Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке

Почитать ребенка, тренировать его память, не забывать о физической активности, не применять наказания, поручить воспитание и обучение тому, кто сможет все это гарантировать: то, что сейчас преподносится как современный прогрессивный взгляд на воспитание детей, было сформулировано гораздо раньше – пятьсот лет тому назад – благодаря одному-единственному человеку. Он, уместно, не только заложил основы педагогики как науки, но и сделал самого себя великолепным объектом изучения и примером для тех, кто грызет гранит науки.

Эразм из города Гауда, Роттердам

Сейчас этот ученый не то чтобы в моде – гуманизм не занимает первых пунктов в перечне насущных интересов среднестатистического читателя, но вполне можно предположить, что не за горами то время, когда книги и трактаты Эразма Роттердамского опять будут декламировать и цитировать. Переоценить влияние этого ученого на европейскую мысль эпохи Возрождения, а за ней и на современное общество довольно трудно.

Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке
Ганс Гольбейн-мл. Эразм Роттердамский

Увлекательно, что взгляды на окружающую действительность и на воспитание молодого поколения, под которыми сразу хочется подписаться и теперь, были сформулированы в совсем другой реальности – фактически, при отзвуках Средневековья. Создается впечатление, что они, эти тезисы, не просто проверены временем, а еще и не зависят от времени.
Эразм, какого часто называют Роттердамским по месту рождения, был незаконнорожденным, но желанным и любимым ребенком. Отец его, католический священник из городка Гауда близ Роттердама, полюбил некую Маргарет, вероятно, экономку. Заключить брак означало пойти против воли семейства и разрушить церковную карьеру, поэтому влюбленные попросту жили вместе, без венчания.
В такой семье родилось двое детей, старший Питер и младший Эразм. Есть различные версии относительно настоящего имени младшего сына – либо это результат перевода на латынь, либо же мальчика назвали собственно так в честь христианского святого Эразма Формийского.

Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке
Школа в эпоху Возрождения все еще сохраняла средневековые традиции

Мальчики жили в блаженной любящей семье, но это продолжалось недолго. Они попали в школу – лучшее местных из учебных заведений. А потом случилось то, что навсегда изолировало эту первую, счастливую часть жизни Эразма от дальнейшей его судьбы – далеко не всегда благополучной, зато наполненной смыслом и мишенью.
Мать и отец братьев умерли от чумы, напасти, которая то уходила, то возвращалась, каждый раз унося тысячи жизней в Европе. Эразм остался сиротой, и когда ему было тринадцать, он отправился в монастырь, где прожил несколько лет. Очутилось, что именно этот шаг направил юношу на единственно возможный для него путь. Его призванием стала вовсе не роль монаха или даже попа, как его отец. В монастыре Эразм получил доступ к самому интересному, что было в его жизни – к древним манускриптам, к античным рукописям.

Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке
Книжки и библиотеки имели для Эразма куда большую ценность, чем реальный окружавший его мир

Чему и как учился Эразм и кого обучал сам

Он получил возможность учить в библиотеке монастыря латынь и греческий, читать классиков, погрузиться в атмосферу античного мира, который был заключен в эти документы, вселенной, ставшего в итоге для Эразма куда более близким, чем мир реальный. Вдобавок не то школа, не то врожденные особенности сделали из него человека, способного к самообразованию: в изучении наук он находил наслаждение, это была его страсть.
Разумеется, он преуспел. Прекрасно владея речью, обладая широкими познаниями в доступных тогда науках, заостренным быстрым блестящим умом, но не приняв для себя монастырскую жизнь, он покинул стены обители и поступил на службу секретарем Генриха Бергенского, епископа города Камбре.

Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке
В 1492 году Эразм устроился в Парижский университет

Благодаря своим способностям и покровительству влиятельных церковников, которые и руководствовались, в общем, стремлением дать путь талантливому молодому человеку, прекрасно знающему латынь, Эразм поступил в Парижский университет. Так сын священника из Гауды получил возможность заниматься излюбленным делом своей жизни – учиться и проводить время среди древних рукописей.
Если же говорить о практической, бытовой сторонке, то парижские годы были довольно непростыми. Эразм недоедал и даже голодал, здоровье его было подорвано, в некотором роде доводилось выживать. В те годы молодой ученый начал преподавать – репетиторство давало средства к существованию и не отвлекало от наук. Эразм мог сочинять и выпускать свои труды. Первой стала книга Adagia, которая представляла собой сборник изречений античных авторов.

Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке
А. Дюрер. Эразм Роттердамский

Благодаря своему интеллекту, скорому уму, ироничному взгляду на вещи Эразм очень легко завоевал признание в Европе, он быстро стал человеком исключительно популярным. Он был одним из первых гуманистов – приверженцев системы взоров на человека как на высшую ценность. Эразм не стремился к публичности, не искал влияния и должностей, был не из тех, кто проповедует с целью увлечь за собой как можно вяще последователей; он исследовал интересные ему материи, фиксировал результаты своих размышлений в литературных произведениях. Они, эти произведения, часто становились бестселлерами.
Чего стоит одинешенек тот факт, что в те годы – на рубеже XV и XVI веков – от 10 до 20 процентов всех продаж книг в Европе приходилось на сочинения Эразма Роттердамского. Одной из самых знаменитых сделалась работа «Похвала глупости», где в ироничной форме Эразм прошелся по основным порокам современного ему общества. Разумеется, большая доля сочинения относилась к церкви – вообще в те годы большая часть того, о чем писали, было связано с религией.

Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке
Страница из первого издания трактата «Похвала глупости» с иллюстрациями художника Ганса Гольбейна

На тот же этап пришлось распространение учение Мартина Лютера и начало Реформации. Лютер был одним из многих корреспондентов Эразма, другим сделался, ни много ни мало, Томас Мор, английский философ и государственных деятель. «Похвала глупости» была написана как способ скоротать часы во пора путешествия Эразма в Англию, к Мору. В этой стране философ бывал несколько раз, он вообще очень много путешествовал, ощущал себя тем, кого сейчас назвали бы космополитом, гражданином Европы.
Реформацию Эразм не поддерживал, но и церковь критиковал, оставаясь, несмотря на это, верующим католиком до крышки своей жизни. Одним из направлений его научной работы был перевод и изучение оригинальных текстов Священного Писания – ранее было принято изучать Библию через труды нескольких авторитетных ученых-богословов.

Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке
Покровителями и почитателями философа становились и правители европейских королевств, так, Карл Испанский

Эразма Роттердамского ценили как талантливого преподавателя. Сначала он получил звание почетного доктора в Туринском университете, после преподавал в Кембридже, был профессором богословия. Интеллект, эрудиция позволяли Эразму и быть интересным собеседником и полезным консультантом и для правителей тогдашней Европы. Английский двор не таил своей симпатии к философу, папа римский был его поклонником, а Карл Испанский – будущий император Священной Римской империи Карл V, какой тоже высоко ценил свое знакомство с Эразмом, – дал ему должность королевского советника, при этом не требуя выполнения каких-либо долгов, но определив философу щедрое вознаграждение. Это позволило ученому продолжать свои изыскания, не отвлекаясь на решение насущных вопросов сравнительно средств к существованию.

Эразм Роттердамский и его педагогические взгляды

Педагогические взгляды и вопросы воспитания составили важную часть наследства Эразма Роттердамского. Он знал, о чем говорит – во-первых, самостоятельно пройдя школьные реалии, фактически сохранявшие тогда средневековые традиции воспитания. А во-вторых, он видал процесс с другой стороны, занимаясь преподаванием. У Эразма были собственные взгляды на то, как сформировать счастливую и развитую личность.

Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке
Портрет Эразма труды Г. Гольбейна

Прежде всего Эразм, не приемлющий насилия ни в каком виде, призывал отказаться от наказаний, как телесных, так и словесных. В то пора нормальным считалось использование розг, палок, других методов физического воздействия на детей. Это познал и сам Эразм, который именовал школы «казематами для пыток».
Философ считал необходимым воспитывать ребенка без принуждения, через игры, находя нужные конфигурации обучения в зависимости от темперамента, характера ребенка. Начинать занятия следовало с трех лет, лучшим занятием для этого возраста ученый именовал изучение языков. Эразм рекомендовал тренировать память, а главное, между ребенком и учителем должны были складываться особенные доверительные взаимоотношения, без которых прогресс в учебе невозможен. Эразм считал важным физический труд, который нужен для развития личности.

Как 500 лет назад философ Эразм Роттердамский предлагал воспитывать детей, и Отчего с ним согласны в XXI веке
Монумент Эразму в Роттердаме

Петр I, который старался брать из Европы все лучшее, обратил внимание и на сочинения Эразма относительно педагогики и воспитания, возложив перевести их на русский язык и использовать как руководство. Эразм не позиционировал себя как образец для подражания, хотя мог бы – высот он достиг невиданных. Он стал первым настолько известным мыслителем в Европе, да и после него личностью подобного масштаба был разве что Вольтер.
Эразм выделялся непоседливостью, много путешествовал по Европе, был исключительно толерантен и осуждения других себе не позволял. Он не признавал насилия и был, по сути, пацифистом своего поре.
Эразм Роттердамский умер в 1536 году в Базеле, в Швейцарии.

С Эразмом дружил художник Ганс Гольбейн, написавший несколько портретов философа – художник, одна из полотен которого пугала Достоевского.

Вам также может понравиться