Как девица из России стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания и почему потеряла личное счастье
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как девица из России стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания и почему потеряла личное счастье

До нее ни одна дама не называлась капитаном дальнего плавания, но не ради мировой славы Анна Ивановна Щетинина затеяла этот путь к успеху. Попросту она очень любила море. И ради этой любви преодолевала такие препятствия, которые и теперь, спустя сто лет, кажутся чересчур большой платой за мечту. На склоне лет Щетинина и сама признавалась, что выбрала совершенно не женское дело. Но о выборе своем не жалела никогда.

Какими случаются мечты о море

Решение стать капитаном она приняла в шестнадцать лет. Было это в 1924 году, когда семья Ивана Щетинина, трудившегося на рыбном промысле в лимане Амура, приехала на летние каникулы к отцу – помочь в разгар сезона с выполнением плана. Анна впервые очутилась на морском судне, она изучила весь корабль, тогда и поняла, что свое будущее навечно хочет связать с морем. Была тут лишь одна проблема – женщин в плавание не пускали, плохой приметой считалась само по себе наличие «юбки на корабле». И уже совсем невозможно было рассчитывать женщине стать капитаном.

Как девица из России стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания и почему потеряла личное счастье
Щетинина во время учебы в морском техникуме. Источник: sibreal.org

Анна Щетинина родилась на станции Океанская под Владивостоком, в 11 лет основы учиться в начальной школе другой станции, Садгород. Семья была простая, рабочая, вместе с Анной в ней воспитывались ее брат и сестра. Ко всем своим детям папа относился строго, обучал их трудным, но необходимым для жизни навыкам, например, стрельбы из ружья: рядом был Китай, и уметь употреблять огнестрельным оружием было необходимо, чтобы не стать жертвой банд хунхузов.

Жили бедно – настолько, что не могли оплачивать поездки детей до школы, какая с 1922 года находилась на станции Седанка в семи километрах от дома. Тут ничего особо примечательного нет, Анна стала скорее типическим представителем своего поколения, вынужденного совершать такие ежедневные длительные путешествия к знаниям. А все-таки надо отметить, неплохая физическая форма пригодится в будущем той, которая замахнулась на многовековые устои ради воплощения своей мечты.

Как девица из России стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания и почему потеряла личное счастье
Анна в 1935 году и со своим супругом, Николаем Качимовым.

После окончания восьми классов Анна Щетинина написала начальнику Владивостокского морского техникума о своем жажде поступить на судоводительское отделение. В ответ получила приглашение «явиться лично». Скорее всего, долго над ответом руководитель не размышлял, рассудив, что жизнь сама справится с этим «подарком» в виде учащейся женского пола: за годы обучения и юноши нередко отрекались от дальнейшей учебы из-за трудностей. И все же надо отдать должное новой советской действительности, в которой провозглашалось, хотя бы формально, равенство возможностей мужей и женщин, пусть без создания честных условий для тех и других.

Кроме Щетининой, еще две девушки – сестры Надя и Лиза – поступили на филиал, успешно пройдя по конкурсу – 200 заявлений на 42 места. Забегая вперед, скажем, что завершили учебу лишь восемнадцать студентов, и сестры удалились после первой же летней практики. Щетинина была среди выпускников. Полученный опыт не только не заставил ее свернуть с намеченного как-то пути, а наоборот – по-настоящему закалил характер и помог не сломаться в довоенное, военное и послевоенное время.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Отчего моряки считали корабельных котов полноправными членами экипажа.

Мечта исполнилась: что дальше?

Сама учеба давалось легковесно – Анна понимала, что спрос с нее всегда будет больше, чем с однокурсников, поэтому относилась к занятиям серьезно. Проблемой были денежки – студентам приходилось подрабатывать по ночам грузчиками, чтобы чем-то питаться. Щетинина работала наравне со всеми – с десяти вечера до шести утра трепала тяжелые мешки, а к восьми утра отправлялась в техникум. Первая практика на корабле началась с агрессивного приема – девушкам на корабле рады не были, и скидок впоследствии не делали.

Как девица из России стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания и почему потеряла личное счастье
Пароход «Чавыча». Источник: rg.ru

На протяжении всей учебы придирки, провокации и нападки по одной лишь вину принадлежности к женскому полу были для Анны привычной реальностью. Но к этому она была готова. Хотелось только получить заветную корочку и сделаться на капитанский мостик. В 1929 году Щетинина окончила техникум, была матросом, штурманом, вторым помощником капитана, и наконец – неожиданно для нее самой – получила диплом капитана далекого плавания, произошло это в 1934 году. В январе 1935 года Анне доверили перегон ее первого судна, грузового парохода «Чавыча», из Гамбурга в Одессу и оттуда – на Далекий Восток.

