За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать

Когда близится Хэллоуин, ведьм можно увидеть на вечеринках в домах людей или прогуливающихся по улицам с пакетами конфет в руках. У всех кушать представление о том, как должна выглядеть ведьма: у неё чёрная шляпа и она летает на метле. Мы знаем, что они варят свои колдовские зелья в вящих чугунных котлах, и что их традиционно сжигают на костре. Во всём этом присутствует флёр несерьёзности, но когда-то это было более чем всерьез. Трагедия тёмных веков, которую решили сегодня разворошить и попытаться хоть частично исправить причинённое тогда зло.

Наше нынешнее представление о ведьмах содержит слишком много заблуждений. Но сейчас мы хотя бы не охотимся на них. А вот триста лет назад в Шотландии более двух тысяч человек бывальщины сожжены на костре в наказание за то, что они ведьмы.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Модель колдуньи XIX века в Музее чародейства и магии, Боскасл, Девон.

Клэр Митчелл, королевский защитник, прокурор апелляционного суда по уголовным делам в Эдинбурге, требует официального помилования этих несчастных жертв суеверий, какие были в основном женщинами. Закон о колдовстве был принят в 1563 году и оставался в силе почти сто семьдесят пять лет. Жертвами этого обскурантизмы стали сотни тысяч невинных людей.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Устройство для взвешивания, чтобы узнать, является ли обвиняемая ведьмой (The Witch Trials).

Мужей тоже обвиняли в колдовстве

В Европе в XVI и XVII веках около 60 000 человек были казнены по обвинению в колдовстве. Вдали не все, кого обвинили в ведьмовстве были женщинами. В Англии, в довольно просвещённый, елизаветинский период прошло 270 судебных процессов над «бабами-ягами». Двести сорок семь из обвиняемых были женщинами и двадцать три — мужчинами.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Скульптура Рогатого бога Викки в Музее чародейства и магии в Боскасле, Англия.

Во пора самого известного судебного процесса над ведьмами в Салеме, штат Массачусетс, мужчины также были среди подозреваемых и осуждённых. С февраля 1692 года по май 1693 года в Салеме бывальщины обвинены две сотни человек. В итоге виновными были признаны девятнадцать из них: четырнадцать женщин и пять мужчин. Это были: преподобный Джордж Берроуз, Джон Уиллард, Джордж Джейкобс-старший, Джон Проктор и Сэмюэл Уордвелл.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Суд над Джорджем Джейкобсом за волшебство в Салеме.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Колдовство в Салеме. Гравюра.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Дом Джона Проктора в Пибоди, Массачусетс.

Один из обвиняемых, Джайлс Кори, также помер. В итоге его даже не признали виновным. Несчастный просто не выдержал пыток, несмотря на которые он отказался сознаваться в колдовстве. Испытывали Кори следующим образом: на него положили доску и наваливали сверху камни. Всё, что он говорил на требования признать себя виновным, было: «Вяще веса!» Джайлс держался целых три дня,прежде чем скончался. Всё это говорит только об одном: если охотник на ведьм приехал в город, то никто не был в безопасности – ни муж, ни женщина, ни даже пуританский священник.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Такими обычно изображают ведьм.

Зелья

Все мы знакомы с «ужасными ингредиентами» колдовских зелий, какие варили ведьмы. Шекспир в своей знаменитой поэме прославил такие фразы, как «палец лягушки» и «глаз тритона».На самом деле эти ингредиенты не такие уж экзотические или отвратительные, как нам представляется. Просто в средние века латинские названия растений знали только монахи и учёные. У простолюдинов были собственные наименования растений, которые они использовали в повседневной жизни, кулинарии и медицине.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Колдовство и исцеление (лечебные зелья) – Музей чародейства и магии, Боскасл, Девон, Англия.

