Как древний языческий святилище стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как древний языческий святилище стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр

Святой Грааль, чудотворная чаша, историю которой связывают с Тайной вечерей и распятием Христа, рыцарями Круглого стола, магами Третьего рейха… Одним из пунктов, где, предположительно, был скрыт Грааль, считают замок Монсегюр на юге Франции. Однако судьба замка Монсегюр, последнего убежища еретиков-катаров, цела тайн и без упоминания этого древнего артефакта.

Как древний языческий святилище стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр
Вид на гору Монсегюр.

Руины замка Монсегюр расположены на вершине неприступной горы – сообщают, именно от ее старинного названия, Мон-гюр, «Надежная гора», и произошло слово, веками будоражившее умы искателей приключений. Сам замок мощно пострадал во время драматических событий осады Монсегюра и уничтожения катарской ереси, но и сейчас наводит трепет на туристов, рискнувших возвыситься к нему.

Как древний языческий святилище стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр
Внутренний двор замка.

В истории появления, расцвета и гибели катаров – множество белых пятен. Первые упоминания об этом еретическом течении относятся к XI столетию. Предположительно, катаризм проник в Южную Францию из Италии, однако его корни – в Средней Азии, Сирии, Палестине, Индии… Суть учения катаров заключалась буквально в вытекающем: ад – на земле. Мир, в котором мы живем, радуемся и страдаем, полон зла, и именно он и есть настоящая преисподняя. Никакого наказания за грехи не последует – оно уже настало. Однако, очистившись, после смерти людские души могут подняться к Свету, в царство небесное, преисполненное добра и благодати. Что увлекательно, катары были едва ли не первыми идеологическими чайлдфри среди мирян. Они считали, что приводить новых людей в земной ад – сегодняшнее преступление, поэтому выступали за ограничение рождаемости и блюли целибат. Правда, существуют легенды о неистовых катарских оргиях…

Как древний языческий святилище стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр
Крепостная стена замка.

Если катары-«профаны», прозелиты, просто придерживались довольно аскетического образа жизни, то верхняя прослойка еретиков, «совершенные», напоминали скорее тайное общество со массой странных ритуалов, запретов, правил. «Совершенные» катары облачались в черное, отказывались от владения имуществом, занимались пропагандистской деятельностью и даже основали на юге Франции четыре епископства, самостоятельных от католической церкви. От скрытой критики католицизма катары перешли к прямому конфликту, нападали на представителей католического духовенства, поджигали святилища. Особенно опасными противниками делало их полное пренебрежение «профанов» к собственной жизни и стремление умереть в бою.

Как древний языческий святилище стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр
Вид на замок снизу. Как-то на этом месте был языческий храм.

Катаризм был очень распространен среди представителей знати. В Тулузе, Лангедоке, Русильоне, Гаскони цельные семьи обращались к катарской ереси. Особенно поддерживали еретиков женщины из высшего общества – вероятно, потому, что отказ от деторождения позволял им скинуть с себя тяжкую обязанность бесконечных беременностей и родов. Как бы то ни было, число и влияние катаров росло, а католическая церковь ничего не могла с этим сделать. Диспуты, проповеди, увещевания обратились в стычки, а затем и в масштабный религиозно-политический конфликт. Поводом послужило то, что оруженосец графа Тулузского, отлученного от церкви из-за симпатии к катарам, летально ранил копьем католического священника, представителя Ватикана. Вскоре против еретиков южно-французских земель был организован крестовый поход. Кровь катаров и католиков лилась на землю, алая, слово вина, какими славятся те края. Загорелись первые в истории костры инквизиции…

Как древний языческий святилище стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр
На территории замка Монсегюр. Фотография Дмитрия Новицкого (www.nodima.ru).

Еще в начине войны «совершенные» главы катаризма организовали реставрацию и укрепление древней крепости на горе Монсегюр. В незапамятные времена тут располагалось святилище Балиссены (аналог Астарты или Артемиды). На три десятилетия Монсегюр стал оплотом катаров. Неуловимые, они спускались по скрытым горным тропам, чтобы устроить очередную «кровавую баню» инквизиторам. Казалось, катарам помогает какая-то могущественная мистическая мочь – иначе как объяснить то, что тридцать лет Монсегюр оставался непокоренным?

Как древний языческий святилище стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр
На территории замка Монсегюр. Фотография Дмитрия Новицкого (www.nodima.ru).

Заключительная, самая жуткая и долгая осада Монсегюра длилась почти год. Двенадцать рыцарей, их оруженосцы, полсотни латников, их семьи и два катарских епископа одиннадцать месяцев доблестно отстаивали замок, который регулярно подвергался обстрелам из камнеметной машины – новейшего изобретения военных инженеров. Когда катары постигли, что гибель неизбежна, они отправили двоих человек спрятать в горах (предположительно, в графстве Фуа) свое самое главное сокровище. А затем отдали замок. Пораженные силой их духа, католики предложили еретикам отказаться от порочного вероучения – в обмен на сохранение жизней. Однако катары отказались и со удивительной радостью приняли смерть на костре.

Как древний языческий святилище стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр
Стелла с крестом катаров около замка Монсегюр.

О спрятанном сокровище катаров до сих пор ходят самые невообразимые легенды, как и о том, что на самом деле происходило в крепости Монсегюр и почему это место обладает такой странной силой. В XVI веке замок был отстроен наново, и, по-видимому, ничего таинственного в нем обнаружено не было. В середине XIX века простестансткий пастор Наполеон Пейра написал романтическую историю о еретиках, выстроивших Монсегюр как Храм Духа и похоронивших там, в подземельях, покровительницу катаров – графиню Эсклармонду де Фуа.
В начале XX века на волне повального интересы спиритизмом и так называемого кельтского ренессанса сформировалось устойчивое мнение, что тайной Монсегюра была не могила и не языческий храм, а святой Грааль. Эту историю в пересказе беллетриста Отто Рана приняли за исторический факт члены Аненербе, которые в 1944 году, по слухам, предприняли попытку воздушного штурма Монсегюра (однако никаких буквальных данных об этом событии нет). В 90-е годы была издана книга «Святая кровь и Святой Грааль», достаточно вольно трактующая события в Монсегюре – авторы полагают, что святым Граалем бывальщины останки жены Иисуса Христа. Этой книгой вдохновлялся писатель Дэн Браун, создавая нашумевший «Код да Винчи».
Сегодня Монсегюр отворён для туристов. Восставший из праха, он все так же гордо стоит на вершине горы – и кто знает, какими еще тайнами наделит его богатое человеческое воображение?

Текст: Софья Егорова.

>