разумеется, он преуспел. Прекрасно владея речью, обладая широкими познаниями в доступных тогда науках, заостренным быстрым блестящим умом, но не приняв для себя монастырскую жизнь, он покинул стены обители и поступил на службу секретарем Генриха Бергенского, епископа города Камбре.

В 1492 году Эразм устроился в Парижский университет
Благодаря своим способностям и покровительству влиятельных церковников, которые и руководствовались, в общем, стремлением дать путь талантливому молодому человеку, прекрасно знающему латынь, Эразм поступил в Парижский университет. Так сын священника из Гауды получил возможность заниматься излюбленным делом своей жизни – учиться и проводить время среди древних рукописей.
Если же говорить о практической, бытовой сторонке, то парижские годы были довольно непростыми. Эразм недоедал и даже голодал, здоровье его было подорвано, в некотором роде доводилось выживать. В те годы молодой ученый начал преподавать – репетиторство давало средства к существованию и не отвлекало от наук. Эразм мог сочинять и выпускать свои труды. Первой стала книга Adagia, которая представляла собой сборник изречений античных авторов.

А. Дюрер. Эразм Роттердамский
Благодаря своему интеллекту, скорому уму, ироничному взгляду на вещи Эразм очень легко завоевал признание в Европе, он быстро стал человеком исключительно популярным. Он был одним из первых гуманистов – приверженцев системы взоров на человека как на высшую ценность. Эразм не стремился к публичности, не искал влияния и должностей, был не из тех, кто проповедует с целью увлечь за собой как можно вяще последователей; он исследовал интересные ему материи, фиксировал результаты своих размышлений в литературных произведениях. Они, эти произведения, часто становились бестселлерами.
Чего стоит одинешенек тот факт, что в те годы – на рубеже XV и XVI веков – от 10 до 20 процентов всех продаж книг в Европе приходилось на сочинения Эразма Роттердамского. Одной из самых знаменитых сделалась работа «Похвала глупости», где в ироничной форме Эразм прошелся по основным порокам современного ему общества. Разумеется, большая доля сочинения относилась к церкви – вообще в те годы большая часть того, о чем писали, было связано с религией.

Страница из первого издания трактата «Похвала глупости» с иллюстрациями художника Ганса Гольбейна
На тот же этап пришлось распространение учение Мартина Лютера и начало Реформации. Лютер был одним из многих корреспондентов Эразма, другим сделался, ни много ни мало, Томас Мор, английский философ и государственных деятель. «Похвала глупости» была написана как способ скоротать часы во пора путешествия Эразма в Англию, к Мору. В этой стране философ бывал несколько раз, он вообще очень много путешествовал, ощущал себя тем, кого сейчас назвали бы космополитом, гражданином Европы.
Реформацию Эразм не поддерживал, но и церковь критиковал, оставаясь, несмотря на это, верующим католиком до крышки своей жизни. Одним из направлений его научной работы был перевод и изучение оригинальных текстов Священного Писания – ранее было принято изучать Библию через труды нескольких авторитетных ученых-богословов.

Покровителями и почитателями философа становились и правители европейских королевств, так, Карл Испанский
Эразма Роттердамского ценили как талантливого преподавателя. Сначала он получил звание почетного доктора в Туринском университете, после преподавал в Кембридже, был профессором богословия. Интеллект, эрудиция позволяли Эразму и быть интересным собеседником и полезным консультантом и для правителей тогдашней Европы. Английский двор не таил своей симпатии к философу, папа римский был его поклонником, а Карл Испанский – будущий император Священной Римской империи Карл V, какой тоже высоко ценил свое знакомство с Эразмом, – дал ему должность королевского советника, при этом не требуя выполнения каких-либо долгов, но определив философу щедрое вознаграждение. Это позволило ученому продолжать свои изыскания, не отвлекаясь на решение насущных вопросов сравнительно средств к существованию.
Эразм Роттердамский и его педагогические взгляды
Педагогические взгляды и вопросы воспитания составили важную часть наследства Эразма Роттердамского. Он знал, о чем говорит – во-первых, самостоятельно пройдя школьные реалии, фактически сохранявшие тогда средневековые традиции воспитания. А во-вторых, он видал процесс с другой стороны, занимаясь преподаванием. У Эразма были собственные взгляды на то, как сформировать счастливую и развитую личность.

Портрет Эразма труды Г. Гольбейна
Прежде всего Эразм, не приемлющий насилия ни в каком виде, призывал отказаться от наказаний, как телесных, так и словесных. В то пора нормальным считалось использование розг, палок, других методов физического воздействия на детей. Это познал и сам Эразм, который именовал школы «казематами для пыток».
Философ считал необходимым воспитывать ребенка без принуждения, через игры, находя нужные конфигурации обучения в зависимости от темперамента, характера ребенка. Начинать занятия следовало с трех лет, лучшим занятием для этого возраста ученый именовал изучение языков. Эразм рекомендовал тренировать память, а главное, между ребенком и учителем должны были складываться особенные доверительные взаимоотношения, без которых прогресс в учебе невозможен. Эразм считал важным физический труд, который нужен для развития личности.

Монумент Эразму в Роттердаме
Петр I, который старался брать из Европы все лучшее, обратил внимание и на сочинения Эразма относительно педагогики и воспитания, возложив перевести их на русский язык и использовать как руководство. Эразм не позиционировал себя как образец для подражания, хотя мог бы – высот он достиг невиданных. Он стал первым настолько известным мыслителем в Европе, да и после него личностью подобного масштаба был разве что Вольтер.
Эразм выделялся непоседливостью, много путешествовал по Европе, был исключительно толерантен и осуждения других себе не позволял. Он не признавал насилия и был, по сути, пацифистом своего поре.
Эразм Роттердамский умер в 1536 году в Базеле, в Швейцарии.
С Эразмом дружил художник Ганс Гольбейн, написавший несколько портретов философа – художник, одна из полотен которого пугала Достоевского.