Наименования давались часто из-за внешнего вида листьев, или лепестков растения, или как способ описания его целебных свойств. Итак, когда бабы-яги в «Макбете» говорили о «глазе тритона», они, скорее всего, имели в виду всего лишь семена дикой горчицы. «Персты лягушки» – относились к листьям луковичного лютика, а «шерсть летучей мыши» означала просто мох. Если «львиный зуб» и встречался в чём-либо, то это, вероятно, был обыкновенный одуванчик, а «птичья лапка» – пажитник.

Очень мало ведьм было сожжено на костре

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Средневековая миниатюра, изображающая пытки и казни баб-яг.

Хотя мы считаем стандартным наказанием за колдовство сожжение на костре, на самом деле ведьм обычно вешали. Сожжение было будет редким, исключительным случаем. Как например, случай с Жанной д’Арк.

В июле 1650 года пятнадцать человек (включая одного мужа) были казнены за колдовство через повешение в Таун-Мур в Ньюкасле, Англия.
Все осуждённые в Салеме также были повешены, а не сожжены, как зачислено считать.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Казнь Яна Гуса.

Закон о колдовстве 1735 года всё ещё применялся в 1944 году

В 1735 году в Великобритании был зачислен Закон о колдовстве. Этот закон объявил преступлением утверждение, что кто-либо другой обладает магическими способностями или занимается волшебством. До этого, предыдущее законодательство основывалось на предположении, что магия и колдовство действительно существуют. Однако в новой редакции Закона о волшебстве 1735 года говорилось, что колдовство как таковое не является нарушением закона. Напротив, преступление заключалось в суеверном представлении о существовании баб-яг.

Закон отразил изменение в отношении к этому вопросу в Европе и положил конец охоте на ведьм в Англии. Закон о волшебстве 1735 года оставался в силе в Великобритании в течение многих лет, вплоть до середины двадцатого века. В 1944 году Джейн Ребекка Йорк сделалась последней, кого судили по нему. Обвиняли её совсем не в том, что она ведьма. Женщина заявляла, что она медиум. Её признали виновной в том, что она «притворялась, что возбуждает духи умерших». На её сеансы приходили несколько полицейских, работающих под прикрытием. Им было приказано спросить о несуществующих родственниках. Йорк весьма подробно рассказала одному офицеру о том, как его воображаемый брат был заживо сожжён во время бомбардировки.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Обвиняемая «ведьма».

Хотя этот Закон после 1944 года больше не применялся, но действовал он вплоть до 1951 года. После он был окончательно отменён и заменен Законом 1951 года о жульнических средствах массовой информации.

На крыльях мандрагоры

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Корень мандрагоры.

Предположение о том, что ведьмы могли летать, могло быть связано с тем, что корень мандрагоры и иные галлюциногенные растения использовались в церемониях колдовства. Те, кто пробовал на себе свойства «волшебного» корня, описали галлюциногенные и эйфорические свойства растения. Он возбуждает ощущение, как-будто ты плывёшь. Чтобы ощутить это, «ведьмы» во время ритуала втирали в кожу мазь, содержащую корень мандрагоры и запросто говоря «ловили кайф». Принимать в пищу этот ингредиент было проблематично, можно было отравиться.

Поэтому вместо этого на и втирали мазь в тело. Лучшее пункт для её впитывания – подмышки и другие нежные части тела. Для этого обнажались. В результате и возникли образы голых женщин, летающих на мётлах.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Ведьмина метла.

Было немало споров о том, каким именно образом ведьмы седлали метлу. Средневековые гравюры изображали их и так и сяк. К тому же встречались картинки и с применением вил, граблей и прочего инвентаря. Так что этот проблема так и остался открытым.

А что сейчас?

Клэр Митчелл изучала много литературы и судебной документации о ведьмах. В частности, её сильно возмутила история одной дамы, осуждённой за колдовство. Она не понимала в чём её обвиняют и повторяла: «Разве можно быть ведьмой и не знать этого?»

Клэр это настолько потрясло, что она решила узнать больше о ведьмах Шотландии. Адвокат жила недалеко от Сада Принсес-Стрит, исторического места казни. Во пора посещения этого места она видела военные мемориалы, но никаких упоминаний обо всех женщинах, которые там были казнены попросту ни за что, она не встретила.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Две ведьмы Пендла, испытанные в Ланкастере в 1612 году, на иллюстрации из романа Уильяма Харрисона Эйнсворта 1849 года Ланкаширские бабы-яги.