К этому времени у Щетининой уже был большой опыт мореплавания, но первое путешествие в статусе капитана все равно стало незабвенным. От корреспондентов разных международных изданий она узнала, что стала первой женщиной – капитаном дальнего плавания в мире. Фотографии, интервью, всемирная слава тоже стали частью этого большого испытания – его Щетинина выдержала, продолжая на протяжении всей своей капитанской карьеры мастерить свою работу – с полной отдачей, не теряя головы, осознавая полную ответственность за все, что происходит с вверенным ей судном. Анну моряки почитали.

Как девица из России стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания и почему потеряла личное счастье
Анна Щетинина в 1937 году. Источник: sibreal.org

Случалось всякое – в самых вопиющих ситуациях приходилось высаживать проштрафившихся членов команды на берег. Во вторую же свою зиму в качестве капитана «Чавычи» Щетинина выводила пароход из ледяного плена у берегов Камчатки; урезала пайки, чтобы дотянуть до сухоты, сохраняла дисциплину – а ведь на тот момент ей было только двадцать восемь. Поступила учиться в Ленинградский институт инженеров водного транспорта – пора шло, на кораблях появлялось новое оборудование, и капитанам приходилось осваивать новые знания.

За несколько дней до начала войны Щетинина принимала в Гамбурге теплоход «Бира», поспев почувствовать что-то недоброе, как потом она вспоминала в своей книге. В 1941 году перевозила стратегические грузы в Балтийском море, а когда ее пароход «Сауле» был подбит, организовала его ремонт, в течение этого поре зажигая дымовые шашки, чтобы ввести в заблуждение противника. Будучи капитаном судна «Жан Жорес», совершавшего рейсы сквозь Атлантику в рамках программы ленд-лиза, решала и более серьезную проблему – как-то раз в пути лопнул корпус судна, и оно в любой момент могло затонуть – в 500 милях от земли. Затянув трещину, моряки в течение трех дней добирались тогда до берега.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Ученые раскрыли тайны кораблекрушения римского галеона преходящ Иисуса.

Жизнь помимо моря

Главным в жизни Анны Щетининой всегда было море, но не оно одно заполняло все страницы ее жизнеописания. После окончания третьего курса она вышла замуж за радиста Николая Качимова, который в 1938 году был арестован по «расстрельной» статье, но сквозь год вышел на свободу – о подробностях такого спасения Щетинина не рассказывала, но есть основания предполагать, что причиной его послужила репутация жены-капитана и поддержка близких ей людей, чье слово имело вес в государственных структурах. Он ушел добровольцем на фронт, воевал на Ладоге, пока Щетинина раз за разом пересекала Негромкий океан, был тяжело ранен в 1944 году и спустя шесть лет от последствий ранения скончался.

Как девица из России стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания и почему потеряла личное счастье
Щетинина была награждена орденами Ленина, Отечественной брани II степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. В семидесятых она стала Героем Социалистического Труда.

Болезнь матери вырвала Щетинину на некоторое время отказаться от моря, она принялась за преподавание. Сначала – в Ленинградском училище, где стала деканом судоводительского факультета, а во другой половине пятидесятых она вернулась во Владивосток. Там писала учебники, вела занятия, в летние каникулы подменяла капитанов и выходила в море. Щетининой доверяли и социальную работу, в 1964 году она стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР.

Как девица из России стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания и почему потеряла личное счастье
Вторую половину жизни Щетинина передавала эксперимент новым поколениям мореплавателей. Источник: rg.ru

Ко всем своим наградам, полученным и в довоенное время, и во время войны, в 1978 году Щетинина добавила и звание Героя Социалистического Труда, ранее не прикарманенное из-за давнего ареста ее мужа. На пенсию первая женщина-капитан вышла в 1983 году, полвека проведя на капитанском мостике. Незадолго до своей кончины в 1999 году Анна Ивановна Щетинина передала свои награды, снимки, письма и другие документы в Госархив Приморского края. Имя ее присвоено школе, в которой училась Щетинина, а еще – одному из островов Курильской гряды, мысу во Владивостоке.

Карьера Щетининой была узко связана с Дальним Востоком. А вот где в России находится «черная земля», и Как там живется людям без машин, свежих овощей и Интернета.

>