«Отчасти меня бесит то, что женщины не могут сказать что-либо от своего имени», – сказала она. Здесь сошлись для Клэр в одной точке и заинтересованность к истории, и интерес к правам человека, и интерес к судебным ошибкам. Также адвокат захотела добиться трёх вещей: официальных извинений, публичного национального мемориала и официального помилования осуждённых.

Митчелл основы кампанию в Твиттере вместе с историком Эдинбургского университета, профессором Джулианом Гударом и писательницей Сарой Шеридан. Вместе они собираются домогаться поставленных целей, подталкивая правительство Шотландии к принятию решения о помиловании жертв охоты на ведьм.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Некоторые подвижки в деле о помиловании жертв охоты на баб-яг уже есть.

Некоторые подвижки уже есть. Недавно в городах Вэллифилд, Калросс и Торриберн были открыты мемориальные доски в честь трёхсот восьмидесяти дам, казнённых за колдовство в этом районе. Это случилось после того, как в 1542 году парламент принял Закон о колдовстве. Этот закон огласил колдовство преступлением, караемым смертной казнью. Охоту на ведьм официально начал Джеймс VI из Шотландии. Он увлёкся вопросом о бабах-ягах после того, как его мать, Мария, королева Шотландии, была заключена в тюрьму королевой Елизаветой I на восемнадцать лет, а затем обезглавлена в 1587 году по распоряжению королевы.

Он даже написал книгу об оккультизме «Демонология». Некоторые считают, что, когда Шекспир писал «Макбета», он добавил трёх баб-яг, чтобы угодить королю Джеймсу. По иронии судьбы, Джеймс стал преемником королевы Елизаветы I и правил Англией как Джеймс I.

Король собственно присутствовал на судебных процессах над ведьмами и спровоцировал в стране настоящую сатанинскую панику. В результате чего сотни людей вначале томились в тюрьмах, а после подверглись публичным пыткам с целью получения признания. Обычными жертвами в то время становились пожилые дамы из неблагополучных семей, которые не могли защитить себя.

В средние века колдовство стало прочно ассоциироваться с религией. Ведь собственно церковь имела власть наказывать тех, кто по их мнению, был одержим злыми духами. Запуганные суеверные люди винили ведьм в неожиданной кончины родственника, неурожаях, других неудачах, причин которых они не понимали. Бывали и случаи мести, зависти и прочие неблаговидные поступки по касательству к ближним.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Иногда для обвинения в колдовстве достаточно было голословного заявления.

Законы о колдовстве 1524 и 1604 годов позволяли судебные процессы над ведьмами в светских судах. Парламент отменил законы против колдовства, но власти всё ещё могли заключать в темницу людей, добровольно заявлявших о том, что они использовали магические силы. Был создан даже специальный веб-сайт «Ведьмы Шотландии», который призывает к кампании за правда для подвергшихся насилию душ мужчин и женщин, ошибочно обвинённых в колдовстве.

Даже печально известные Салемские процессы над ведьмами в Массачусетсе в США, в ходе каких судили около двухсот человек и повесили четырнадцать женщин и пятерых мужчин, были впоследствии помилованы. В Салеме даже был выстроен мемориальный парк.

За что дам карали клеймом «ведьма», и Почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать
Салемские ведьмы.

Хочется надеяться, что справедливость восторжествует, пусть даже спустя столетия. Очень печально, что замученных и уложенных не вернуть, но можно восстановить хотя бы их доброе имя. Для того, чтобы узнать как к суевериям относились на Руси, прочтите нашу статью о том, кто владел тучами, забирал воду и как можно было вернуть исчезнувшее солнце. Подробнее о том, как охотились на ведьм в разных странах и разные периоды истории, прочтите в другой нашей статье.

Вам также может понравиться